СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционный урок по русскому языку для 6 класса. Одушевлённые и неодушевленные имена существительные . Повторение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поговорим о грамматических признаках одушевленных и неодушевленных существительных. 

ЗАПОМНИ!! Понятие об одушевлённости/неодушевлённости в грамматике не всегда совпадает с нашими представлениями о живом/неживом.  

Просмотр содержимого документа
«Дистанционный урок по русскому языку для 6 класса. Одушевлённые и неодушевленные имена существительные . Повторение.»

Тема. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «Кто?» и обозначают живых существ.

 

Грамматический признак одушевлённости — совпадение форм винительного и родительного падежей во множественном числе.

У существительных мужского рода 2-го склонения эти формы совпадают и в единственном числе.

 

И. п.

Это (кто?) школьник

Это (кто?) школьницы

Это (кто?) школьники

Р. п.

Нет (кого?) школьника

Нет (кого?) школьниц

Нет (кого?) школьников

В. п.

Вижу (кого?) школьника

Вижу (кого?) школьниц

Вижу (кого?) школьников

 

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «Что?» и обозначают неживые предметы.

 

Грамматический признак неодушевлённости — совпадение форм винительного и именительного падежей во множественном числе.

У существительных мужского рода 2-го склонения эти формы совпадают и в единственном числе.

 

И. п.

Это (что?) стул

Это (что?) стулья

Это (что?) табуретки

В. п.

Вижу (что?) стул

Вижу (что?) стулья

Вижу (что?) табуретки

 

ЗАПОМНИ!! Понятие об одушевлённости/неодушевлённости в грамматике не всегда совпадает с нашими представлениями о живом/неживом.
Дуб, берёза, шампиньон и другие растения и грибы в биологии считаются объектами живой природы, но в грамматике эти существительные — неодушевлённые (это дуб/берёзы/шампиньоны — И. п.; вижу дуб/берёзы/шампиньоны — В. п.).
Некоторые существительные, обозначающие неживые предметы (снеговик, кукла, идол и др.), — грамматически одушевлённые (нет снеговика/кукол/идолов — Р. п.; вижу снеговика/кукол/идолов — В. п.).


2часть урока. Работа по учебнику. П.44, стр.131. прочитай с разбором примеров.

Упражнение 243 выполни письменно в тетради.

3часть урока. Словообразование на службе у орфографии. Ознакомься и будь готов к устному ответу.

Умение определять способ образования слова помогает грамотно писать.

Например, известно, что суффикса -чек- не существует. Почему же тогда в слове «грибочек» пишется буква Е?

Ответить на этот вопрос нам поможет словообразовательный анализ:

гриб + суффикс -ок — грибок (чередование Ч//К) + суффикс -ек — грибочек.

Мы видим, что в слове «грибочек» есть два суффикса — -оч- и -ек-, это помогает нам подобрать нужное правило для объяснения орфограммы в суффиксе — «Правописание суффиксов -ик и -ек».



Д.з. упр. 244 на  e.mail.ru