СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционный урок по теме "Морфемика и словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение в конце года

Просмотр содержимого документа
«Дистанционный урок по теме "Морфемика и словообразование"»

Шестое мая.

Тема: Морфемика и словообразование


Инструкция:


1. На стр.192 в учебнике устно ответьте на вопросы под звездочкой*. Сделайте вывод: на все ли вопросы вы ответили? Нужна ли вам помощь? Тогда приступаем ко второму пункту инструкции.


2


. Прочитайте теоретический материал.



ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ ПО ТЕМЕ

1. Морфемика изучает состав слова или морфемы. Слово может состоять из следующих морфем: приставка, корень, суффикс, окончание.


Например



2


. Разбор слова по составу называется морфемный разбор. Вспомните план разбора слова по составу


3


. Словообразование изучает способы образования слов. Слова в русском языке образуются разными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую.



Порядок словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.

  2. Объяснить значение через значение ближайшего родственного слова.

  3. Указать, с помощью какой морфемы (каких морфем) образовано слово.

  4. Указать способ словообразования.

Пример

Заметались — форма глагола заметаться.

Заметаться — ‘начать метаться’, заметатьсяметаться;

Способ словообразования — приставочный.


4. ПОТРЕНИРУЕМСЯ (устно)

Подчеркните слова, образованные приставочным способом.

Прозвучать, прокатиться, прозвенеть, разлететься, пригорок, вздох.


Алгоритм выполнения задания:

  1. прочитать слова и убедиться, что во всех есть приставка;

  2. найти к каждому слову ближайшее родственное, с его помощью объяснить лексическое значение исходного слова;

  3. определить, какая морфема участвует в образовании слова;

  4. определить способ словообразования.


Прозвучать– недолгое время звучать.

Прозвучать ← звучать (приставочный).


Прокатиться– катясь, продвинуться.

Прокатиться ← катиться (приставочный).


Прозвенеть– недолгое время звенеть.

Прозвенеть ← звенеть (приставочный).


Разлететься–улететь (лететь) в разные стороны.

Разлететься ← лететь (приставочно-суффиксальный).


Пригорок – небольшая гора.

Пригорок ← гора (приставочно-суффиксальный).


Вздох – от вздохнуть.

Вздох ← вздохнуть (бессуффиксный).

Ответ: прозвучать, прокатиться, прозвенеть.


3. Данную теорию можно посмотреть по ссылке

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1964/main/


4. Письменно в тетради выполните задания 1 и 2. Фото задания отправить на сайт школы или учителю в ВК.


З адание 1. Разберите слова по составу (10 баллов)

П ример: ночной

Ч еловечный, беспомощный, домище, сбегать, бессмысленный, самовар, слушаешь, написал, бегущий, снежный.


З адание 2. Определите способ образования слов (5 баллов).

П ример: ночной ночь (суффиксальный)

Весовой, вытереть, пригородный, водовоз, мороженое.


Оценивание:

«5»- 15-14 баллов

«4»- 13-11 баллов

«3»- 8-10 баллов

«2»- 0-7 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!