Шестое мая.
Тема: Морфемика и словообразование
Инструкция:
1. На стр.192 в учебнике устно ответьте на вопросы под звездочкой*. Сделайте вывод: на все ли вопросы вы ответили? Нужна ли вам помощь? Тогда приступаем ко второму пункту инструкции.
2
. Прочитайте теоретический материал.
ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ ПО ТЕМЕ
1. Морфемика изучает состав слова или морфемы. Слово может состоять из следующих морфем: приставка, корень, суффикс, окончание.
Например
2
. Разбор слова по составу называется
морфемный разбор. Вспомните план разбора слова по составу
3
.
Словообразование изучает способы образования слов. Слова в русском языке образуются разными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую.
Порядок словообразовательного разбора
Поставить слово в начальную форму.
Объяснить значение через значение ближайшего родственного слова.
Указать, с помощью какой морфемы (каких морфем) образовано слово.
Указать способ словообразования.
Пример
Заметались — форма глагола заметаться.
Заметаться — ‘начать метаться’, заметаться ← метаться;
Способ словообразования — приставочный.
4. ПОТРЕНИРУЕМСЯ (устно)
Подчеркните слова, образованные приставочным способом.
Прозвучать, прокатиться, прозвенеть, разлететься, пригорок, вздох.
Алгоритм выполнения задания:
прочитать слова и убедиться, что во всех есть приставка;
найти к каждому слову ближайшее родственное, с его помощью объяснить лексическое значение исходного слова;
определить, какая морфема участвует в образовании слова;
определить способ словообразования.
Прозвучать– недолгое время звучать.
Прозвучать ← звучать (приставочный).
Прокатиться– катясь, продвинуться.
Прокатиться ← катиться (приставочный).
Прозвенеть– недолгое время звенеть.
Прозвенеть ← звенеть (приставочный).
Разлететься–улететь (лететь) в разные стороны.
Разлететься ← лететь (приставочно-суффиксальный).
Пригорок – небольшая гора.
Пригорок ← гора (приставочно-суффиксальный).
Вздох – от вздохнуть.
Вздох ← вздохнуть (бессуффиксный).
Ответ: прозвучать, прокатиться, прозвенеть.
3. Данную теорию можно посмотреть по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1964/main/
4. Письменно в тетради выполните задания 1 и 2. Фото задания отправить на сайт школы или учителю в ВК.
З адание 1. Разберите слова по составу (10 баллов)
П ример: ночной
Ч еловечный, беспомощный, домище, сбегать, бессмысленный, самовар, слушаешь, написал, бегущий, снежный.
З адание 2. Определите способ образования слов (5 баллов).
П ример: ночной ночь (суффиксальный)
Весовой, вытереть, пригородный, водовоз, мороженое.
Оценивание:
«5»- 15-14 баллов
«4»- 13-11 баллов
«3»- 8-10 баллов
«2»- 0-7 баллов