Здравствуйте ребята! Прежде чем приступить к изучению нового материала, хочу обратиться к Вам с напутственными словами. В связи со сложившейся ситуацией, вам необходимо изучать материал самостоятельно. Отнеситесь к процессу дистанционного обучения максимально серьезно.
Обратите внимание на хронометраж, старайтесь каждый этап урока выполнять в заданном регламенте!!!
Ход урока
I. Организационный этап (30 секунд)
Все ли принадлежности, необходимые для урока, находятся рядом (учебник, ручка, тетрадь и таблица Д.И. Менделеева)
II. Изучение нового (16 минут)
Тема урока: Степень окисления.
Цель урока: сформировать понятия cтепень окисления, окислительно-восстановительная реакция, окислитель, восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления.
Задачи:
1. Продолжить изучение валентности. Дать понятие степени окисления. Рассмотреть виды степеней окисления: положительная, отрицательная, нулевое значение. Сформировать умения определять степени окисления химических элементов по формулам, составлять формулы соединений по степеням окисления химических элементов.
2. Развивать память, логическое мышление, внимание через сравнения, обобщения, выделение главного при изучении нового материала. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы.
Приступаем:
1. Поработай с текстом учебника. Что такое степень окисления? Запиши определение на страницы учебника 201. (2 минуты)
2. Разберем Правила определения степеней окисления: (4 минуты),
1. У свободных атомов и у простых веществ степень окисления равна 0:
Al, H2, N2, S, K, Cl2.
2. Металлы во всех соединениях имеют положительную степень окисления (ее максимальное значение равно номеру группы):
а) у металлов главной подгруппы I группы +1;
б) у металлов главной подгруппы II группы +2;
в) у Al +3.
3. В соединениях кислород имеет степень окисления -2
(исключение O+2F2 и пероксиды: H2O2-1; K2O2-1).
4. В соединениях с неметаллами у водорода степень окисления +1, а с металлами -1.
5. В соединениях сумма степеней окисления всех атомов равна 0.
Na+1Cl-1 K2+1S-2
+1 - 1 = 0 (2 · 1) - 2 = 0
3. Если формула состоит из трех элементов? Как провести расчет степеней окисления каждого элемента? Прочитайте алгоритм вычисления страница учебника 202. (2 минуты) . Еще раз подведем итог:
H2+1S+6O4-2
(1 · 2) + 6 - (2 · 4) = 0
4. Какая реакция относится к окислительно-восстановительным? (8 минут)
В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов называется окисление.
H20 - 2ē → 2H+
Процесс присоединения электронов называется восстановление:
S0 + 2ē → S-2
Атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны являются окислителями, а которые отдают электроны - восстановителями.
5. Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса:
В этом методе сравнивают степени окисления атомов в исходных веществах и в продуктах реакции, при этом руководствуемся правилом: число электронов, отданных восстановителем, должно равняться числу электронов, присоединённых окислителем.
Для составления уравнения надо знать формулы реагирующих веществ и продуктов реакции. Рассмотрим этот метод на примере.
Составить схему реакции.
Al + HCl → AlCl3 + H2
Определить степени окисления элементов в реагентах и продуктах реакции.
Al0 + H+1Cl-1 → Al+3Cl3-1 + H20
Определить, является реакция окислительно-восстановительной или она протекает без изменения степеней окисления элементов. Эта реакция является ОВР.
Определить восстановитель и окислитель.
Al0 – 3 ē → Al+3 восстановитель
2H+1+ 2 ē → H20 окислитель
5.Определить, какой элемент окисляется, (его степень окисления повышается) и какой элемент восстанавливается (его степень окисления понижается), в процессе реакции. Al0 → Al+3 окисляется
H+1→ H20 восстанавливается
6. Сбалансировать число электронов между окислителем и восстановителем.
Al0 – 3 ē → Al+3
6
2H+1+ 2ē → H20
Расставить коэффициенты перед формулами окислителя и восстановителя.
2Al +6 HCl → 2AlCl3 + 3H2
8.Проверить уравнение реакции.
9. Посчитаем количество атомов справа и слева, если их будет равное количество – уравнение мы уравняли.
III. Закрепление изученного (8-9 минут)
№1.Определите степень окисления элементов в веществах. Расчет проведите под каждой формулой по образцу ранее разобранного материала или используйте учебник страница 202.
AlCl3; Li3N; SO3; KH
№2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель):
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
IV. Рефлексия (1 минута)
А теперь вернемся к цели и задачам урока.
Все ли рассмотрели и изучили? Объективно оцени себя: всё ли сможешь воспроизвести? У тебя есть возможность прочитать § 57 учебника на стр. 199-202.
До свидания.