СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль и другие материалы). Создание костюма (на мини-манекен или куклу)-1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект  - позволяет учащимся, в условиях дистанционного обучения самостоятельно изучить материал, выполнить задание, провести рефлексию, определить уровень обученности и приобретённых навыков. ... ... ... ... ...

Просмотр содержимого документа
«Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль и другие материалы). Создание костюма (на мини-манекен или куклу)-1»

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

ПО ПРЕДМЕТУ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»


Предмет: Художественный труд

Класс 5

3 четверть

Урок №6

Учебник

Художественный труд: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Р.Ш.Алимсаева, И.А.Развенкова, Н.А.Якупова, О.С.Лосенко, Е.Е.Велькер.- Кокшетау: Келешек- 2030, 2017 г.

Ссылка на электронный учебник.

https://www.okulyk.kz/wp-content/books/162/162.pdf

Учитель

Подлубная Л.В.

КГУ гимназия №25, г. Алматы

Раздел

Дизайн и технология

Тема урока

Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль и другие материалы). Создание костюма (на мини-манекен или куклу)

Цель урока

Чему ты научишься на уроке, что запомнишь.

- Выполнять задания по разработке дизайна простых объектов, соблюдая основные законы композиции и основываясь на опыте других (художников, ремесленников, дизайнеров);


Порядок действий

Пояснение к действиям

Повтори

  • Как вы понимаете значение слова дизайн?

Изучи и запомни

Законы композиции и пропорций в одежде: силуэт, цвет и структуру использования ткани.

дизайн - это продумывание и создание человеком красивых и удобных вещей и всего окружающего.

Источник: https://znaytovar.ru/s/Klassifikaciya_i_xarakteristika6.html

http://www.znaytovar.ru/s/Klassifikaciya_i_xarakteristika6.html

Классификация и характеристика ассортимента швейных изделий

Ассортимент швейных изделий очень разнообразен и включает множество видов одежды.

Классифицируют швейные изделия следующим образом:

по назначению: бытовые; спортивные; специальные; ведомственные; национальные;

по стилевому решению: классические; спортивные; "фантази";

по применяемым материалам: из тканей; нетканых материалов; пленочных материалов; дублированных материалов; искусственной кожи; натуральной кожи; из сочетаний различных материалов;

по сезону носки: летние; демисезонные; зимние; внесезонные;

по половозрастному признаку: женские; мужские; детские (для школьного, дошкольного и ясельного возрастов);

по размерам, ростам и полнотам. Для женской фигуры обозначают параметры: рост; размер (обхват грудной клетки по наиболее выступающим точкам) и полнота (обхват бедер), для мужской — рост; обхват грудной клетки; обхват талии; обхват шеи (для сорочек);

по характеру опоры: плечевые; поясные; перчаточные; головные уборы.

Законы композиции костюма

Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья, - нечто большее, нежели простая шутка.

Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т.е. правильно сгармонированным соотношением его элементов, частей и деталей.

Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.

Общая форма одежды воспринимается человеком в первую очередь, затем -цвет, составные элементы формы и лишь в последнюю очередь - детали и подробности. В основе костюма можно встретить три основные геометрические формы и их видоизменения: прямоугольник, овал и треугольник. От выбора формы костюма зависит впечатление, которое вы производите на окружающих. Прямоугольные формы всегда подразумевают стабильность, рациональность, деловитость. Овал и круг олицетворяют замкнутость, спокойное движение, мягкость и легкость. Треугольные формы костюма создают ощущение движения, динамики, легкомыслия, романтики.

На основе этих простых геометрических фигур в современной женской одежде сформировались такие силуэты (силуэтные формы), как Мешок/Sacco, Прилегающий/Aderente, Трапеция/Ampia, Колокол/Сатрапа, Ампир/lmpero, Амфора/Anfora, Бал-лон /Palloncino, Мужской/Maschile.

Композиция костюма — это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается: 

  • общая форма одежды

  • цвет и составные элементы формы

  • детали и подробности

Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции, к которым относятся:  

  • пропорции

  • ритм

  • симметрия-асимметрия

  • нюанс и контраст

  • ритм

  • цветовое решение

Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и, таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.

Первый закон композиции - цельность, или наличие целого

Главное качество композиции - именно цельность. Художник объединяет отдельные части так, чтобы они образовали целое - будь это храм, скульптура, картина или платье. С цельностью связывают легкость восприятия форм. Закон цельности выражает неделимость целого. Выразительную характеристику цельности дал художник Н.Н. Волков: Композиция - это такой состав и расположение частей целого, когда ничего нельзя изъять без ущерба для целого, ничего нельзя поменять местами, ничего нельзя присоединить.

Важным признаком цельности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса и подобия. Контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала. Нюанс - своего рода переходная величина от контраста к подобию; нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме. Подобие - повторение в различных вариациях одного и того же элемента.

Второй закон композиции - закон пропорций

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.

Пропорции выступают в виде различных математических отношений, как простых, так и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается золотое сечение, когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону, голова человека составляет 7в длины тела, а линия талии делит его в пропорции 5:8.

Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей - все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.

Иногда и хорошо сшитая одежда не создает впечатления завершенности, целостности. Костюм будет выглядеть элегантно, если при его создании соблюдены следующие правила пропорций.

Принцип золотого сечения (3:5, 5:8, 8:13). Соблюдение этого принципа вызывает наиболее гармоничное восприятие; рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения рассчитывается длина жакета

Третий закон композиции - закон симметрии

Симметрия с давних пор считается одним из важных условий красоты формы. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности.

Асимметрия в костюме - это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она акцентирует внимание зрителя на динамичности построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешенна, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов 

Четвертый закон композиции - закон ритма

Важнейший признак ритма - повторение элементов и интервалов между ними. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.

Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным.

Частный случай ритма - метр, то есть геометрически правильный ритм. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки и представляет простейший способ пропорционирования (деления на равные части). Метр создает впечатление упорядоченности и уравновешенности.

Ритм в костюме могут создавать такие элементы: членение (линии конструктивные или декоративные), цвет (полоски, клетка и пр.), фурнитура (пуговицы и пр.).

По способу организации ритм в костюме может быть пяти видов:

  • горизонтальный (горизонтальные полоски)

  • вертикальный

  • спиральный

  • диагональный

  • радиально-лучевой

Последние три вида придают форме впечатление стремительного движения.

Метрическая организация в костюме может быть рядовая (складки) или осевая (пуговицы, карманы)

Пятый закон композиции - выделение главного в составе целого

В дереве главное, вокруг чего объединяются все его части, - ствол; у животных - это позвоночник. В композиции главное - композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.

Композиционным центром называется тот предмет (часть предмета или группа предметов), который расположен в составе целого так, что первым бросается в глаза.

Предмет, выполняющий роль композиционного центра, не обязательно должен быть самым крупным - просто он должен привлекать внимание зрителя, приглушать отвлекающие контрасты и второстепенные детали, подчиняя все главному.

В костюме роль композиционного центра обычно отводится деталям. Контраст

делает образ костюма более ярким и выразительным (рис. 9,10,11). На рисунке 9 центром композиции является огромный бант. В композиции платья, изображенного на рисунке 10, доминируют рукава: они привлекают внимание необычной формой и массой. Акцент в костюме на рисунке 11 поставлен на плече; контраст прямого облегающего платья и округлой детали создает классический и немного экстравагантный образ.

Центр композиции в костюме есть практически всегда. Если костюм полностью черного цвета, центром композиции может быть прическа или макияж. Если композиционным центром является какая-либо деталь (шляпа, перчатки, бант, рукава), то она должна отличаться цветом, формой, фактурой или массой, привлекать внимание интересным дизайном. В этом случае все другие детали и аксессуары служат фоном и призваны подчеркнуть центр, а не отвлекать от него внимание.

Если центр композиции расположен по центру фигуры, то он привлекает внимание к телу - к груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу устойчивость, основательность. Если композиционный центр отсутствует, то образ не читается, не выразителен, не запоминается или распадается, то есть не отличается целостностью.

Ответь на вопросы

  • Какие виды одежды вы знаете?

  • Для чего предназначена спортивная/нарядная/бытовая/форменная одежда?

Выполни задание

Создание коллажа на тему «Я – дизайнер» с использованием различных подручных материалов и вырезок из газет, фотографий и журналов.

Учащиеся выбирают определенный стиль и создают эскиз коллекции одежды для лета для бумажной куклы, основываясь на законах композиции, соблюдение силуэтных линий и форм.

Итог

Подведем итог (Рефлексия)

Что ты узнал на уроке?

Что понял?

Чему научился?






Что было для тебя самым сложным и почему?



Обратная связь учителя

Комментарии учителя


Примечание:

Выполненное задание ученик отправляет по электронной почте или через приложение WhatsApp