СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дизайн проект "Цвети, мой школьный двор", МБОУ Лицей №23, г. Кемерово

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект позволяет благоустроить школьный участок. Используются разные разные стили ландшафтных дизайнов.

Просмотр содержимого документа
«Дизайн проект "Цвети, мой школьный двор", МБОУ Лицей №23, г. Кемерово»

Дизайн проект «Цвети, мой школьный двор»

Голованова Мария 10 класс, МБОУ Лицей №23,

Ахметзянова Екатерина 10 класс, МБОУ Лицей №23

Научный руководитель: Качаева Людмила Александровна, учитель биологии, МБОУ Лицей №23,

г. Кемерово

Актуальность проекта заключается в том, что не создана система мониторинга оценки экологической комфортности пришкольного участка и школьного здания для проведения учебных занятий.

Школьники, родители, учителя лицея вносят посильный вклад в дело охраны природы. Пришкольная территория – наш зеленый дом, где проводятся экскурсии, уроки, создаются проекты по экологии и биологии. Учебно-опытный участок постоянный победитель и призер городского конкурса «Лучший пришкольный участок». Это наше богатство и гордость, поэтому мы должны приумножать и сохранять этот красивый уголок нашего лицея, города.

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит, не очень эстетично: где-то зарос густым дерном, кустарниками, много поросли вокруг деревьев. Также нет места для отдыха рядом с пришкольным учебно-опытным участком. Анкетирование обучающихся, работников школы, местного населения показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголок с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, скамейками, беседкой. Так родился проект по озеленению и благоустройству школьной территории.

Цель: создание паспорта школьного участка для улучшения экологического состояния, дальнейшего озеленения, благоустройства территории.

Задачи:

1.Изучить месторасположение школы, природно-климатические условия

территории

2.Определить видовой состав растений

3.Произвести количественный учет зеленых насаждений

4.Оценить экологическое состояние почвы, растительности

5.Составить план-схему школьного участка

6. Разработать дизайн проект школьного участка, реализовать его с привлечением спонсора ООО «Сибирский кедр»

Объект исследования: пришкольный участок

Предмет исследования: видовое разнообразие растений школьного участка.

Методы, используемые в ходе реализации проекта:

Анкетирование, социологический опрос, изучение, анализ литературы по благоустройству пришкольного участка, химический анализ.

Методика Паспорт школьного участка был составлен по методике инвентаризации городских насаждений А.А. Аболина.

Под учебно-опытный участок отводится земельная площадь 1000 кв. м. Участок со всех сторон огорожен забором, вокруг участка живая изгородь (тополь, береза, ель, липа).

На учебно-опытном участке находятся отделы: цветочно-декоративный, полеводства, дендрологический, лекарственный, плодово-ягодный и экологический, на котором располагается альпийская горка и каменистый сад.

Для оформления школьных цветников используются как однолетние (петунии, бархатцы, алиссум, настурция, сальвия), так и двулетние (маргаритки, виола) и многолетние растения (ирисы, флоксы, лилии, люпины, примула, ромашка садовая).

Отдел полеводства представлен двумя делянками, на которых произрастают злаковые растения: овёс, пшеница.

Экологический отдел является наглядной демонстрацией взаимосвязей в природе и представляет разнообразие растений с различными требованиями к условиям жизни: светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые, ксерофиты и гигрофиты. Альпийская горка и каменистый сад имитируют горный ландшафт. Эстетика каменистых садов отвергает искусственность и симметрию. Им всегда придается облик природного уголка. Здесь растут влаголюбивые растения: ирис, примула, камнеломка. Дендрологический отдел: знакомит лицеистов с основными породами хвойных и лиственных пород древесных и кустарниковых растений Кемеровской области, с агротехникой их выращивания, с использованием деревьев и кустарников для озеленения. Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, изготовления наглядных пособий и коллекций.

Зоологический отдел способствует развитию интереса и воспитанию любви детей к животным, умению привлекать птиц и насекомых-помощников на учебно-опытный участок. В зоологическом отделе на стволах деревьев размещены школьниками кормушки, искусственные гнездовья. Зимой кормушки посещают большие синицы, домовый воробей, сизый голубь, поползни, дятлы, сороки.

Лекарственный отдел - выращиваются такие лекарственные растения, как ландыш майский, бадан толстолистный, черемуха обыкновенная, сирень.

Плодово-ягодный отдел - способствует расширению кругозора учащихся о особенностях строения, размножения и выращивания малины, земляники, смородины, крыжовника.

Зеленый класс находится на школьном учебно-опытном участке и предназначен для индивидуальной и групповой работы школьников. Здесь проводятся практические занятия, экскурсии по биологии, экологии, географии. Учебно-опытный участок расположен во дворе, между жилыми домами и вдали от оживлённых дорог и промышленных предприятий. Основная часть учебно-опытного участка находится в полузатенённом месте, на северо-востоке от здания школы.

Почва учебно-опытного участка лицея - среднесуглинистая, по механическому составу: полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы – мелко-средне-комковатая; цветочно-декоративный и экологический отделы – средне-ореховато-пылеватая; дендрологический отдел – средне-комковатая.

По физическим свойствам:

Полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы – среднеслабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;

Цветочно-декоративный отдел – слабоемкая, среднепроницаемая, плохо аэрированная;

Дендрологический отдел – слабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;

Экологический отдел – среднеслабоемкая, слабопроницаемая, полохо аэрированная.

По химическому составу:

Полевой, лекарственный, цветочно-декоративный отделы – рН=6,6; наличие: Са2+;

Плодово-ягодный отдел – рН=6,5; наличие: Са2+;

Дендрологический и экологический отделы – рН=6,2; наличие: Са2+; Cl-.

Выявлена зависимость состояния растительности от качества почвы: на полевом, плодово-ягодном и цветочно-декоративном отделе растительность находится в неудовлетворительном состоянии, древостой с неправильно развитой кроной, растения повреждены вредителями, цветение редкое, кустарники с наличием поросли и с сорняками.

Почва всех отделов среднесуглинистая, слабопроницаемая, плохо аэрированная, среднеслабоемкая мелко-средне-комковатая (5-30мм), а у цветочно-декоративного отдела – слабоемкая, средне-ореховато-пылеватая (7-10мм). Катионы кальция присутствуют во всех почвах, рН – слабокислая.

Состояние насаждений лекарственного, дендрологического и экологического отделов удовлетворительное. На дендрологическом и экологическом отделах присутствует хлороз.

Почва всех отделов среднесуглинистая, плохо аэрированная, рН – слабокислая, присутствуют катионы кальция.

Различаются:

почва лекарственного отдела: мелко-средне-комковатая (5-30мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая;

почва дендрологического отдела: средне-комковатая (10-30мм), слабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl-;

почва экологического отдела: средне-ореховато-пылеватая (7-10мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl-.

Благодаря произрастанию газоустойчивых растений (клен ясенелистный, карагана древовидная, рябина обыкновенная, тополь черный) состояние этих участков удовлетворительное.

Результаты:

  1. На пришкольном участке удовлетворительное состояние имеют следующие отделы: лекарственный, дендрологический, экологический, неудовлетворительное: полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный

  2. Почва дендрологического, экологического отделов содержит хлорид-анионы

  3. Угнетенное состояние растений связано с плохой аэрированностью почвы, слабой проницаемостью для воды.

Для реализации дизайн проекта необходимо:

1. Введение в почву дендрологического и экологического отделов аммиачной селитры и хлорида калия для предотвращения хлороза у растений

2. Проведение мелиорационных мероприятий для увеличения аэрированности и водопроницаемости почв всех отделов

3. Составить график субботников для озеленения и сохранения чистоты территории

4. Высадить газоустойчивые породы деревьев в дендрологическом и экологическом отделах

Для повышения эстетичности пришкольного участка и сохранения его многофункциональности было принято научным обществом учащихся «Ноосфера» решение: каждому отделу применить свой тип ландшафтного дизайна, основными типами которого являются:

- регулярный стиль, который характеризуется прямыми линиями и четкими геометрическими формами (в этом типе планируется оформить экологический отдел);

- пейзажный стиль, подразумевает кривые, естественные линии, растения высаживают хаотически (планируется оформить дендрологический отдел).

Сад в стиле модерн диктует повторение элементов и разных деталей, плавное перетекание форм и линий, воплощения самых неожиданных идей в этом стиле планируется сделать сделан цветочно-декоративный отдел.

Кантри - сад создается на школьном участке при входе в лицей. Опыт работы по этому направлению уже имеется.

Таким образом, реализация данного проекта поможет создать условия для применения творческих способностей школьников, вовлечению их в процесс дизайнерского искусства. Не останутся равнодушными и родители, которые пожелают помочь в реализации проекта.

Участвуя в городском конкурсе «Сад со смыслом», дизайн проект «Цвети, мой школьный двор» занял призовое место, получив грант в размере 50.000 рублей. В 2022 году при поддержке ООО «Сибирский кедр» лицеисты начали реализовывать дизайн проект. Цветочно-декоративный отдел оформлен в стиле Модерн, высажены красивые декоративные кустарники, многолетние и однолетние цветочно-декоративные растения. Соблюдена цветовая гамма, рост растений. Привлекает внимание необычная форма газонов. Школьный участок преобразился, стал красивым и уютным.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!