Дизайн проект «Цвети, мой школьный двор»
Голованова Мария 10 класс, МБОУ Лицей №23,
Ахметзянова Екатерина 10 класс, МБОУ Лицей №23
Научный руководитель: Качаева Людмила Александровна, учитель биологии, МБОУ Лицей №23,
г. Кемерово
Актуальность проекта заключается в том, что не создана система мониторинга оценки экологической комфортности пришкольного участка и школьного здания для проведения учебных занятий.
Школьники, родители, учителя лицея вносят посильный вклад в дело охраны природы. Пришкольная территория – наш зеленый дом, где проводятся экскурсии, уроки, создаются проекты по экологии и биологии. Учебно-опытный участок постоянный победитель и призер городского конкурса «Лучший пришкольный участок». Это наше богатство и гордость, поэтому мы должны приумножать и сохранять этот красивый уголок нашего лицея, города.
Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит, не очень эстетично: где-то зарос густым дерном, кустарниками, много поросли вокруг деревьев. Также нет места для отдыха рядом с пришкольным учебно-опытным участком. Анкетирование обучающихся, работников школы, местного населения показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголок с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, скамейками, беседкой. Так родился проект по озеленению и благоустройству школьной территории.
Цель: создание паспорта школьного участка для улучшения экологического состояния, дальнейшего озеленения, благоустройства территории.
Задачи:
1.Изучить месторасположение школы, природно-климатические условия
территории
2.Определить видовой состав растений
3.Произвести количественный учет зеленых насаждений
4.Оценить экологическое состояние почвы, растительности
5.Составить план-схему школьного участка
6. Разработать дизайн проект школьного участка, реализовать его с привлечением спонсора ООО «Сибирский кедр»
Объект исследования: пришкольный участок
Предмет исследования: видовое разнообразие растений школьного участка.
Методы, используемые в ходе реализации проекта:
Анкетирование, социологический опрос, изучение, анализ литературы по благоустройству пришкольного участка, химический анализ.
Методика Паспорт школьного участка был составлен по методике инвентаризации городских насаждений А.А. Аболина.
Под учебно-опытный участок отводится земельная площадь 1000 кв. м. Участок со всех сторон огорожен забором, вокруг участка живая изгородь (тополь, береза, ель, липа).
На учебно-опытном участке находятся отделы: цветочно-декоративный, полеводства, дендрологический, лекарственный, плодово-ягодный и экологический, на котором располагается альпийская горка и каменистый сад.
Для оформления школьных цветников используются как однолетние (петунии, бархатцы, алиссум, настурция, сальвия), так и двулетние (маргаритки, виола) и многолетние растения (ирисы, флоксы, лилии, люпины, примула, ромашка садовая).
Отдел полеводства представлен двумя делянками, на которых произрастают злаковые растения: овёс, пшеница.
Экологический отдел является наглядной демонстрацией взаимосвязей в природе и представляет разнообразие растений с различными требованиями к условиям жизни: светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые, ксерофиты и гигрофиты. Альпийская горка и каменистый сад имитируют горный ландшафт. Эстетика каменистых садов отвергает искусственность и симметрию. Им всегда придается облик природного уголка. Здесь растут влаголюбивые растения: ирис, примула, камнеломка. Дендрологический отдел: знакомит лицеистов с основными породами хвойных и лиственных пород древесных и кустарниковых растений Кемеровской области, с агротехникой их выращивания, с использованием деревьев и кустарников для озеленения. Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, изготовления наглядных пособий и коллекций.
Зоологический отдел способствует развитию интереса и воспитанию любви детей к животным, умению привлекать птиц и насекомых-помощников на учебно-опытный участок. В зоологическом отделе на стволах деревьев размещены школьниками кормушки, искусственные гнездовья. Зимой кормушки посещают большие синицы, домовый воробей, сизый голубь, поползни, дятлы, сороки.
Лекарственный отдел - выращиваются такие лекарственные растения, как ландыш майский, бадан толстолистный, черемуха обыкновенная, сирень.
Плодово-ягодный отдел - способствует расширению кругозора учащихся о особенностях строения, размножения и выращивания малины, земляники, смородины, крыжовника.
Зеленый класс находится на школьном учебно-опытном участке и предназначен для индивидуальной и групповой работы школьников. Здесь проводятся практические занятия, экскурсии по биологии, экологии, географии. Учебно-опытный участок расположен во дворе, между жилыми домами и вдали от оживлённых дорог и промышленных предприятий. Основная часть учебно-опытного участка находится в полузатенённом месте, на северо-востоке от здания школы.
Почва учебно-опытного участка лицея - среднесуглинистая, по механическому составу: полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы – мелко-средне-комковатая; цветочно-декоративный и экологический отделы – средне-ореховато-пылеватая; дендрологический отдел – средне-комковатая.
По физическим свойствам:
Полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы – среднеслабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;
Цветочно-декоративный отдел – слабоемкая, среднепроницаемая, плохо аэрированная;
Дендрологический отдел – слабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;
Экологический отдел – среднеслабоемкая, слабопроницаемая, полохо аэрированная.
По химическому составу:
Полевой, лекарственный, цветочно-декоративный отделы – рН=6,6; наличие: Са2+;
Плодово-ягодный отдел – рН=6,5; наличие: Са2+;
Дендрологический и экологический отделы – рН=6,2; наличие: Са2+; Cl-.
Выявлена зависимость состояния растительности от качества почвы: на полевом, плодово-ягодном и цветочно-декоративном отделе растительность находится в неудовлетворительном состоянии, древостой с неправильно развитой кроной, растения повреждены вредителями, цветение редкое, кустарники с наличием поросли и с сорняками.
Почва всех отделов среднесуглинистая, слабопроницаемая, плохо аэрированная, среднеслабоемкая мелко-средне-комковатая (5-30мм), а у цветочно-декоративного отдела – слабоемкая, средне-ореховато-пылеватая (7-10мм). Катионы кальция присутствуют во всех почвах, рН – слабокислая.
Состояние насаждений лекарственного, дендрологического и экологического отделов удовлетворительное. На дендрологическом и экологическом отделах присутствует хлороз.
Почва всех отделов среднесуглинистая, плохо аэрированная, рН – слабокислая, присутствуют катионы кальция.
Различаются:
почва лекарственного отдела: мелко-средне-комковатая (5-30мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая;
почва дендрологического отдела: средне-комковатая (10-30мм), слабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl-;
почва экологического отдела: средне-ореховато-пылеватая (7-10мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl-.
Благодаря произрастанию газоустойчивых растений (клен ясенелистный, карагана древовидная, рябина обыкновенная, тополь черный) состояние этих участков удовлетворительное.
Результаты:
На пришкольном участке удовлетворительное состояние имеют следующие отделы: лекарственный, дендрологический, экологический, неудовлетворительное: полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный
Почва дендрологического, экологического отделов содержит хлорид-анионы
Угнетенное состояние растений связано с плохой аэрированностью почвы, слабой проницаемостью для воды.
Для реализации дизайн проекта необходимо:
1. Введение в почву дендрологического и экологического отделов аммиачной селитры и хлорида калия для предотвращения хлороза у растений
2. Проведение мелиорационных мероприятий для увеличения аэрированности и водопроницаемости почв всех отделов
3. Составить график субботников для озеленения и сохранения чистоты территории
4. Высадить газоустойчивые породы деревьев в дендрологическом и экологическом отделах
Для повышения эстетичности пришкольного участка и сохранения его многофункциональности было принято научным обществом учащихся «Ноосфера» решение: каждому отделу применить свой тип ландшафтного дизайна, основными типами которого являются:
- регулярный стиль, который характеризуется прямыми линиями и четкими геометрическими формами (в этом типе планируется оформить экологический отдел);
- пейзажный стиль, подразумевает кривые, естественные линии, растения высаживают хаотически (планируется оформить дендрологический отдел).
Сад в стиле модерн диктует повторение элементов и разных деталей, плавное перетекание форм и линий, воплощения самых неожиданных идей в этом стиле планируется сделать сделан цветочно-декоративный отдел.
Кантри - сад создается на школьном участке при входе в лицей. Опыт работы по этому направлению уже имеется.
Таким образом, реализация данного проекта поможет создать условия для применения творческих способностей школьников, вовлечению их в процесс дизайнерского искусства. Не останутся равнодушными и родители, которые пожелают помочь в реализации проекта.
Участвуя в городском конкурсе «Сад со смыслом», дизайн проект «Цвети, мой школьный двор» занял призовое место, получив грант в размере 50.000 рублей. В 2022 году при поддержке ООО «Сибирский кедр» лицеисты начали реализовывать дизайн проект. Цветочно-декоративный отдел оформлен в стиле Модерн, высажены красивые декоративные кустарники, многолетние и однолетние цветочно-декоративные растения. Соблюдена цветовая гамма, рост растений. Привлекает внимание необычная форма газонов. Школьный участок преобразился, стал красивым и уютным.
5