СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квиллинг, курак)-1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект  - позволяет учащимся, в условиях дистанционного обучения самостоятельно изучить материал, выполнить задание, провести рефлексию, определить уровень обученности и приобретённых навыков. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

Просмотр содержимого документа
«Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квиллинг, курак)-1.»

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

ПО ПРЕДМЕТУ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»


Предмет: Художественный труд

Класс 5

3 четверть

Урок №12

Учебник

Художественный труд: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Р.Ш.Алимсаева, И.А.Развенкова, Н.А.Якупова, О.С.Лосенко, Е.Е.Велькер.- Кокшетау: Келешек- 2030, 2017 г.

Ссылка на электронный учебник.

https://www.okulyk.kz/wp-content/books/162/162.pdf

Учитель

Подлубная Л.В.

КГУ гимназия №25, г. Алматы

Раздел

Дизайн и технология

Тема урока

Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квиллинг, курак).

Цель урока

Чему ты научишься на уроке, что запомнишь.

- Выполнять задания по разработке дизайна простых объектов, соблюдая основные законы композиции и основываясь на опыте других (художников, ремесленников, дизайнеров);

- Разработать план, определяя этапы выполнения творческой работы


Порядок действий

Пояснение к действиям

Повтори

Что такое дизайн швейных изделий?

Изучи и запомни

Просмотр видео «Құрақ корпе».


https://www.youtube.com/watch?v=yR2r2SkciqA


Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В Казахстане давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

Пэчворк — это техника шитья вещей из лоскутков ткани. Кусочки сначала соединяют в небольшие блоки в виде разных геометрических фигур. Затем из них шьют одеяла, прихватки, шторы, накидки на кресла, игольницы, коврики и многое другое. Наши бабушки использовали этот вид рукоделия из экономии: так давали вторую жизнь старой поношенной одежде.


История

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно, везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в X веке из множества кусочков одежд паломников.

Англия

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.



Северная Америка

В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 1620-х годах. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов (квилт). Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике лоскутного шитья. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из Библии («Лестница Иакова»). Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике лоскутного шитья, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.

Квилт, выполненный в технике крейзи. 1897. Традиционный американский узор «Зуб пилы».


На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии экспонировались английские работы в новой технике: крейзи (англ. crazy, безумный, известна также под названиями «Спираль», «Карусель», «Роза») из шёлковых тканей, дополненные вышивкой. Техника крейзи позволяла создавать композиции из лоскутков роскошных тканей (парчи, бархата, шёлка) любой формы, расцветки и рисунков, собранных произвольно. Швы, соединяющие лоскуты, украшались разнообразной вышивкой, сами изделия могли дополняться аппликациями и рисунками на ткани. Новый вид рукоделия в 1879 году описал иллюстрированный журнал «Петерсон». Это направление в лоскутном шитье получило название «расшитый квилт» или «японский шёлк» (из-за широкого использования восточных мотивов). Изделия предназначались лишь для украшения, так как лоскутки скреплялись небольшим количеством швов без простёжки, края были декорированы бахромой, кистями, помпонами, кружевом, а прокладка давала усадку, что не позволяло стирать их.

Сборка лоскутного шитья «Бабушкин сад» («Соты», «Гексагон»).

Россия

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной.

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. После Октябрьской социалистической революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых Советской страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 1990-х годах, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства.

В России каждые два года (с 1997 года) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров. Также в Суздале проводится Международный фестиваль лоскутного шитья «Душа России». На Украине с 1997 года проводится Всеукраинский фестиваль лоскутного шитья.

Құрақ /Курак как предмет искусства. О лоскутном шитье (құрақ құрау, пэчворк)

Құрақ құрау/курак курау (лоскутное шитье, пэчворк) является выражением искусства и испокон веков прослеживается в каждой народности. Сложно определить, когда и где впервые зародилось лоскутное шитье. Археологические находки свидетельствуют о том, что лоскутные изделия встречались как в Азии, Европе, так и в Африке. Ткань является недолговечным изделием, поэтому найти древнее лоскутное рукоделие нелегко. Кроме того, разные климатические условия оказывали свое воздействие на сохранность предметов.

Свою древнюю историю лоскутного шитья как прикладного искусства – құрақ – имеют и казахи. К традициям құрақ обращаются современные художники, дизайнеры и модельеры.

Лоскутные изделия казахов не только украшали быт, но и имели определенное сакральное и символичное значение, связанное с передачей гармонии, здоровья, благополучия, необходимых человеку в жизни. Важнейшее символическое свойство құрақ – это скрепление семьи, соединение в неразрывное целое представителей разных семей, родов, племен и т.д. Узоры в целом выполняли функции оберега, своеобразной кодировки, запрограммированной на пожелания счастья, удачи, добра, здоровья. Именно поэтому лоскутные изделия воспринимались как непременный атрибут любого жилья, гарант благополучной и продолжительной жизни.

Сегодня пэчворк претерпевает свое новое рождение. Новая волна интереса к лоскутной технике связана с развитием культуры. Пэчворк требует творческого подхода и вкуса. Его изготовление занимает немало времени.

Кроме того, лоскутные работы обладают удивительно притягательной силой. Думаю, что секрет кроется в энергии, которую человек передает вещи в процессе созидания. Ведь ни одна машина или автоматизированная система этого сделать не сможет.

Давно замечено, что лоскутные изделия приманивают к себе детей и домашних животных. Лоскутное шитье также является лечебным средством, как предмет цветотерапии. В Древнем Китае заболевшему человеку рекомендовали носить одежду определенного цвета или находиться в комнате, где стены окрашены или завешены материей нужного оттенка. Великий немецкий поэт, писатель и мыслитель И.Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют…». Известный русский психиатр В.А.Бехтерев отмечал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».

Занятия рукоделием приучают нас к аккуратности, терпимости, бережливости. Помимо прочего - это творческий процесс, который развивает не только ловкость рук, но и мышление. Обучение лоскутному шитью (құрақ құрау, пэчворк) проводится в рамках методик, сопряженных с арт-терапией. Это означает, что работая с цветом, формой, центрированными и симметричными изображениями блоков, ученица на уровне подсознания проходит внутреннюю гармонизацию, что позитивно влияет на микроклимат в семье, способствует уравновешенности ее характера, открытию и использованию источника своей внутренней энергии.

Один из самых влиятельных психологов ХХ века Карл-Густав Юнг революционизировал психологию, переключив внимание специалистов на символы и открываемые им перспективы, т.е. возможность исцелять человека культурой и образами. Внутренний дисбаланс, пессимизм, беспокойство, раздражение и агрессия, страхи и тревоги, отсутствие концентрации, нетерпеливость, нервное напряжение – далеко не полный перечень эмоций и негативных чувств человека, которые могут быть скорректированы методами арт-терапии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции изображений в круге, можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, ромбы, треугольники. 



Какие инструменты и материалы нужны для пэчворка.

Вам понадобятся:

  • разноцветная ткань;

  • нитки;

  • швейная игла;

  • коврик для раскройки;

  • роликовый нож для раскройки;

  • ножницы;

  • швейные булавки;

  • карандаш или мел;

  • измерительная лента;

  • линейка;

  • утюг;

  • картон;

  • напёрсток.

Ответь на вопросы

Про какой вид творчества вы узнали?

Из каких материалов изготовляется лоскутное шитьё?

Как вы думаете, как изготовлены изделия?


Выполни задание

Познакомься с видами лоскутного шитья.

Выбери схему для творчества.

Итог

Подведем итог (Рефлексия)

Что ты узнал на уроке?

Что понял?

Чему научился?






Что было для тебя самым сложным и почему?



Обратная связь учителя

Комментарии учителя


Примечание:

Выполненное задание ученик отправляет по электронной почте или через приложение WhatsApp