СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДКР в форме ОГЭ 9 класс от 26.04.23 (по результатам этой работы сделан сравнительный анализ результатов с ДКР от 15.12.23)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДКР в форме ОГЭ 9 класс от 26.04.23 (по результатам этой работы сделан сравнительный анализ результатов с ДКР от 15.12.23)»

Тренировочная работа №4 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 класс

26 апреля 2023 года

Вариант РУ2291001

Выполнена: ФИО_________________________________ класс ______

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается два раза. Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задание части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на отдельном листе. Разрешается пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2291001

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2 Ответами к заданиям 2−8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Цунами – морское геологическое явление природного происхождения, которое крайне опасно для человека и следствием которого являются масштабные разрушения инфраструктуры и массовая гибель населения. (2)Во время цунами можно наблюдать необычайно высокие волны прибоя, которые неожиданно появляются на побережье при опускании, поднятии и изменении дна океана. (3)Учёными было установлено, что в 95 % случаев причиной цунами становятся сильные подземные землетрясения. (4)Сам факт регистрации подобного землетрясения уже несёт информацию о возможном цунами. (5)Детальная обработка сейсмических данных позволяет определить координаты эпицентра и магнитуду, возможность возникновения цунами с опасной высотой волны. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 является сложноподчинённым предложением с однородным подчинением придаточных частей.

2) Первая часть предложения 2 является односоставным безличным предложением.

3) Сказуемое в первой части предложения 3 составное именное.

4) Грамматическая основа предложения 4 – факт несёт цунами.

5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.

Ответ: ___________________________.

3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять ДВОЕТОЧИЕ.

На мой взгляд (1) весна (2) прекрасное время года. Весной всё пробуждается от спячки (3) деревья покрываются листвой (4) птицы начинают петь за окном (5) увеличивается световой день. Именно поэтому и люди весной ведут себя по-особенному (6) всё время чему-то улыбаются (7) делают давно отложенные дела (8) дарят друг другу подарки. Ответ: ___________________________.

4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________.

5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) МЕЧУЩИЙСЯ – написание гласной У в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется I спряжением глагола, от которого образовано это причастие.

2) ПОЛИЦИЯ – буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

3) ПО-ДЕТСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И

4) МОЧЁНОЕ (яблоко) – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н. 5) (вовсе) НЕ ИНТЕРЕСНЫЙ – раздельное написание частицы НЕ с прилагательными определяется словом, усиливающим отрицание.

Ответ: ___________________________.

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)В феврале у меня из ящика пропала целая пачка денег, выданная на содержание колонистов. (2)Я рассказал об этом ребятам и просил возвратить деньги: меня свободно могли обвинить в растрате общественных средств. (3)После собрания на тёмном дворе ко мне подошли двое: Таранец и Гуд.

– (4)Мы знаем, кто взял деньги, – прошептал Таранец, – только сказать при всех нельзя.

– (5)Вы мне скажите, я с ним поговорю, – предложил я.

– (6)Нет, так нельзя. (7)Своих сдавать нельзя. (8)Я пожал плечами:

– Ну, как хотите. (9) Воля ваша. (10)Ушёл спать.

(11)Через два дня кто-то сбил замок в погребе и утащил несколько фунтов сала. (12)Ещё через день вырвали окно в кладовой – пропали конфеты, заготовленные к празднику. (13)Калина Иванович, наш завхоз, даже похудел за эти дни; он устремлял бледное, будто у мертвеца, лицо к каждому колонисту и уговаривал: – Вы ж только посудите! (14)Всё ж для вас, ребята. (15)У себя ж крадёте, паразиты! (16)В возмущении я гневно кричал:

– Вы кто такие? (17)Вы люди или… (18)Вы у себя крадёте. (19)Вот теперь сидите без сала! (20)На праздниках – без конфет. (21)Пропадайте так!

(22)Вскоре кражи стали происходить ежедневно. (23)Утром обнаруживалось, что в том или ином месте чего-то не хватает: топора, пилы, посуды, продуктов. (24)Я пробовал не спать ночью и ходил по двору с револьвером, но больше двух-трёх ночей, конечно, не мог выдержать. (25)Задоров, самый старший из колонистов, раскатисто смеялся и шутил: – А вы думали как, Антон Семёнович, трудовая колония? (26)Ничего у вас не выйдет с этой колонией. (27)Напрасно бьётесь. (28)Вот увидите, раскрадут всё и разбегутся. (29)Вы лучше наймите двух хороших сторожей и дайте им винтовки.

– (30)Сторожам нужно платить, а у нас денег кот наплакал, а самое главное, вы должны быть хозяевами.

– (31)Может, вы и правы… (32)Сейчас мы ещё не понимаем, а скоро поймём все, что у себя красть смешно. (33)Да и сейчас уже многие понимают.

(34)В феврале наша экономка, добрая старушка, приглашавшая вечно голодных колонистов по вечерам пить чай с баранками, собралась на новое место работы. (35)Все её приятели и участники чаепитий деятельно начали помогать с укладкой многочисленных мешочков и саквояжиков. (36)Утром, перед самым отъездом, выяснилось, что старушка была ограблена. (37)Далеко не все сундучки, саквояжики и мешочки клали куда надо, а сносили и в другие места – грабёж был наглый.

(38)Я немедленно разбудил Калину Ивановича, и мы произвели генеральный обыск во всей колонии. (39)Быстро выяснилось, что главным деятелем во всём этом происшествии был юноша по фамилии Бурун. (40)Открытие это поразило меня. (41)Бурун с самого первого дня казался солиднее всех, он был всегда серьёзен, приветлив и лучше всех, с активнейшим напряжением и интересом учился в школе. (42)Не было сомнений, что все прежние кражи в колонии – дело его рук.

(43)Я привёл Буруна на суд народный, первый суд в истории нашей колонии. (44)В негодующих и сильных тонах я описал ребятам преступление: ограбить старуху, у которой только и счастья, что в этих несчастных тряпках, ограбить, несмотря на то что никто в колонии так любовно не относился к ребятам, как она, ограбить в то время, когда она просила помощи, – это значит действительно ничего человеческого в себе не иметь. (45)Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.

(46)Маленький вихрастый Братченко протянул обе руки к Буруну:

– А что? (47)А что ты скажешь? (48)Тебя нужно посадить за решётку! (49)Мы из-за тебя голодали, ты и деньги взял у Антона Семёновича. (50)Бурун медленно повёл взглядом по лицу Братченко.

(51)Чего ты стараешься? (52)Тебе какое дело?

– (53)Как – «какое дело»? (54)Хлопцы, наше это дело или не наше?

– (55)Наше! – закричали хлопцы. (56)Бурун опустил голову.

(57)Нечего говорить. (58)Вы все правы. (59)Отпустите меня с Антоном Семёновичем, – пусть накажет, как знает. (60)Тишина. (61)Взяв за руку Буруна, я двинулся к дверям, боясь расплескать море зверского гнева, наполнявшее меня до краёв. (62)Колонисты шарахнулись в обе стороны от нас, будто от прокажённых. (63)Через тёмный двор в снежных окопах мы прошли молча: я – впереди, он – за мной. (64)У меня на душе было отвратительно. (65)Я не знал, что делать с Буруном.

(66)В колонию он попал за участие в воровской шайке, значительная часть членов которой – совершеннолетние – была расстреляна. (67)Ему было семнадцать лет. (68)Бурун молча стоял у дверей. (69)Я сидел за столом и еле сдерживался, чтобы не пустить в Буруна чем-нибудь тяжёлым и на этом покончить беседу.

(70)Наконец, Бурун поднял голову, пристально глянул в мои глаза и сказал медленно, подчёркивая каждое слово, еле-еле сдерживая рыдания:

– Я… больше… никогда… красть не буду. Русский язык. 9 класс.

– (71)Врёшь! (72)Ты это уже обещал комиссии.

– (73)То комиссии, а то – вам! (74)Накажите, как хотите, только не выгоняйте из колонии.

– (75)А что для тебя в колонии интересно?

– (76)Мне здесь нравится. (77)Здесь занимаются. (78)Я хочу учиться. (79)А крал потому, что всегда есть хочется.

– (80)Ну, хорошо. (81)Отсидишь три дня под замком, на хлебе и воде. – (82)Хорошо. (83)Трое суток отсидел Бурун в маленькой комнатке возле спальни. (84)Запирать его я не стал, дал он честное слово, что без моего разрешения выходить не будет. (85)В первый день я ему действительно послал хлеб и воду, на второй день стало жалко, принесли ему обед. (86)Бурун сдержал слово: он никогда потом ничего не украл ни в колонии, ни в другом месте. (По А.С. Макаренко*) *

Антон Семёнович Макаренко (1888–1939) – советский педагог и писатель, автор произведения «Педагогическая поэма».

6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик украл пачку денег, выданную на содержание колонистов.

2) Таранец и Гуд знали, кто ворует, но не хотели сдавать своих.

3) Калина Иванович – завхоз колонии – уговаривал колонистов перестать красть еду из кладовой.

4) До колонии Бурун был участником воровской шайки.

5) Все три дня наказания Бурун ел только хлеб и воду.

Ответ: ___________________________.

7.Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Я рассказал об этом ребятам и просил возвратить деньги: меня свободно могли обвинить в растрате общественных средств.

2) Калина Иванович, наш завхоз, даже похудел за эти дни; он устремлял бледное, будто у мертвеца, лицо к каждому колонисту и уговаривал: «Вы ж только посудите!»

3) Сейчас мы ещё не понимаем, а скоро поймём все, что у себя красть смешно.

4) Колонисты шарахнулись в обе стороны от нас, будто от прокажённых.

5) Накажите, как хотите, только не выгоняйте из колонии. Ответ: ___________________________.

8.Лексический анализ. В предложениях 25–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм. Ответ: ___________________________.

Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 7 8 9.1 Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2291001 8

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Наконец, Бурун поднял голову, пристально глянул в мои глаза и сказал медленно, подчёркивая каждое слово, еле-еле сдерживая рыдания: „Я… больше… никогда… красть не буду”». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.Как Вы понимаете значение слова ПРЕСТУПЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «Что такое преступление?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера - аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.













































Тренировочная работа №4 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс 26 апреля 2023 года

Вариант РУ2291002

Выполнена: ФИО_________________________________ класс ______

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается два раза. Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задание части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на отдельном листе. Разрешается пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!



Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2 Ответами к заданиям 2−8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. 2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Грозовое облако – это с точки зрения физической науки не объект для восхищённого любования, а прежде всего огромное количество пара. (2)Часть этого пара сконденсирована в виде мельчайших льдинок, находящихся в постоянном движении. (3)Мелкие льдинки увлекаются потоками тёплого воздуха, которые восходят от нагретой поверхности земли, и, двигаясь в верхнюю часть облака, всё время сталкиваются с крупными. (4)Учёными установлено, что каждое такое столкновение приводит к электризации: крупные льдинки заряжаются отрицательно, а мелкие – положительно. (5)Впоследствии положительно заряженные мелкие льдинки оказываются в верхней части облака, а отрицательно заряженные крупные – внизу.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложения 1 является сложносочинённым.

2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4) Грамматическая основа первой части предложения 4 – учёными установлено.

5) Вторая часть сложного предложения 5 является неполным предложением.

Ответ: ___________________________.

3.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Из Орды было уже несколько донесений (1) и выяснилось (2) что Мамай явно недоволен Московским князем (3) не раз проявлявшим строптивость (4) и (5) оказывавшим монголам (6) открытое неповиновение (7) и (8) что хан только ждёт случая (9) чтобы наказать его. Ответ: ___________________________.

4.Синтаксический анализ. Замените словосочетание «ПОДОЗРИТЕЛЬНО ГЛЯЖУ», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ГОРЯЧО (воскликнуть) – в окончании имени прилагательного после шипящих под ударением пишется буква О.

2) РЕЧЬ – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.

3) НЕ ПЛАНИРУЯ – частица НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.

4) БЛЕСТЯЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется отсутствием суффикса -А-.

5) МОРКОВЬ – в корне пишется непроверяемая безударная гласная.

Ответ: ___________________________.


Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)В феврале у меня из ящика пропала целая пачка денег, выданная на содержание колонистов. (2)Я рассказал об этом ребятам и просил возвратить деньги: меня свободно могли обвинить в растрате общественных средств. (3)После собрания на тёмном дворе ко мне подошли двое: Таранец и Гуд.

– (4)Мы знаем, кто взял деньги, – прошептал Таранец, – только сказать при всех нельзя.

– (5)Вы мне скажите, я с ним поговорю, – предложил я.

– (6)Нет, так нельзя. (7)Своих сдавать нельзя. (8)Я пожал плечами:

– Ну, как хотите. (9) Воля ваша. (10)Ушёл спать.

(11)Через два дня кто-то сбил замок в погребе и утащил несколько фунтов сала. (12)Ещё через день вырвали окно в кладовой – пропали конфеты, заготовленные к празднику. (13)Калина Иванович, наш завхоз, даже похудел за эти дни; он устремлял бледное, будто у мертвеца, лицо к каждому колонисту и уговаривал: – Вы ж только посудите! (14)Всё ж для вас, ребята. (15)У себя ж крадёте, паразиты! (16)В возмущении я гневно кричал:

– Вы кто такие? (17)Вы люди или… (18)Вы у себя крадёте. (19)Вот теперь сидите без сала! (20)На праздниках – без конфет. (21)Пропадайте так!

(22)Вскоре кражи стали происходить ежедневно. (23)Утром обнаруживалось, что в том или ином месте чего-то не хватает: топора, пилы, посуды, продуктов. (24)Я пробовал не спать ночью и ходил по двору с револьвером, но больше двух-трёх ночей, конечно, не мог выдержать. (25)Задоров, самый старший из колонистов, раскатисто смеялся и шутил: – А вы думали как, Антон Семёнович, трудовая колония? (26)Ничего у вас не выйдет с этой колонией. (27)Напрасно бьётесь. (28)Вот увидите, раскрадут всё и разбегутся. (29)Вы лучше наймите двух хороших сторожей и дайте им винтовки.

– (30)Сторожам нужно платить, а у нас денег кот наплакал, а самое главное, вы должны быть хозяевами.

– (31)Может, вы и правы… (32)Сейчас мы ещё не понимаем, а скоро поймём все, что у себя красть смешно. (33)Да и сейчас уже многие понимают.

(34)В феврале наша экономка, добрая старушка, приглашавшая вечно голодных колонистов по вечерам пить чай с баранками, собралась на новое место работы. (35)Все её приятели и участники чаепитий деятельно начали помогать с укладкой многочисленных мешочков и саквояжиков. (36)Утром, перед самым отъездом, выяснилось, что старушка была ограблена. (37)Далеко не все сундучки, саквояжики и мешочки клали куда надо, а сносили и в другие места – грабёж был наглый.

(38)Я немедленно разбудил Калину Ивановича, и мы произвели генеральный обыск во всей колонии. (39)Быстро выяснилось, что главным деятелем во всём этом происшествии был юноша по фамилии Бурун. (40)Открытие это поразило меня. (41)Бурун с самого первого дня казался солиднее всех, он был всегда серьёзен, приветлив и лучше всех, с активнейшим напряжением и интересом учился в школе. (42)Не было сомнений, что все прежние кражи в колонии – дело его рук.

(43)Я привёл Буруна на суд народный, первый суд в истории нашей колонии. (44)В негодующих и сильных тонах я описал ребятам преступление: ограбить старуху, у которой только и счастья, что в этих несчастных тряпках, ограбить, несмотря на то что никто в колонии так любовно не относился к ребятам, как она, ограбить в то время, когда она просила помощи, – это значит действительно ничего человеческого в себе не иметь. (45)Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.

(46)Маленький вихрастый Братченко протянул обе руки к Буруну:

– А что? (47)А что ты скажешь? (48)Тебя нужно посадить за решётку! (49)Мы из-за тебя голодали, ты и деньги взял у Антона Семёновича. (50)Бурун медленно повёл взглядом по лицу Братченко.

(51)Чего ты стараешься? (52)Тебе какое дело?

– (53)Как – «какое дело»? (54)Хлопцы, наше это дело или не наше?

– (55)Наше! – закричали хлопцы. (56)Бурун опустил голову.

(57)Нечего говорить. (58)Вы все правы. (59)Отпустите меня с Антоном Семёновичем, – пусть накажет, как знает. (60)Тишина. (61)Взяв за руку Буруна, я двинулся к дверям, боясь расплескать море зверского гнева, наполнявшее меня до краёв. (62)Колонисты шарахнулись в обе стороны от нас, будто от прокажённых. (63)Через тёмный двор в снежных окопах мы прошли молча: я – впереди, он – за мной. (64)У меня на душе было отвратительно. (65)Я не знал, что делать с Буруном.

(66)В колонию он попал за участие в воровской шайке, значительная часть членов которой – совершеннолетние – была расстреляна. (67)Ему было семнадцать лет. (68)Бурун молча стоял у дверей. (69)Я сидел за столом и еле сдерживался, чтобы не пустить в Буруна чем-нибудь тяжёлым и на этом покончить беседу.

(70)Наконец, Бурун поднял голову, пристально глянул в мои глаза и сказал медленно, подчёркивая каждое слово, еле-еле сдерживая рыдания:

– Я… больше… никогда… красть не буду. Русский язык. 9 класс.

– (71)Врёшь! (72)Ты это уже обещал комиссии.

– (73)То комиссии, а то – вам! (74)Накажите, как хотите, только не выгоняйте из колонии.

– (75)А что для тебя в колонии интересно?

– (76)Мне здесь нравится. (77)Здесь занимаются. (78)Я хочу учиться. (79)А крал потому, что всегда есть хочется.

– (80)Ну, хорошо. (81)Отсидишь три дня под замком, на хлебе и воде. – (82)Хорошо. (83)Трое суток отсидел Бурун в маленькой комнатке возле спальни. (84)Запирать его я не стал, дал он честное слово, что без моего разрешения выходить не будет. (85)В первый день я ему действительно послал хлеб и воду, на второй день стало жалко, принесли ему обед. (86)Бурун сдержал слово: он никогда потом ничего не украл ни в колонии, ни в другом месте. (По А.С. Макаренко*) *

Антон Семёнович Макаренко (1888–1939) – советский педагог и писатель, автор произведения «Педагогическая поэма».

6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Таранец и Гуд тоже воровали у колонистов, но не хотели признаваться в этом.

2) Рассказчик не мог нанять сторожей, потому что у колонии не было на это денег.

3) Злую старушку-экономку никто не любил, поэтому её и решили обокрасть.

4) Буруну уже исполнилось восемнадцать лет.

5) Бурун пообещал рассказчику не воровать и больше никогда этого не делал.

Ответ: ___________________________.

7 Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) В феврале у меня из ящика пропала целая пачка денег, выданная на содержание колонистов, а забот у меня и так был полон рот.

2) Я пробовал не спать ночью и ходил по двору с револьвером, но больше двух-трёх ночей, конечно, не мог выдержать.

3) «Наше, гнать его в три шеи!» – закричали хлопцы.

4) А крал потому, что всегда есть хочется: голод не тётка.

5) Трое суток отсидел Бурун в маленькой комнатке возле спальни.

Ответ: ___________________________.

8.Лексический анализ. В предложениях 35–41 найдите слово со значением «общежитие лиц, поселённых или поселившихся для совместной жизни с той или иной целью». Выпишите это слово.

Ответ: ___________________________.

Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Александра Ивановича Куприна: «Язык – это история народа». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «В негодующих и сильных тонах я описал ребятам преступление: ограбить старуху, у которой только и счастья, что в этих несчастных тряпках, ограбить, несмотря на то что никто в колонии так любовно не относился к ребятам, как она, ограбить в то время, когда она просила помощи, – это значит действительно ничего человеческого в себе не иметь». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

9.3. Как Вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «Что такое раскаяние?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примерааргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




1 в

2. 123

3. 36

4. солдатикизолова

5. 135

6. 234

7. 24

8. котнаплпкал

2. 35

3 12379

4. гляжусподозрением

5. 45

6. 25

7. 134

8. колонии (колония)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс