СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по обществознанию по теме "Для чего нужна дисциплина" в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока в рамках ФГОС. УМК - учебник по обществознанию 7 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова и Л.Ф.Ивановой, изд-во "Просвещение", 2014 г.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по обществознанию по теме "Для чего нужна дисциплина" в 7 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 14 г.Феодосии Республики Крым»













Разработка урока обществознания

по теме:

«Для чего нужна дисциплина»

(7 класс)








учителя истории и обществознания

Цикал Натальи Алексеевны

















Феодосия-2018


Урок №_____

Дата:

Учитель: Цикал Н. А.

План-конспект урока обществознания

7 класс

Тема: Для чего нужна дисциплина


Цель урока:
 осознание социального и личностного значения дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию к самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:  определять, что такое дисциплина, какая она бывает, каковы последствия нарушения дисциплины.

Метапредметные  результаты:

 а) познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы;

б) коммуникативные: вступать в речевое общение; планировать цели и способы взаимодействия;

в) регулятивные: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, дополнительной информацией; оценивать свою работу на уроке.

Личностные результаты: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать свою точку зрения.


Оборудование: Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.


Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, мораль.


Тип урока: урок по усвоению новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Актуализация знаний по предыдущей теме.

О чём идёт речь в афоризмах?

«Дисциплина - мать победы»А.В. Суворов, русский полководец

«Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может». Ф.Ф. Ушаков

«Строгая дисциплина-залог успеха». Ник Перумов, русский писатель-фантаст. Война мага

«Дисциплинированность — похвальное качество». Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель двадцатого века.

« … дисциплина — штука справедливая, правильная, и от нее так же никуда не денешься, как от кори…» Джон Стейнбек, американский прозаик


Ответы обучающихся

Учитель читает стихотворение Константина Подвербного «Дисциплина»:

Вы, говорите, что я строг...

Но, дисциплина - это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом... С глазу на глаз...

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая радость!

Пусть дети отдыхают... Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!


Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине). Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Узнать, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь.

Какие способы для достижения цели урока мы можем использовать? (работать с учебником, выполнять творческие задания, совместно обсуждать вопросы, записывать самую важную информацию в тетрадь).

План урока:

1.Что такое дисциплина.

2.Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.


1.Подберите, пожалуйста, к слову «дисциплина» ассоциации (солнце с лучиками)

(Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение)

2. Объяснение нового термина «дисциплина».

- А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

1) Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний. 
2) Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

3) Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

Давайте выберем определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.(Работа со словарём в учебнике с.154 )

Формулируем определение, записываем в тетрадь.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

3.Обязательная дисциплина

      Дисциплина – необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

   В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством, называется общеобязательным.

Задание: выпишите виды дисциплины с кратким пояснением в тетрадь, работая с материалом учебника с.39-41.

Общеобязательная

Специальная: Военная Школьная Трудовая Технологическая


Проверка выполненного задания:

Общеобязательная дисциплина

Вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством.

Специальная дисциплина

Обязательна только для членов определенной организации:

А). Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов. Невыполнение военной дисциплины приводит к снижению боеспособности войск, отсутствию четкости управления ими, угроза жизни многих людей.

Б).Трудовая дисциплина

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда. Невыполнение трудовой дисциплины наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом.

В).Технологическая дисциплина

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе. Невыполнение технологической дисциплины ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.

Г). Школьная дисциплина

Соблюдение Устава школы


Отдельно рассматривается еще один вид дисциплины – моральная (дисциплина человека с позиции добро/зло).

Задание

Подберите пары по смыслу.

Технологическая дисциплина

Выполнение приказа командира

Общеобязательная дисциплина

Опоздание рабочего на смену

Трудовая дисциплина

Несоблюдение правил пожарной безопасности на борту самолёта

Военная дисциплина

Обязательное начало уроков в 8 часов 20 минут

Школьная дисциплина

Администрация Дубенского района выполняет возложенные на неё обязанности

Задание

  1. Дайте определение внутренней и внешней дисциплины (работа с учебником с. 44)

  2. Соотнесите примеры с разновидностями дисциплин.

Дисциплина

Внешняя дисциплина

Внутренняя дисциплина





Примеры:

А). Контроль со стороны других людей.

Б). Совесть.

В). Желание выиграть приз.

Г). Боязнь получить выговор.

Д).Чувство вины.

Ж). Увольнение с работы.

З). Требование к самому себе.


Беседа «Дисциплина, воля и самовоспитание».

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

Работа с фрагментом из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу", через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Домашнее задание: параграф 5 читать, отвечать на вопросы «Проверим себя» с. 46, дополнительно (по желанию) – задание № 6 «В классе и дома» с. 47.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!