СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для чего нужны педагогические тесты?

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, проверить соответствие требований к подготовке выпускников заданным стандартам, выявить пробелы в знаниях.

Просмотр содержимого документа
«Для чего нужны педагогические тесты?»



ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ?


Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, проверить соответствие требований к подготовке выпускников заданным стандартам, выявить пробелы в знаниях. В сочетании с персональными ЭВМ и программно-педагогическими средствами тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и адаптивного контроля как наиболее эффективных.

Столь значимые для образования возможности педагогических тестов могут проявиться только при условиях изменения общей организации учебного процесса.

По-настоящему тесты могут быть востребованы тогда, когда учитель из урокодателя превращается в разработчика новых программно-педагогических средств, в организатора процесса самостоятельного учения. Но для этого надо уходить от привычной организации учебного процесса, абсолютизации классно - урочной формы обучения, с огромными затратами времени на устные и письменные экзамены, зачеты, различные опросы и другие формы традиционного контроля знаний. Такая организация легко отторгает любые новшества, а если и принимает что-то, то в сильно упрощенном и измененном, до неузнаваемости, виде.

Тесты являются важным средством технологизации обучения, они способствуют эффективной организации учебного процесса, без них немыслим и итоговый рейтинг студентов. Использование автоматизированного обучения и контроля на основе достижений новой педагогики, педагогических измерений, психологии, информатики, кибернетики и компьютерной техники постепенно становится нормой. Все упомянутое, взятое в разумном соотношении, и образует основу того, что сейчас называют педагогической технологией. В этой технологии самым узким местом оказалось неумение делать тесты, без которых нельзя сейчас ни объективно проверить знания, ни создать современную контрольно-обучающую программу, ни наладить такую перспективную форму организации учебного процесса, как дистантное обучение. В идеальном случае учебная программа, каждая её часть сопровождается заданиями в тестовой форме.

Тесты, которые применяются для оценки знаний, умений и навыков учащихся имеют два названия. Иногда, по аналогии с зарубежной терминологией, их называют тестами учебных достижений. В действительности тесты вскрывают не только достижения, но также недостатки и упущения, а то и просто плохую организацию учебного процесса. Поэтому используется и другое название – педагогические тесты. Их называют так, потому что немало они разрабатываются педагогами, с целью решения педагогических задач. Хотя содержание теста по каждой учебной дисциплине различно, формы заданий и основные принципы разработки тестов во многом совпадают.

Педагогический тест определяется как СИСТЕМА репрезентативных и параллельных заданий специфической формы, равномерно возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень подготовленности испытуемых.


Классификация тестов


Тесты классифицируются по разным основаниям.

1. Время проведения тестирования

2. Способ интерпретации результатов

3. Степень однородности заданий теста

4. Техническое оснащение тестирования

5. Цель тестирования (проверка знаний, умений или навыков)

6. Область применения тестов


1. Время проведения тестирования.

- Входное тестирование
Проводится для оценки уровня знаний в начале обучения

- Текущее тестирование
Проводится для оценки усвоения знаний в течение обучения

- Тематическое тестирование
Проводится для оценки знаний, умений и навыков после изучения темы, раздела

- Итоговое тестирование
Проводится для оценки умений и навыков в конце обучения



2. Способ интерпретации результатов

- Нормативно-ориентированные тесты.
Ориентированные на норму.

Основная задача: ранжировать испытуемых по уровню знаний, выявленных в результате тестирования.
Выводы о знаниях учащихся достраиваются рейтингом: задания ® ответы ® выводы о знаниях учащихся ® рейтинг учащихся.

- Критериально-ориентированные тесты.
Ориентированы на критерии:
DOMAIN (критерий знаний полного содержания учебного материала)
MINIMUM COMPETENCY TESTS (критерий минимальных знаний учебного материала учащимися).
Интерпретация результатов: содержание учебной дисциплины ® генеральная совокупность заданий ® тест, как выборка заданий из этой совокупности ® ответы испытуемого ® вероятностный вывод о его знаниях учебной дисциплины.



3. Степень однородности заданий теста


- Гомогенные тесты.

Тесты создаются с целью измерения уровня подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине.


- Гетерогенные тесты.

Тесты создаются с целью измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам.


- Интегративные тесты.

Тесты создаются с целью итоговой диагностики подготовленности выпускника образовательного учреждения.


4. Техническое оснащение тестирования

- Бланковые тесты.
Тесты “бумага и карандаш” представлены на бумажном носителе информации.

- Предметные тесты.
При выполнении таких тестов необходимо манипулировать материальными объектами.

- Компьютерные тесты.
Тест представлен в электронном виде с использованием специальных программ генерации тестов. Возможна организация адаптивного тестирования.


5. Цель тестирования (проверка знаний, умений или навыков)

- Тесты скорости.
Тесты для проверки навыков выполнения каких-либо действий или решения задач.

- Тесты мощности.
Тесты проверяют умения учащихся действовать в типовых и нетиповых ситуациях.

- Смешанные тесты.
Тесты объединяют черты двух выше перечисленных видов. Оценивается как скорость выполнения заданий так и уровень усвоения знаний.


6. Область применения тестов

- Стандартизированные тесты.
Тесты применяются в крупномасштабном тестировании, проводимом органами управления образования.

- Неформальные тесты.
Тесты создают и используют сами преподаватели-предметники по своим дисциплинам.


Для задания в тестовой форме характерны:


- логическая форма высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.


КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ


1. Знание названий, имен. Сократу принадлежат слова: кто постигает имена, тот постигнет и то, чему принадлежат эти имена. А известный зарубежный философ Дж. Остин, считает, что знание предмета или явления во многом определяется тем, знаем ли мы его название, точнее - его правильное название


2. Знание смысла названий и имен.

Люди как понимают, так и действуют. Например, сознание советских людей, оказалось неспособными видеть различные смыслы таких абстракций языка как «свобода», «власть», «демократия», «государство», «народ», «общество», считая их как бы ясными по умолчанию.

Что и стало одной из причин уничтожения системы их собственного жизнеобеспечения.


3. Фактуальные знания. Знание фактов позволяет не повторять ошибки, свои и чужие, обогатить доказательную основу знаний. Нередко фиксируются в виде научных текстов, результатов наблюдений, рекомендаций типа техники безопасности, житейской мудрости, поговорок, изречений. Например, из Древнего Китая пришло изречение китайского мыслителя Джу Си: «не варите песок в надежде получить кашу».


4. Знание определений. Самое слабое место в образовании, потому что определениям нельзя научить; их можно понять и усвоить только как результат самостоятельных и целенаправленных усилий. Знание системы определений является одним из лучших свидетельств теоретической подготовленности.

Все четыре рассмотренных вида знаний можно объединить в группу репродуктивных знаний.

Как отмечал И.Я.Лернер, за годы школьного обучения учащиеся выполняют свыше 10 тыс. заданий. Учитель вынужден организовать репродуктивную деятельность, без которой содержание изначально не усваивается.

Это знания, не требующие при усвоении заметной трансформации, и потому они воспроизводятся в той же форме, в какой воспринимались. Их можно, очень условно, назвать знаниями первого уровня.


5. Сравнительные, сопоставительные знания. Они широко распространены в практике и в науке, присущи преимущественно интеллектуально развитым лицам, особенно специалистам. Они способны анализировать и выбирать лучшие варианты действий при достижении той или иной цели. Как отмечал Н.Кузанский, «все исследователи судят о неизвестном путем соизмеряющего сравнения с чем-то уже знакомым, так что все исследуется в сравнении".


6. Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов. Такие знания ценны в обучении, особенно на самом начальном этапе. В некоторых сферах такие знания являются главными. Например, в школьном курсе безопасности жизнедеятельности надо точно знать – что ученикам делать можно, а чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах.


7. Ассоциативные знания. Они свойственны интеллектуально развитому и творческому человеку. Чем богаче ассоциации, тем больше условий и выше вероятность для проявления творчества. В значительной мере именно на богатстве ассоциаций построена языковая культура личности, писательский труд, работа художника, конструктора и работников других творческих профессий.


8. Классификационные знания. Феномен классификации имеет дело с разбиением интересующих объектов на группы, классы, отряды, виды и.т.д. Классификации применяются в науке и практике. Примеры - классификации Линнея, система химических элементов Д.И.Менделеева, классификация болезней, лекарств, классификации тестов и т.п.

Не все классификации являются научными и удобными для практики. С точки зрения математической теории множество считается разделенным на классы, если: 1) элементы подмножеств попарно не пересекаются; 2) объединение подмножеств совпадает с исходным множеством.

Классификационные знания являются обобщенными, системными знаниями. Этот вид знаний присущ только лицам с интеллектуальным развитием, так как требует развитого абстрактного мышления, целостного и взаимосвязанного видения совокупности явлений и процессов.

Система знаний – это, прежде всего, владение эффективными определениями основных понятий изучаемых наук, операциями с объектами и правилами деятельности.


Знания п.п. 5-8 можно отнести ко второму уровню.

Такие знания позволяют учащимся решать типовые задания как результат подведения каждого конкретного задания под известные классы изучаемых явлений и методов.


9. Причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований. Как писал В. Шекспир, пора необъяснимого прошла, всему приходится подыскивать причины. В современной науке причинный анализ является основным направлением исследований. Говорят «я знаю» тогда, когда готовы привести неоспоримые основания.


10. Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания. Являются основными в практической деятельности. Овладение этими знаниями является существенным признаком профессиональной подготовленности и культуры. В эту же группу можно отнести технологические знания, позволяющие неизбежно получать запланированный результат.


11. Технологические знания. Эти знания представляют собой особый вид знаний, проявляющихся на разных уровнях подготовленности. Это может быть сравнительно простое знание об отдельной операции технологической цепочки, или комплекса знаний, позволяющих непременно достигать поставленных целей с минимально возможными затратами.


Знания п.п. 9-11 можно отнести к знаниям более высокого, третьего уровня.


К высшему, четвертому уровню знаний можно отнести следующие виды знаний:


12. Вероятностные знания. Такие знания нужны в случаях неопределенности, нехватки имеющихся знаний, неточности имеющейся информации, при необходимости минимизировать риск ошибки при принятии решений. Это знания о закономерностях распределения данных, достоверности различий, о степени обоснованности гипотез.


13. Абстрактные знания. Это особый вид знаний, при котором оперируют идеализованными понятиями и объектами, несуществующими в реальности. Много таких объектов в геометрии, естествознании, и в тех общественных науках, которые на Западе называют поведенческими – это психология, социология, педагогика. Вероятностные, абстрактные и специальные научные знания в каждой отдельной дисциплине знания составляют основу теоретических знаний. Это уровень теоретических знаний.


14. Методологические знания. Это знания о методах преобразования действительности, научные знания о построении эффективной деятельности. Это знания самого высокого, пятого уровня. Знаниям перечисленных видов выражаются заданиями соответствующей тестовой формы.


В заключении необходимо добавить следующее: с целью создания много вариантных заданий целесообразно применять так называемые фасетные задания. Например, задание

{ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ, МЕХАНИЧЕСКОЕ, ТЕПЛОВОЕ} ЯВЛЕНИЕ

1) горение свечи

2) кипение воды

3) работа пылесоса

4) течение воды в реке

можно сформулировать для 3-х вариантов, взяв в каждом варианте по одной формулировке: только электрическое, только механическое, или тепловое явление.



Инструкция к выполнению тестов

Цель тестирования: контроль качества усвоения основных вопросов по конкретной теме.

Тест состоит из 20 тестовых заданий. В тесте использованы тестовые задания различной формы. Однотипные задания сгруппированы в блоки. В начале каждого блока заданий имеется инструкция, указывающая на действия, которые необходимо выполнить для успешного решения тестовых заданий.

«При выполнении заданий с формулировкой «Выберите правильный вариант ответа» Вы должны выбрать один правильный ответ из предложенных.

При выполнении заданий с формулировкой «Установите соответствие» Вы должны найти такие однозначные связи между позициями первого и второго столбиков, чтобы одной позиции первого столбика соответствовала только одна позиция второго. Повтор используемых позиций не допустим.

При выполнении заданий с формулировкой «Выберите правильные варианты ответов» Вы должны указать один, несколько, все или ни одного правильного ответа из предложенных.

При выполнении заданий с формулировкой «Установите правильную последовательность» необходимо расставить предложенные позиции в нужной последовательности и отразить ее в бланке ответа.

Вид тестирования – бланковое, с использованием многоразовых бланков теста. Ученик выполняет тест на отдельном бланке. В бланк заносятся ФИО, класс, вариант, номера заданий и соответствующие им буквенные обозначения правильных (правильного) ответов. Время выполнения теста – 45 мин.


Оценка работы


Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Выполнение, %

90 - 100

70 - 85

50 - 65

50

Количество заданий

18 - 20

14 - 17

10 - 13

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!