СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа учителя по формированию учебно-познавательной компетенции на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа учителя по формированию учебно-познавательной компетенции на уроках химии

 

В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые  подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  обучающихся.

 В процессе работы  наблюдается низкий уровень навыков выполнения самостоятельной работы у обучающихся, вследствие чего снижается и интерес к предмету. Поэтому, возникла необходимость в решение данной проблемы через разработку и внедрение в учебный процесс системы самостоятельных работ для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

В настоящее время, в связи с переходом на Стандарты нового поколения, акценты в обучении переносятся  с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает системно-деятельностный подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определённого объёма знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции. Компетентностный подход в обучении химии сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности ученика, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

В большей степени самостоятельная познавательная деятельность обучающихся проявляется в учебно-познавательной компетенции, которая включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях

Ведущим направлением предлагаемой  педагогической технологии является организация самостоятельной работы на уроках химии в целях формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Эта проблема является актуальной, так как в  настоящее время педагогическая практика испытывает определённые затруднения: образование является предметным, монофункциональным; у обучающихся не развито рефлексивное мышление, адекватность самоанализа и самооценки;  не умеют применять полученные знания в жизненных ситуация.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. Примерами учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме являются следующие:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.

При организации самостоятельной работы на уроках, в целях формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся автор опыта  использует современные педагогические технологии.

Базовая модель урока, основанная на использовании  технологии развития критического мышления, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии «вызов» ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?». Ученик  задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

На данном этапе используются следующие приёмы:

1) Прием “Ассоциация”. Например, обучающимся предлагается прочитать тему урока «Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения» и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “жёсткость воды”?

Обучающиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на доске, потом записи анализируются.

2) Прием «Допиши фразу». Например, при изучении темы «Кислород» обучающимся предлагается самостоятельно дописать фразу «Если бы в атмосфере уменьшилось содержание кислорода, то…»  Школьники на своих рабочих листах дописывают фразу и потом по цепочке   озвучивают.

3) Прием “Покопаемся в памяти”. Обычно проводится в виде групповой работы. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? После того как обучающиеся записали все, что знали по данной теме, необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями.

4) Прием «Мозговой штурм».

Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Например, задаётся вопрос: «Как повысить практический выход продукта реакции при производстве аммиака в промышленности?»                                                                                                               На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа) и используются следующие приёмы:                                                                     

1) Прием инсерт (Пометки на полях).   Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Обучающиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

2) Дневники и бортовые журналы

При самостоятельной работе над текстом или новым материалом обучающиеся заполняют таблицу. Например, при изучении темы «Железо и его соединения» предлагается такой текст. «Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Несведущие в медицине люди были поражены сообщением Мери. Кто-то даже предложил чеканить медали из железа, выделенного из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти. В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент – химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путём выделял железо. Юноша погиб от наступившего малокровия. Он так и не собрал нужного количества железа для изготовления кольца. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови взрослого человека составляет в среднем 3-4 грамма, чего хватит разве что на два сапожных гвоздика». После самостоятельной работы над текстом обучающиеся заполняют таблицу:

Это я уже   знал               

             Узнал новое

         Есть вопрос. Хочу узнать.

 

 

 

 

 

 

3) Прием кластеры  («гроздь»).

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Например, после самостоятельной работы над текстом учебника или прослушивания рассказа учителя обучающимся предлагается составить кластер.

На заключительном этапе урока – этап рефлексии - происходит корректировка и систематизация знаний, учитель помогает обучающимся определить направления в дальнейшем изучении материала, обучающиеся активно пересматривают свои представления. Для этого используются синквейны. Синквейн - способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам. Обучающиеся самостоятельно обобщают изученный материал в форме синквейна. Например, при изучении темы «Алюминий» в 9 классе обобщённый синквейн может иметь следующий вид:

Алюминий Пластичный, серебристый, Хорошо проводит электрический ток, тепло Лёгкий, активный Металл.

Данные приёмы технологии критического мышления способствуют повышению познавательной активности обучающихся и формируют их учебно-познавательную компетентность.

Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является использование тестовых технологий при проведении самостоятельных  работ. Тренировочные тестирования небольшого объёма проводятся регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Тесты содержат задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на проверку метапредметных умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т.д.). В целях активизации познавательной деятельности в каждом классе по различным темам составляются тестовые задания в виде таблиц, которые можно использовать при закреплении полученных знаний, при повторении или для контроля умений и знаний обучающихся.

Эффективной работе по формированию учебно-познавательной компетенции способствует использование информационно-коммуникативных технологий. Например, самостоятельные работы, оформленные с помощью слайдовой презентации, более интересны для обучающихся и позволяют быстро провести само- или взаимопроверку результатов с последующей коррекцией знаний Большой интерес представляют для обучающихся творческие задания, для выполнения которых требуется использовать ресурсы сети Интернет, например, задания по истории открытия различных веществ, интересные факты из жизни учёных. Школьники обычно ответственно относятся к таким заданиям, готовят сообщения, слайдовые презентации, что активизирует их познавательную деятельность и повышает интерес к предмету.                                                                                                                Формированию учебно-познавательной компетенции способствует организация на уроке групповой работы с использованием проблемных ситуаций.

Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. На уроках использует следующие способы создания проблемных ситуаций, которые разрешаются в ходе самостоятельной работы обучающихся:

1).Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например,  предлагается экспериментальная задача: в трёх пробирках без этикеток находятся растворы хлорида натрия, сульфата натрия и серной кислоты. Определить эти вещества наиболее коротким путем, с наименьшим числом проб.

2).Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать возможность обучающимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники. Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса. 3).Вопросы проблемно-практической направленности, предназначенные для самостоятельной работы обучающихся. Например, задание при изучении темы «Алканы» в 10 классе «В шампуни в качестве образователей и стабилизаторов пены добавляют додецилбензол. Составьте формулу этого вещества, зная, что додекан – это алкан, содержащий в цепи 12 атомов углерода». Все представленные задания помогают заинтересовать обучающихся новым материалом, более вдумчиво отнестись к его изучению.                                                                             Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы обучающихся с различными источниками информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета «Химия».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о перспективности  дальнейшей разработки вопросов организации самостоятельной  работы на уроках химии как пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Работа учителя по формированию учебно-познавательной компетенции на уроках химии

 

В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые  подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  обучающихся.

 В процессе работы  наблюдается низкий уровень навыков выполнения самостоятельной работы у обучающихся, вследствие чего снижается и интерес к предмету. Поэтому, возникла необходимость в решение данной проблемы через разработку и внедрение в учебный процесс системы самостоятельных работ для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

В настоящее время, в связи с переходом на Стандарты нового поколения, акценты в обучении переносятся  с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает системно-деятельностный подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определённого объёма знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции. Компетентностный подход в обучении химии сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности ученика, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

В большей степени самостоятельная познавательная деятельность обучающихся проявляется в учебно-познавательной компетенции, которая включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях

Ведущим направлением предлагаемой  педагогической технологии является организация самостоятельной работы на уроках химии в целях формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Эта проблема является актуальной, так как в  настоящее время педагогическая практика испытывает определённые затруднения: образование является предметным, монофункциональным; у обучающихся не развито рефлексивное мышление, адекватность самоанализа и самооценки;  не умеют применять полученные знания в жизненных ситуация.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. Примерами учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме являются следующие:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.

При организации самостоятельной работы на уроках, в целях формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся автор опыта  использует современные педагогические технологии.

Базовая модель урока, основанная на использовании  технологии развития критического мышления, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии «вызов» ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?». Ученик  задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

На данном этапе используются следующие приёмы:

1) Прием “Ассоциация”. Например, обучающимся предлагается прочитать тему урока «Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения» и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “жёсткость воды”?

Обучающиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на доске, потом записи анализируются.

2) Прием «Допиши фразу». Например, при изучении темы «Кислород» обучающимся предлагается самостоятельно дописать фразу «Если бы в атмосфере уменьшилось содержание кислорода, то…»  Школьники на своих рабочих листах дописывают фразу и потом по цепочке   озвучивают.

3) Прием “Покопаемся в памяти”. Обычно проводится в виде групповой работы. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? После того как обучающиеся записали все, что знали по данной теме, необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями.

4) Прием «Мозговой штурм».

Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Например, задаётся вопрос: «Как повысить практический выход продукта реакции при производстве аммиака в промышленности?»                                                                                                               На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа) и используются следующие приёмы:                                                                     

1) Прием инсерт (Пометки на полях).   Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Обучающиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

2) Дневники и бортовые журналы

При самостоятельной работе над текстом или новым материалом обучающиеся заполняют таблицу. Например, при изучении темы «Железо и его соединения» предлагается такой текст. «Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Несведущие в медицине люди были поражены сообщением Мери. Кто-то даже предложил чеканить медали из железа, выделенного из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти. В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент – химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путём выделял железо. Юноша погиб от наступившего малокровия. Он так и не собрал нужного количества железа для изготовления кольца. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови взрослого человека составляет в среднем 3-4 грамма, чего хватит разве что на два сапожных гвоздика». После самостоятельной работы над текстом обучающиеся заполняют таблицу:

Это я уже   знал               

             Узнал новое

         Есть вопрос. Хочу узнать.

 

 

 

 

 

 

3) Прием кластеры  («гроздь»).

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Например, после самостоятельной работы над текстом учебника или прослушивания рассказа учителя обучающимся предлагается составить кластер.

На заключительном этапе урока – этап рефлексии - происходит корректировка и систематизация знаний, учитель помогает обучающимся определить направления в дальнейшем изучении материала, обучающиеся активно пересматривают свои представления. Для этого используются синквейны. Синквейн - способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам. Обучающиеся самостоятельно обобщают изученный материал в форме синквейна. Например, при изучении темы «Алюминий» в 9 классе обобщённый синквейн может иметь следующий вид:

Алюминий Пластичный, серебристый, Хорошо проводит электрический ток, тепло Лёгкий, активный Металл.

Данные приёмы технологии критического мышления способствуют повышению познавательной активности обучающихся и формируют их учебно-познавательную компетентность.

Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является использование тестовых технологий при проведении самостоятельных  работ. Тренировочные тестирования небольшого объёма проводятся регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Тесты содержат задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на проверку метапредметных умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т.д.). В целях активизации познавательной деятельности в каждом классе по различным темам составляются тестовые задания в виде таблиц, которые можно использовать при закреплении полученных знаний, при повторении или для контроля умений и знаний обучающихся.

Эффективной работе по формированию учебно-познавательной компетенции способствует использование информационно-коммуникативных технологий. Например, самостоятельные работы, оформленные с помощью слайдовой презентации, более интересны для обучающихся и позволяют быстро провести само- или взаимопроверку результатов с последующей коррекцией знаний Большой интерес представляют для обучающихся творческие задания, для выполнения которых требуется использовать ресурсы сети Интернет, например, задания по истории открытия различных веществ, интересные факты из жизни учёных. Школьники обычно ответственно относятся к таким заданиям, готовят сообщения, слайдовые презентации, что активизирует их познавательную деятельность и повышает интерес к предмету.                                                                                                                Формированию учебно-познавательной компетенции способствует организация на уроке групповой работы с использованием проблемных ситуаций.

Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. На уроках использует следующие способы создания проблемных ситуаций, которые разрешаются в ходе самостоятельной работы обучающихся:

1).Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например,  предлагается экспериментальная задача: в трёх пробирках без этикеток находятся растворы хлорида натрия, сульфата натрия и серной кислоты. Определить эти вещества наиболее коротким путем, с наименьшим числом проб.

2).Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать возможность обучающимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники. Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса. 3).Вопросы проблемно-практической направленности, предназначенные для самостоятельной работы обучающихся. Например, задание при изучении темы «Алканы» в 10 классе «В шампуни в качестве образователей и стабилизаторов пены добавляют додецилбензол. Составьте формулу этого вещества, зная, что додекан – это алкан, содержащий в цепи 12 атомов углерода». Все представленные задания помогают заинтересовать обучающихся новым материалом, более вдумчиво отнестись к его изучению.                                                                             Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы обучающихся с различными источниками информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета «Химия».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о перспективности  дальнейшей разработки вопросов организации самостоятельной  работы на уроках химии как пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

 

 

Работа учителя по формированию учебно-познавательной компетенции на уроках химии

 

В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые  подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  обучающихся.

 В процессе работы  наблюдается низкий уровень навыков выполнения самостоятельной работы у обучающихся, вследствие чего снижается и интерес к предмету. Поэтому, возникла необходимость в решение данной проблемы через разработку и внедрение в учебный процесс системы самостоятельных работ для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

В настоящее время, в связи с переходом на Стандарты нового поколения, акценты в обучении переносятся  с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает системно-деятельностный подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определённого объёма знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции. Компетентностный подход в обучении химии сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности ученика, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

В большей степени самостоятельная познавательная деятельность обучающихся проявляется в учебно-познавательной компетенции, которая включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях

Ведущим направлением предлагаемой  педагогической технологии является организация самостоятельной работы на уроках химии в целях формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Эта проблема является актуальной, так как в  настоящее врем

Просмотр содержимого документа
«Работа учителя по формированию учебно-познавательной компетенции на уроках химии»

Работа учителя по формированию учебно-познавательной компетенции на уроках химии


В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые  подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  обучающихся.

В процессе работы наблюдается низкий уровень навыков выполнения самостоятельной работы у обучающихся, вследствие чего снижается и интерес к предмету. Поэтому, возникла необходимость в решение данной проблемы через разработку и внедрение в учебный процесс системы самостоятельных работ для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

В настоящее время, в связи с переходом на Стандарты нового поколения, акценты в обучении переносятся с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает системно-деятельностный подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определённого объёма знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции. Компетентностный подход в обучении химии сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности ученика, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

В большей степени самостоятельная познавательная деятельность обучающихся проявляется в учебно-познавательной компетенции, которая включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях

Ведущим направлением предлагаемой педагогической технологии является организация самостоятельной работы на уроках химии в целях формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Эта проблема является актуальной, так как в настоящее время педагогическая практика испытывает определённые затруднения: образование является предметным, монофункциональным; у обучающихся не развито рефлексивное мышление, адекватность самоанализа и самооценки; не умеют применять полученные знания в жизненных ситуация.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. Примерами учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме являются следующие:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • иметь опыт восприятия картины мира.

При организации самостоятельной работы на уроках, в целях формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся автор опыта использует современные педагогические технологии.

Базовая модель урока, основанная на использовании технологии развития критического мышления, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии «вызов» ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?». Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

На данном этапе используются следующие приёмы:

1) Прием “Ассоциация”. Например, обучающимся предлагается прочитать тему урока «Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения» и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “жёсткость воды”?

Обучающиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на доске, потом записи анализируются.

2) Прием «Допиши фразу». Например, при изучении темы «Кислород» обучающимся предлагается самостоятельно дописать фразу «Если бы в атмосфере уменьшилось содержание кислорода, то…» Школьники на своих рабочих листах дописывают фразу и потом по цепочке озвучивают.

3) Прием “Покопаемся в памяти”. Обычно проводится в виде групповой работы. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? После того как обучающиеся записали все, что знали по данной теме, необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями.

4) Прием «Мозговой штурм».

Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Например, задаётся вопрос: «Как повысить практический выход продукта реакции при производстве аммиака в промышленности?» На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа) и используются следующие приёмы:

1) Прием инсерт (Пометки на полях). Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Обучающиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

2) Дневники и бортовые журналы

При самостоятельной работе над текстом или новым материалом обучающиеся заполняют таблицу. Например, при изучении темы «Железо и его соединения» предлагается такой текст. «Француз Мери в 19 веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Несведущие в медицине люди были поражены сообщением Мери. Кто-то даже предложил чеканить медали из железа, выделенного из крови знаменитых людей, для увековечения их памяти. В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент – химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путём выделял железо. Юноша погиб от наступившего малокровия. Он так и не собрал нужного количества железа для изготовления кольца. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови взрослого человека составляет в среднем 3-4 грамма, чего хватит разве что на два сапожных гвоздика». После самостоятельной работы над текстом обучающиеся заполняют таблицу:

Это я уже знал

Узнал новое

Есть вопрос. Хочу узнать.







3) Прием кластеры («гроздь»).

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Например, после самостоятельной работы над текстом учебника или прослушивания рассказа учителя обучающимся предлагается составить кластер.

На заключительном этапе урока – этап рефлексии - происходит корректировка и систематизация знаний, учитель помогает обучающимся определить направления в дальнейшем изучении материала, обучающиеся активно пересматривают свои представления. Для этого используются синквейны. Синквейн - способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам. Обучающиеся самостоятельно обобщают изученный материал в форме синквейна. Например, при изучении темы «Алюминий» в 9 классе обобщённый синквейн может иметь следующий вид:

Алюминий
Пластичный, серебристый,
Хорошо проводит электрический ток, тепло
Лёгкий, активный
Металл.

Данные приёмы технологии критического мышления способствуют повышению познавательной активности обучающихся и формируют их учебно-познавательную компетентность.

Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является использование тестовых технологий при проведении самостоятельных работ. Тренировочные тестирования небольшого объёма проводятся регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Тесты содержат задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на проверку метапредметных умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т.д.). В целях активизации познавательной деятельности в каждом классе по различным темам составляются тестовые задания в виде таблиц, которые можно использовать при закреплении полученных знаний, при повторении или для контроля умений и знаний обучающихся.

Эффективной работе по формированию учебно-познавательной компетенции способствует использование информационно-коммуникативных технологий. Например, самостоятельные работы, оформленные с помощью слайдовой презентации, более интересны для обучающихся и позволяют быстро провести само- или взаимопроверку результатов с последующей коррекцией знаний Большой интерес представляют для обучающихся творческие задания, для выполнения которых требуется использовать ресурсы сети Интернет, например, задания по истории открытия различных веществ, интересные факты из жизни учёных. Школьники обычно ответственно относятся к таким заданиям, готовят сообщения, слайдовые презентации, что активизирует их познавательную деятельность и повышает интерес к предмету. Формированию учебно-познавательной компетенции способствует организация на уроке групповой работы с использованием проблемных ситуаций.

Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. На уроках использует следующие способы создания проблемных ситуаций, которые разрешаются в ходе самостоятельной работы обучающихся:

1).Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например, предлагается экспериментальная задача: в трёх пробирках без этикеток находятся растворы хлорида натрия, сульфата натрия и серной кислоты. Определить эти вещества наиболее коротким путем, с наименьшим числом проб.

2).Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать возможность обучающимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники. Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса. 3).Вопросы проблемно-практической направленности, предназначенные для самостоятельной работы обучающихся. Например, задание при изучении темы «Алканы» в 10 классе «В шампуни в качестве образователей и стабилизаторов пены добавляют додецилбензол. Составьте формулу этого вещества, зная, что додекан – это алкан, содержащий в цепи 12 атомов углерода». Все представленные задания помогают заинтересовать обучающихся новым материалом, более вдумчиво отнестись к его изучению. Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы обучающихся с различными источниками информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета «Химия».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки вопросов организации самостоятельной работы на уроках химии как пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!