СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для чего нужны синонимы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Для чего нужны синонимы?»

Конспект урока русского родного языка. 2 класс

Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»

Цель: обогащать активный и пассивный словарный запас; проводить синонимические замены с учетом особенностей текста; развивать речь, память, внимание.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Запись под диктовку: Пришла зима. В лесу стало скучно и холодно.

- Какое слово употреблено в переносном значении? (Пришла)

III. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась)

- У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения.

- Ребята, кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)

- Кто сможет определить тему? (Ответы детей)

IV. Работа по теме урока.

- Как в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?

-Что такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80 определение.

- Откройте учебник на с. 80, прочитайте тему урока. (Для чего нужны синонимы?)

Упр.1 (с.80) Работа в парах.

- Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь за помощью к толковому словарю.

- Вспомните, как называются такие слова.

- Объясните, для чего их используют в речи.

- В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала.

Упр.2. (с.80)

- Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?

- Как автор это показал? (Он использовал в стихотворении четыре синонима с общим лексическим значением «ощущать холод» )

- Помогло ли это создать образ осинки?

- Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? (Нет.)

- Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.

УПР.3 (с. 81) повышенной трудности.

- Определите, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.

- Выбор синонимов часто определяется ситуацией общения. Например, слова глядеть, болтать, дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует употребить слова смотреть, разговаривать, баловаться.

Упр. 4. (с. 81-82) Работа в группе.

- Подберите синонимы к выделенным словам. Запишите по образцу. Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.

VII. Рефлексия.

Карточка 1.

Определите, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках.

красивый – пригожий

сказать – молвить

рассказывать – сказывать



Карточка 2.

В каком столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подберите к ним синонимы из второго столбика.

Голкипер зрелище

отель вратарь

шоу гостиница

VIII. Подведение итогов урока.

- Какие слова называют синонимами?

- Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?

Домашнее задание. Упр.7. (с.83)