Пояснительная записка
Цель программы – утверждение в сознании младших школьников активной гражданской позиции через создание положительного образа XXII Зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 г. в г. Сочи.
Основные задачи программы:=
- обучать школьников планированию деятельности, поиску необходимой информации, практическому применению знаний;
- побудить детей к изучению истории Олимпийских и Паралимпийских игр;
- вовлечь школьников в активное освоение олимпийских и паралимпийских ценностей;
- сформировать у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социальных взаимодействиях в процессе обучения;
- умение понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать.
- воспитывать умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, выделяя недостатки и делая конструктивные пожелания и замечания;
- воспитывать у учащихся гуманизм, толерантность, чуткость и гостеприимство;
- создать условия для осознания ценности здорового образа жизни и я значимости ведения здорового образа жизни.
Содержание педагогической программы выстраивается как организация жизнедеятельности младших школьников, направленная на формирование активной гражданской позиции через создание положительного образа XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 г. в г. Сочи, формирование чувства сопричастности к ней.
Основной смысл программы будет доноситься до учащихся через:
актуализацию уже имеющихся знаний о традициях и принципах Олимпизма, Олимпийского движения, истории Олимпийских игр;
включение его в деятельность, которая предполагает получение им знаний, необходимых болельщику, который болеет за олимпийскую национальную команду и является носителем традиций и культуры нашей страны.
Школьник должен:
- быть информированным в области Олимпийских игр, видов спорта;
- быть гражданином и патриотом своей страны;
- знать и принимать традиции, атрибуты команды, вида спорта;
- вести здоровый образ жизни;
- быть толерантным, умеющим достойно принимать поражение;
- быть творческим, креативным, увлеченным, сопереживающим, открытым.
Программа имеет интегрированный характер.
Программа по своему содержанию является проектно-исследовательской; по функциональному назначению – учебно – познавательной; по форме организации – общедоступной.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-11 лет в течение двух лет обучения в объеме 67 часов.
Формы работы по реализации программы: беседы, игры, викторины, конкурсы, ролевые игры, прогулки, подвижные игры; проведение совместных праздников, школьных мероприятий; просмотр слайд - фильмов, диафильмов, презентаций.
Учебно-тематический план
1 год (34 ч)
Легенды и история Игр Древней Греции
Система подготовки древних спортсменов
Азбука Олимпиады
История возникновения Олимпийских игр
Возрождение Олимпийских игр
Символы России, символы Олимпиады
Ценности и талисманы
Основы и традиции Олимпийских игр
История возникновения Паралимпийских игр
Паралимпийские виды спорта
Паралимпийское движение в России
Игра «Маленький акт доброты стоит больше, чем величайшее намерение»
«Олимпийский дом открывает свои двери!»
Поддержим команду творчески
2 год (34 ч)
Значение современного Олимпийского движения в развитии дружбы между народами
Профессии для подготовки и проведения Олимпийских игр
Международный олимпийский комитет и его значение для Олимпийского движения
Становление Международного спортивного движения
Волонтерское движение и Олимпиада
Интеллектуальный марафон «Пример одних вдохновляет многих»
Кинопроект «Современный болельщик: фанат или дополнительный игрок в команде?»
Зимние виды спорта в олимпийских играх
В ракурсе Олимпиады
Профи-спорт
Олимпийский марафон
Олимпийцы среди нас
Итого
67
Календарно-тематическое планирование.
| | раздел тема | часы | | | |
| | Легенды и история Игр Древней Греции (3 ч). |
| | Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции. Легенда о Геракле, Пелопсе и Ифите. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. | 1 | | | |
| | Творческое задание: рисунок по теме «Легенды об олимпийских играх Древней Греции». | 1 | | | |
| | Система подготовки древних спортсменов (2 ч). |
| | Древние виды спорта. Подготовка и тренировка спортсменов. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. Творческое задание: рисунок по теме «Древние виды спорта». | 1 | | | |
| | Азбука Олимпиады (3 ч). |
| | Истоки, условия, место проведения Олимпийских игр. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. Творческое задание: создание брошюры «Азбука Олимпиады». | 2 | | | |
| | История возникновения Олимпийских игр (2 ч). | | | | |
| | Возникновения Олимпийских игр. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. | 1 | | | |
| | Возрождение Олимпийских игр (2 ч). | | | | |
| | Пьер де Кубертен - основатель современного олимпийского движения. Биография. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал «Пьер де Кубертен и олимпийская идея». | 1 | | | |
| | Символы России, символы Олимпиады (2 ч). | | | | |
| | Символы Российской Федерации. | 1 | | | |
| | Символы Олимпиады. Формирование чувства гордости за страну. Практическая работа: видеоматериал. | 1 | | | |
| | Ценности и талисманы (2 ч). | | | | |
| | Ценности Олимпийских игр. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. Творческое задание: создание талисманов. | 1 | | | |
| | Основы и традиции Олимпийских игр (3 ч). | | | | |
| | Традиции Олимпийских игр в древности и в современности | 1 | | | |
| | Принципы, правила и положения Олимпийских игр. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. | 1 | | | |
| | История возникновения Паралимпийских игр (2 ч). | | | | |
| | Паралимпийских игры. История их возникновения. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал об истории возникновения Паралимпийских игр. | 1 | | | |
| | Паралимпийские виды спорта (4 ч). | | | | |
| | Паралимпийские виды спорта. | 1 | | | |
| | Паралимпийские чемпионы и призеры. | 1 | | | |
| | Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных паралимпийских чемпионах и призерах нашей страны. | 2 | | | |
| | Паралимпийское движение в России (2 ч). | | | | |
| | Паралимпийское движение в России | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. | 1 | | | |
| | Игра «Маленький акт доброты стоит больше, чем величайшее намерение» (2 ч). | | | | |
| | 1 тур - КВН. | 1 | | | |
| | Практическая работа: 2 тур – Спортивное состязание. | 1 | | | |
| | «Олимпийский дом открывает свои двери!» (2 ч) | | | | |
| | Подготовка к открытию Олимпиады. Открытие Олимпийских игр. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. | 1 | | | |
| | Поддержим команду творчески (2 ч) | | | | |
| | Группа поддержки команды. | 1 | | | |
| | Практическая работа: разработка речёвок, кричалок группы поддержки команды. | 1 | | | |
| | Значение современного Олимпийского движения в развитии дружбы между народами (2 ч). | | | | |
| | Значение современного Олимпийского движения в развитии дружбы между народам. Толерантность. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. | 1 | | | |
| | Профессии для подготовки и проведения Олимпийских игр (3 ч). | | | | |
| | Кадровое обеспечение подготовки и проведения Олимпийских игр. | 1 | | | |
| | Профессии Олимпиады. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. Составление таблицы «Профессии Олимпиады». | 1 | | | |
| | Международный олимпийский комитет и его значение для Олимпийского движения (2 ч). | | | | |
| | Международный олимпийский комитет. Его значение для Олимпийского движения. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. Заочное участие в планировании деятельности олимпийского комитета. | 1 | | | |
| | Становление Международного спортивного движения (2 ч). | | | | |
| | Международного спортивного движение. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. | 1 | | | |
| | Волонтерское движение и Олимпиада (2 ч). | | | | |
| | Волонтеры. Их роль в Олимпиаде. | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. Заочное участие в деятельности волонтеров | 1 | | | |
| | Интеллектуальный марафон «Пример одних вдохновляет многих» (2 ч) | | | | |
| | Проведение интеллектуального марафона. Подведение итогов. | 1 | | | |
| | Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся | 1 | | | |
| | Кинопроект «Современный болельщик: фанат или дополнительный игрок в команде?» (2 ч) | | | | |
| | Современный болельщик. | 1 | | | |
| | Практическая работа: просмотр фильма. Обсуждение проблемы. | 1 | | | |
| | Зимние виды спорта в олимпийских играх (4 ч). | | | | |
| | Зимние виды спорта. Бобслей, фигурное катание. | 1 | | | |
| | Зимние виды спорта: санный спорт, биатлон | 1 | | | |
| | Практическая работа: видеоматериал. Творческое задание: рисунок по теме «Зимние виды спорта». | 2 | | | |
| | В ракурсе Олимпиады (4 ч). | | | | |
| | Журналистская деятельность. | 2 | | | |
| | Практическая работа: создание единого медиапродукта. | 1 | | | |
| | Подготовка и выпуск печатных версий . | 1 | | | |
| | Профи-спорт (4 ч). | | | | |
| | Роль спортивного комментатора в современном спорте. | 1 | | | |
| | Павел Губерниев. | 1 | | | |
| | Практическая работа: создание виртуального репортажа. Интервью. | 1 | | | |
| | Подготовка информационных выпусков. | 1 | | | |
| | Олимпийский марафон (4 ч). | | | | |
| | Приобщение младших школьников к здоровому образу жизни. | 1 | | | |
| | Диагностика функционального состояния школьников, уровня физической подготовки. | 2 | | | |
| | Практическая работа: проведение веселых стартов. | 1 | | | |
| | Олимпийцы среди нас (3 ч | | | | |
| | Подготовка и проведение марафона. | 1 | | | |
| | Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся | 1 | | | |
| | Подготовка презентационных материалов и видеофильма. | 1 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения на 1этапе дети научатся:
- составлять небольшие тексты об истории возникновения Олимпийских и Паралимпийских игр;
- называть символы Олимпиады, талисманы;
- называть отличия Олимпийских и Паралимпийских игр в древности и современности;
- оценивать жизненную ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности.
К концу обучения на 1 этапе учащиеся смогут научиться:
- рассказывать об истории возникновения Олимпийских и Паралимпийских игр;
- различать основные нравственно-этические понятии;
- участвовать в разработке речевок, кричалок группы поддержки команды.
К концу обучения н6а втором этапе дети научатся:
- называть вклад выдающихся людей в развитие олимпийского движения;
- кратко характеризовать зимние виды спорта в олимпийских играх;
- называть значение олимпийского комитета для олимпийского движения.
К концу обучения на втором этапе учащиеся смогут научиться:
- рассказывать о зимних видах спорта в олимпийских играх, о волонтерском движении, о профессиях для подготовки и проведения олимпийских игр;
- участвовать в создании печатных версий к Олимпиаде, к приобретению навыков ведения здорового образа жизни, повышению культурного уровня.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение программы «Азбука Олимпиады» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностными результатами изучения курса являются:
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные – способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных и практических задач различными умственными операциями (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.)
- регулятивные – владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, творческой).
- коммуникативные – способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
- усвоение первоначальных сведений об истории Олимпийских и Паралимпийских игр;
- овладение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьникам);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Приемы формирования УУД:
Дай себе помочь.
Идеальное задание.
Регулятивные
Обсуждение готового плана решения учебной задачи.
Составление своего плана решения учебной задачи.
«Волшебные линеечки» (контроль и оценка).
Лесенка успеха.
Познавательные
Взаимоопрос.
Повторяем с контролем.
Ситуационная задача.
Коммуникативные
Работа в группе.
Общение и взаимодействие.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения курса. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио),
Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования), практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения, мониторинг эффективности внеурочной деятельности.
Способами определения результативности программы «Азбука Олимпиады» являются: диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
Материально – техническое обеспечение:
Для реализации Программы внеурочной деятельности используются мультимедийная доска, компьютер, колонки, книги, журналы, бумага, фломастеры, карандаши.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010.
3. Паралимпийское движение в России, www.olimpic.su/paralimp/paralimp.html
4. Паралимпийские игры, www.ortos-portal.ru
5. Паралимпийские игры и их герои, www.dislife.ru
6. История Паралимпийских игр: становления, события и факты, www.paralymp.ru
7. Константин Осипов. Сильные духом. Звезды паралимпийской сборной России. Издательство «Амфора», Москва, 2010
Исаев А. Олимпийская педагогика. - М.: ФиС, 1998.
9. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
раздел | тема | | часы | |
Легенды и история Игр Древней Греции (3 ч). |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
р