Включенность каждого ребенка в учебный процесс
как исходная проблема практики образования
Формулировка проблемы. Что значит «исходная проблема практики»?
В
сегодняшней школе мы привыкли, что процент качества успеваемости редко превышает 70%, а то и 50%. Что мешает достичь более высокого уровня успеваемости? Зачастую причиной неудач называют слабое здоровье школьников, неблагоприятную социальную среду, большую наполняемость классов. Нередко можно услышать от учителя: «Если бы мы имели возможность работать индивидуально с одним или двумя детьми, нам удалось бы их научить на «5». Однако ситуация в малокомплектных и малочисленных школах показывает, что это не совсем так.
Если учитель взаимодействует с одним учеником, то он выбирает для этого ребёнка адекватные методы, способы и формы обучения, свой темп. Если же учитель имеет дело с учебной группой, то задача значительно усложняется.
Исходная проблема сегодняшней практики образования заключается в том, что пока не удаётся осознать, оформить и решить проблему обеспечения плодотворного, эффективного включения каждого члена учебной группы в учебный процесс. Что значит «исходная проблема»? Исходность этой проблемы означает, что ею определяются и являются ее прямым следствием другие трудности и проблемы общего образования. Решение проблемы включённости позволит решить многие другие: качество учебников (сам по себе учебник включить ребёнка не может), второгодничество, дисциплина. Очень актуальная сегодня проблема – содержание образования. Освоение каждым учеником содержания образования – это наша главная цель. Но пока мы не поймём, как организовать учебный процесс, чтобы каждый осваивал содержание, – и нет смысла это содержание перекраивать (рис.4).
1. Сформулируйте исходную проблему практики образования;
2. Объясните, почему проблема включённости называется исходной? Поясните на примерах
Что подразумевается под включённостью в учебный процесс?
Ч
то значит, «каждый – включён?» Если я, учитель, ставлю какие-то образовательные, воспитательные цели перед детьми, значит, каждый ребёнок должен эти цели присвоить; если я что-то рассказываю, значит, каждый должен меня слушать и понимать сказанное; если задаю вопрос, значит, этот вопрос должен встать перед каждым и т. д. То есть в каждый момент времени, когда я воздействую на детей, с каждым из них должны происходить те изменения, которые я планирую.
Как понять, что каждый включён? Включённость должна быть деятельной. Если ребёнок просто 30, 40 минут внимательно слушает, он не включён. Мы не знаем, что происходит в его мышлении, мы можем проверить это, если ребёнок начинает говорить или делать что-то по поводу изучаемой темы.
Обратимся к базовой схеме мыследеятельности Г.П. Щедровицкого (на рис. .5 – усечённый вариант). О полной включённости ученика в учебный процесс мы можем говорить только тогда, когда ребёнок:
– по поводу изучаемой темы думает, размышляет и старается понимать;
– обязательно оказывается в ситуациях, когда он восстанавливает, обсуждает содержание изучаемого, оформляет его в тексты;
– изученное применяет, то есть выполняет определённые действия по поводу изучаемой темы.
1. Как вы поняли, что подразумевается под включённостью в учебный процесс?
В чем заключается проблема включённости (что значит – не удаётся «осознать, оформить и решить»; ключевой момент – «каждый»)?
П
роблема включённости присуща образовательной практике, действующей сейчас. Что такое практика образования? Она представлена различными образовательными учреждениями, отдельными субъектами; этой практике присуще определённое мировоззрение, педагогическое сознание; определённый тезаурус – категории, понятия, термины; в этой практике разворачивается определённая деятельность, протекают определённые процессы. Что значит: в нынешней практике образования проблема не осознана, не оформлена и не решена (рис.6)?
Проблема обеспечения включенности каждого члена учебной группы в учебный процесс:
– не осознана как исходная проблема в представлениях различных субъектов практики образования, в педагогическом мировоззрении;
– не оформлена в слое мысли-коммуникации, не отражается в педагогическом тезаурусе (в учебниках для педагогических вузов, в научно-методических журналах, в тезисах конференций, в законодательных и прочих документах);
– не решена – в слое действий, процессов не предпринимается осознанных шагов, направленных на обеспечение включённости каждого, не удаётся достичь включённости каждого ребёнка в учебный процесс.
Решить эту проблему – это означает, во-первых, добиться, чтобы педагогическое мировоззрение в своих представлениях эту проблему восприняло как исходную; во-вторых, добиться, чтобы в педагогической коммуникации, в педагогическом тезаурусе проблема включенности оформлялась как исходная; и, в-третьих, добиться, чтобы образовательные процессы организовывались так, чтобы каждый ребенок был включен в учебный процесс.
Почему в формулировке исходной проблемы практики образования особо подчёркивается фраза – «каждый член учебной группы»?
Общее образование предназначено для обеспечения того, чтобы носителем некоторого образовательно-воспитательного качества, выделенного и определенного исходя из потребностей общества, стал каждый член общества. Следовательно, результат общеобразовательного процесса должен измеряться не общим состоянием учебной группы, а достижением каждого члена учебной группы. Поэтому при обсуждении проблемы включённости или успешности неприемлемы фразы типа: «Дети с интересом прослушали…» или «Дети усвоили…». Высказывания должны оформляться следующим образом: «каждый ребенок с интересом прослушал…» или «каждый ребенок усвоил…».
1. Что такое практика образования?
2. Что означает выражение: «в практике образования проблема не осознана, не оформлена, не решена».
3. Почему необходимо обеспечить включённость каждого члена учебной группы в учебный процесс?
Классно-урочная организация учебного процесса как причина возникновения проблемы включённости
В
опрос обеспечения действенной включенности в учебно-воспитательный процесс каждого члена учебной группы не сводится к вопросу мастерства учителя или волевых качеств и добрых намерений ученика – он обусловливается характером самого процесса. Традиционный учебный процесс строится на групповых учебных занятиях, т.е. на классно-урочной (или лекционно-семинарской) организованности.
Идея классно-урочности заключается в том, что субъектом учебного процесса является не отдельный ученик, а группа (класс), и учитель занимается с ней как с одним учеником по единой унифицированной программе (рис.7). Чем более одинаков, однороден состав этой группы, тем более успешны занятия. Главный признак групповых учебных занятий, отражающий их сущность, – это общий фронт. Общий фронт – это такая ситуация, когда все дети в учебной группе одними и теми же средствами, одними и теми же способами, в течение одинакового времени выполняют одни и те же задания.
Как мы начинаем урок? Новый учебный год? «В прошлый раз мы с вами изучили… А сегодня мы продолжим…» Но реальная ситуация не такая. На самом деле у нас есть ученики:
– которые очень быстро схватывают, и им приходится сидеть и ждать остальных. Они уже давно «изучили» эту тему;
– которым каждый раз не дают что-то доделать. Эти дети не изучили что-то на прошлом уроке, в прошлой четверти, в прошлом году. Неосвоенные кусочки накапливаются, и эти ученики не могут продвигаться дальше.
Как в такой ситуации можно каждого включить? Часть детей не может включиться, потому что она не понимает, о чём идёт на уроке разговор, другая часть – потому что ей неинтересно происходящее, этим детям уже давно всё известно, всё понятно.
Пока будет сохраняться ситуация общего фронта, решить проблему включённости не удастся.
1. Какова ключевая идея классно-урочности? Назовите основные признаки классно-урочной системы.
2. Почему классно-урочная система препятствует включённости каждого учащегося в учебный процесс учебной группы в учебный процесс?
Включённость в учебный процесс и формирование личности ребёнка. Путь решения проблемы включённости
Когда человек действует, он что-то получает для себя. Если же человек что-то должен делать, но не делает ничего – какой характер у него формируется? Если ученик в школе в течение шести часов ничего не делает, и ему это удаётся, то он таким и растёт. Если этот ребёнок и вырастет деятельным, то этому его научит не учебный процесс. Учебный процесс формирует в нём леность, пассивность, равнодушие, агрессию.
Решение проблемы включённости связано с отказом от общего фронта. За счет освоения каждым учеником программы в соответствии с его способами и средствами в индивидуальном темпе.
1. Как невключённость ученика в учебный процесс влияет на формирование его личности?
2.Приведите свои примеры негативных последствий невключённости ребёнка в учебный процесс
Вопросы II группы
1. В чём заключается и как проявляется исходная проблема практики образования?
2. Поясните на собственных примерах, чем вызвана проблема включённости.
3. Что называют включённостью в учебный процесс?
4. Как можно обеспечить включённость каждого ученика в учебный процесс?