СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для учителей биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Для учителей биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»






Утверждаю

Директор школы:

_____________/Овчинникова И.М./

« 30 » августа 20 19 г.
















Рабочая программа по биологии

(базовый уровень)

9 А класс








Составитель: Калинина Татьяна Дмитриевна,

учитель химии и биологии высшей категории













2019-2020 учебный год

Пояснительная записка


В учебном плане МБОУ «Бутовская СОШ №1» на изучение предмета биологии отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год (из расчета 34 учебные недели)


Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2016

  • Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 9 классы - М., Дрофа, 2016, (авт. Пасечник В.В. и др.)

  • Учебник А. А. Каменского, Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологию. М.: Дрофа, 2017, входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.


Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. Данная программа соответствует целям образовательного учреждения по реализации общеобразовательных программ основного общего образования.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи - обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.



Тематическое планирование.


п/п

Разделы, темы.

Количество часов

1.

Введение.

3часа

2.

Молекулярный уровень

10 часов

3.

Клеточный уровень

15 часов

4.

Организменный уровень

14 часов

5.

Популяционно-видовой уровень

8 часов

6.

Экосистемный уровень

6 часов

7.

Биосферный уровень

12 часов


Итого:

68 часов




Требования к результатам обучения

Изучение курса «Биология» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение уни­версальных учебных действий - УУД):


Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:


1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты- ученик научится:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Ученик получит возможность научиться:

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Календарно-тематическое планирование 9 класс


п/п

Тема урока

Содержание

Количество часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Введение (3 часа)

1

Биология - наука о жизни

Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией

1



2

Методы исследования в биологии.

Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования

1



3

Сущность жизни и свойства живого.

Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы

1



Глава 1. Молекулярный уровень (10 часов)

4

Молекулярный уровень:

общая характеристика

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры

1



5

Углеводы

Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды

1



6

Липиды

Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная

1



7

Состав и строение белков.

Состав и строение белков. Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка

1



8

Функции белков.

Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая

1



9

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). Нуклеотид. Двойная спираль

1



10

АТФ и другие органические соединения клетки.

Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозиндифосфат (АДФ). Аденозинмонофосфат (АМФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые

1



11

Биологические катализаторы.

Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента.

Лабораторная работа

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

1



12

Вирусы.

Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса

1



13

Обобщение и контроль

знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»


1



Глава 2. Клеточный уровень (15 часов)

14

Основные положения клеточной теории.

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории

1



15

Клеточная мембрана.

Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз

1



16

Ядро. Хромосомный набор клетки.

Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки

1



17

ЭПС. Рибосомы.

ЭПС. Рибосомы.

1



18

Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Комплекс Гольджи. Лизосомы.

1



19

Митохондрии. Пластиды

Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны. Клеточный центр

1



20

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения

1



21

Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток расте­ний и живот­ных под микро­скопом»

Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры.

Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот.

1



22

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1



23

Энергетический обмен в клетке.

Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание

1



24

Типы питания клетки.

Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание

1



25

Фотосинтез. Хемосинтез.

Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. Нитрифицирующие бактерии

1



26

Синтез белков в клетке.

Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома

1



27

Деление клетки. Митоз.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления

1



28

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный

уровень организации живого»


1



Глава 3. Организменный уровень (14 часов)

29

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Почкование. Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки

1



30

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Период размножения. Период роста. Период созревания. Мейоз: мейоз I и мейоз II. Конъюгация. Кроссинговер. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Эндосперм

1



31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетиче­ский закон.

Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Прямое развитие. Непрямое развитие. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез

1



32

Закономерности наследования признаков, установ­ленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Гибридологический метод. Чистые линии. Моногибридные скрещивания. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет.

Практическая работа

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

1



33

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Практическая работа

Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании

1



34

Дигибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета.

Практическая работа

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

1



35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол.

1



36

Взаимодействие генов.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом.

1



37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом.

Практическая работа

Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом

1



38

Модификационная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа №2« Выявление изменчивости организмов».

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Модификации. Норма реакции.

1



39

Мутационная изменчивость

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций.

Генные, хромосомные и геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества

1



40

Основы селекции. Работы Вавилова Н.И.

Основы селекции. Работы Вавилова Н.И.

1



41

Основные методы селекции растений, животных

и микроорганизмов.

Селекция. Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики

1



42

Обобщение и контроль по теме «Организменный

уровень организации живого».


1



Глава 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

43

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика


Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал.

1



44

Экологические факторы и условия среды.


Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические условия: температура, влажность, свет. Вторичные климатические факторы.

Влияние экологических условий на организмы

1



45

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений


Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции

1



46

Биологическая Классификация

Популяция как элементарная единица эволюции


Популяционная генетика. Изменчивость генофонда

1



47

Борьба за существование и естественный отбор

Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора

1



48

Видообразование


Понятие о микроэволюции. Изоляция. Географическое видообразование. Микроэволюция. Изоляция. Репродуктивная изоляция. Видообразование. Географическое видообразование

1



49

Макроэволюция


Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса

1



50

Обобщающий урок-семинар


1



Глава 5. Экосистемный уровень (6 часов)

51

Сообщество, экосистема,

Биогеоценоз.

Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз

1



52

Состав и структура сообщества.

Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структура сообществ. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень

1



53

Межвидовые отношения организмов в экосистеме


Типы биотических взаимоотношений. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм.Симбиоз. Протокооперация. Мутуализм.Конкуренция. Хищничество. Паразитизм

1



54

Потоки вещества и энергии в экосистеме


Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы


1



55

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

1



56

Обобщение темы: «Экосистемный уровень»


1



Глава 6. Биосферный уровень ( 12часов )

57

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

1



58

Круговорот веществ в биосфере

Круговорот веществ в биосфере. Биогеохимический цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы

1



59

Эволюция биосферы

Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис

1



60

Обобщение пройденного


1



61

Гипотезы возникновения жизни

Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции

1



62

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

1



63

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

1



64

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1



65

Антропогенное воздействие на биосферу

Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы

1



66

Основы рационального природопользования

Рациональное природопользование. Общество одноразового потребления

1



67

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации жи­вого»


1



68

Заключительный урок.


1


























































Лист коррекции


п/п

Тема

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина отклонений