Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
В учебном плане МБОУ «Бутовская СОШ №1» на изучение предмета биологии отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год (из расчета 34 учебные недели)
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. Данная программа соответствует целям образовательного учреждения по реализации общеобразовательных программ основного общего образования.
Изучение курса «Биология» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД):
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Введение (3 часа) |
1 | Биология - наука о жизни | Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией | 1 | | |
2 | Методы исследования в биологии. | Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования | 1 | | |
3 | Сущность жизни и свойства живого. | Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы | 1 | | |
Глава 1. Молекулярный уровень (10 часов) |
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика | Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры | 1 | | |
5 | Углеводы | Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды | 1 | | |
6 | Липиды | Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная | 1 | | |
7 | Состав и строение белков. | Состав и строение белков. Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка | 1 | | |
8 | Функции белков. | Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая | 1 | | |
9 | Нуклеиновые кислоты. | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). Нуклеотид. Двойная спираль | 1 | | |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки. | Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозиндифосфат (АДФ). Аденозинмонофосфат (АМФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые | 1 | | |
11 | Биологические катализаторы. | Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента. Лабораторная работа Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой | 1 | | |
12 | Вирусы. | Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса | 1 | | |
13 | Обобщение и контроль знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | | 1 | | |
Глава 2. Клеточный уровень (15 часов) |
14 | Основные положения клеточной теории. | Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории | 1 | | |
15 | Клеточная мембрана. | Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз | 1 | | |
16 | Ядро. Хромосомный набор клетки. | Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки | 1 | | |
17 | ЭПС. Рибосомы. | ЭПС. Рибосомы. | 1 | | |
18 | Комплекс Гольджи. Лизосомы. | Комплекс Гольджи. Лизосомы. | 1 | | |
19 | Митохондрии. Пластиды | Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны. Клеточный центр | 1 | | |
20 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения | 1 | | |
21 | Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом» | Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры. Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот. | 1 | | |
22 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | | |
23 | Энергетический обмен в клетке. | Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание | 1 | | |
24 | Типы питания клетки. | Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание | 1 | | |
25 | Фотосинтез. Хемосинтез. | Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. Нитрифицирующие бактерии | 1 | | |
26 | Синтез белков в клетке. | Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома | 1 | | |
27 | Деление клетки. Митоз. | Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления | 1 | | |
28 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живого» | | 1 | | |
Глава 3. Организменный уровень (14 часов) |
29 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Почкование. Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки | 1 | | |
30 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Период размножения. Период роста. Период созревания. Мейоз: мейоз I и мейоз II. Конъюгация. Кроссинговер. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Эндосперм | 1 | | |
31 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Прямое развитие. Непрямое развитие. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез | 1 | | |
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Гибридологический метод. Чистые линии. Моногибридные скрещивания. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет. Практическая работа Решение генетических задач на моногибридное скрещивание | 1 | | |
33 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Практическая работа Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании | 1 | | |
34 | Дигибридное скрещивание. | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета. Практическая работа Решение генетических задач на дигибридное скрещивание | 1 | | |
35 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. | 1 | | |
36 | Взаимодействие генов. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом. | 1 | | |
37 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом. Практическая работа Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | | |
38 | Модификационная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа №2« Выявление изменчивости организмов». | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Модификации. Норма реакции. | 1 | | |
39 | Мутационная изменчивость | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества | 1 | | |
40 | Основы селекции. Работы Вавилова Н.И. | Основы селекции. Работы Вавилова Н.И. | 1 | | |
41 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Селекция. Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики | 1 | | |
42 | Обобщение и контроль по теме «Организменный уровень организации живого». | | 1 | | |
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов) |
43 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал. | 1 | | |
44 | Экологические факторы и условия среды. | Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические условия: температура, влажность, свет. Вторичные климатические факторы. Влияние экологических условий на организмы | 1 | | |
45 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории Ч. Дарвина. Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции | 1 | | |
46 | Биологическая Классификация Популяция как элементарная единица эволюции | Популяционная генетика. Изменчивость генофонда | 1 | | |
47 | Борьба за существование и естественный отбор | Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора | 1 | | |
48 | Видообразование | Понятие о микроэволюции. Изоляция. Географическое видообразование. Микроэволюция. Изоляция. Репродуктивная изоляция. Видообразование. Географическое видообразование | 1 | | |
49 | Макроэволюция | Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса | 1 | | |
50 | Обобщающий урок-семинар | | 1 | | |
Глава 5. Экосистемный уровень (6 часов) |
51 | Сообщество, экосистема, Биогеоценоз. | Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз | 1 | | |
52 | Состав и структура сообщества. | Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структура сообществ. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень | 1 | | |
53 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | Типы биотических взаимоотношений. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм.Симбиоз. Протокооперация. Мутуализм.Конкуренция. Хищничество. Паразитизм | 1 | | |
54 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы | 1 | | |
55 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | 1 | | |
56 | Обобщение темы: «Экосистемный уровень» | | 1 | | |
Глава 6. Биосферный уровень ( 12часов ) |
57 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | 1 | | |
58 | Круговорот веществ в биосфере | Круговорот веществ в биосфере. Биогеохимический цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы | 1 | | |
59 | Эволюция биосферы | Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис | 1 | | |
60 | Обобщение пройденного | | 1 | | |
61 | Гипотезы возникновения жизни | Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции | 1 | | |
62 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | 1 | | |
63 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 1 | | |
64 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | | |
65 | Антропогенное воздействие на биосферу | Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы | 1 | | |
66 | Основы рационального природопользования | Рациональное природопользование. Общество одноразового потребления | 1 | | |
67 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации живого» | | 1 | | |
68 | Заключительный урок. | | 1 | | |