СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности

Просмотр содержимого документа
«Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце»

Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце



«Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника» В.Даль


Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Важным фактором успешного развития, как личности, так и всего образовательного процесса в школах является личный пример учителя.

Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина страны.

Одним из примером для нас является жизнь и педагогическая деятельность Василия Амельяновича Шалабаева.

Каким он был человеком, каким учителем, какие качества хотел воспитать в своих учениках он? Я попыталась понять, читая его стихи.

Искреннее переживание за судьбу родных учеников, за судьбу своей страны; о любви, о природе, о родине; отношение к детям; отношение к недругам и не доброжелателям, умение прощать, проявлять милосердие, - это всё отражено в стихах В.А.Шалабаева.

Стихи В.А.Шалабаева -это его взгляд на мир, как настоящего учителя, поэта, гражданина. Об этом сказано в строках отличника Просвещения СССР и Каз. ССР, Почётного члена Академии педагогических наук С.Г. Мачнёвой и кандидата педагогических наук Кунековой Т.М.:

«Он в жизни был творцом.

О Педагоге, Поэте, Гражданине…»

Что тронуло меня больше всего, читая стихотворения из сборника «Дорогами жизни»?

Когда сталкиваешься с трудностями в работе, неоднократно задаёшь себе вопрос: что притягивает тебя в этой профессии – профессии «Учитель»?

Это радость видеть не видимое для многих - процесс становления человека и ощущать себя причастным к таинству развития познавательных сил своих учеников, а через годы видеть воплощение своего труда в прекрасных людях, достойных гражданах своей Родины.

Об этом предназначении учителя сказано в строках В.А.Шалабаева:

«Я Учитель, мне другое сеять

Мне иное «Золото» растить».

Поэт учит быть выше людской злобы и ненависти:

«Дружил с друзьями просто, по земному,

не по земному - недругам - прощал…»

Главным для него является - воспитание личности, сильного, общительного и твердого в своих убеждениях человеческого характера. Учит стойкости, умение преодолевать себя и обстоятельства:

«Из всех утрат,

Потерь,

Растрат

Трудней всего потеря веры».

Главный результат для него– обретение маленьким человеком веры в себя, желания учиться, приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.

Нацеливает не терять время «…Словно миг этот неповторим…», учит пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению, направить все свои способности и усердие к достижению определённой цели:

«Не распыляйся дарованьем,

Тот дар не зря нам свыше дан-

Иди и вставься в мирозданье,

Как камень нужный в нише там».

Ориентировал на такие высшие ценности общечеловеческой культуры, как человек, жизнь, честь, совесть:

«…в обществе на совесть

Самый жгучий в жизни дефицит»

Учил ценить простые человеческие качества - любовь, сострадание, милосердие:

«Выше благородства и великодушия –

ничего не ценю в людях».

Казахи говорят: у настоящего таланта семь граней.

В.А.Шалабаев был разносторонне развитым человеком:

как спортсмен, занимался фехтованием, баскетболом, волейболом, футболом, шахматами. Тяга к поэзии. Любовь к родине, к близким -это тоже особый дар. Эти качества он прививал и своим ученикам.

О незаменимости людей, которые ежедневно честно и бескорыстно делали своё дело, он пишет в обращении к «Новому поколению»:

«Пускай сменить, пускай сместить нас можно,

Но заменить, но заменить нельзя».

В стихотворении «Я иду по горам Кокшетау» есть строки и

о легендарных героях казахского народа –о последнем казахском хане, признанном всеми тремя жузами, лидере национально-освободительного движения в 1837-47 годах, внуке знаменитого Абылая и потомке Потрясателя Вселенной Чингисхана - Кенесары Касымове, о казахском народном батыре, руководителе национально-освободительного восстания 1916 года в Казахстане-Амангельды Иманове и обращение к родине с просьбой о благословении на высокие благородные поступки.

«Край родной! Без тебя нет любви, животворны рассветы твои, на служение дочь позови, на высокое благослови».

Он переживает боль и трудности страны, народа, переживает за то, что происходит сегодня, что ожидает её завтра, - это отразилось в строках:

«И стою, один на белом свете,

Всю, взвалив за прошлое вину.

Да пытаюсь подпереть при этом

Дорогую всё-таки страну»

Эти мысли тревожат его сердце.

О воспитании таких качеств, как чувство долга и внутреннего достоинства, о моральной ответственности за всё происходящее вокруг:

«Научить - не хлебом жить единым, чтоб за всё болела голова».

В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека: не быть бездушным, не проводить время бесцельно и бездумно, не жить против совести…

В.А.Шалабаев- высоко-духовный и нравственный человек, глубоко понимавший и любивший детей.

Он развивал и воспитывал в своих учениках то, что было в нём самом - мудрость, порядочность, человечность.

Он не стоял над учениками. Он жил их интересами, их удачами и неудачами.

С.Соловейчик: "Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ".

Самое главное для учителя - воспитать личность, способную дарить людям добро, любовь, красоту своей души.

Воспитать позитивного человека, чтобы другим было хорошо, оттого, что он рядом с ним - это было для него главным:

«Хочу одной судьбы оставить след.

Оставить след - не наследить».

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В.А.Шалабаев – пример нам, нынешним и будущим учителям, каким должен быть настоящий Учитель. Его жизнь и педагогическая деятельность являются ориентиром для педагогов любого времени.

В.А.Шалабаев своим ежедневным трудом, собственной жизнью ещё раз убеждает в том, что именно учитель формирует духовно-нравственные ценности в человеке, именно учитель проектирует личность.



Литература:

1.В.Шалабаев «Река жизни»

2.В.Шалабаев «Дорогами жизни», Костанай, «Печатный двор»,2001

3.МачнёваС., КунековаТ. Он в жизни был творцом. О Педагоге, Поэте, Гражданине», «Печатный двор»,2006,2003.

4.http://1001.ru/books/pdv/3-1-04.htm С.Л. Соловейчик. Педагогика для всех















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!