СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Длина пути в единицу времени, или скорость

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике в 4 классе по теме "Длина пути в единицу времени, или скорость" (УМК "Перспективная начальная школа". 

Просмотр содержимого документа
«Длина пути в единицу времени, или скорость»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей города Шатуры Городского округа Шатура»



















Конспект урока математики в 4 «А» классе по теме:

«Длина пути в единицу времени, или скорость»



















Выполнила: Щербакова Ю.И.,

учитель начальных классов









2021 г.

Тема: «Длина пути в единицу времени, или скорость»

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: познакомить учащихся с понятием «скорость» и единицами измерения скорости.

Задачи:

Образовательные:

- формирование нового понятия «скорость»;

- закрепление умения решать задачи, вычислять время;

- чтение и запись скорости объектов;

- знакомство с решением задач с использованием изучаемых единиц измерения скорости.

Развивающие:

- совершенствование вычислительных навыков различными способами;

- развитие мышления, математической речи;

- развитие интереса к математике.

Воспитательные:

- воспитание познавательной активности, смелости суждений.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

  1. Понимать универсальность математических способов познания окружающего мира;

  2. Определять и понимать роль математики в жизни;

  3. Формировать интерес к различным видам учебной деятельности.

  • Метапредметные:

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно ставить перед собой цели;

    1. Планировать пути достижения целей;

    2. Оценивать свои достижения на уроке;

4.Действовать по инструкции и контролировать свою деятельность.

Познавательные УУД

1.Работать с различной информацией и ориентироваться в ней.

2. Делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.

2. Умение работать в паре и в группах.

3. Осознанно строить речевые высказывания.

  • Предметные:

  1. Научиться читать единицы измерения скорости;

  2. Научиться работать с формулами нахождения скорости, расстояния и времени;

  3. Отрабатывать вычислительный навык разными способами: устно, на абакусе, письменно.

  4. Составлять краткую запись к задаче, используя обозначения расстояния, скорости и времени латинскими буквами S, V и t.

Для достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие приёмы и методы:

  • словесные (объяснение учителя, работа с текстом задачи);

  • наглядные (карточки с расположением косточек на абакусе, план работы, мультимедиа, лист для групповой работы, плакат с формулами);

  • проблемный вопрос.

В ходе урока были использованы следующие формы работы учащихся:

  • фронтальная;

  • работа в парах;

  • работа в группах.



Ход урока:

Учитель (далее У): Желаю вам плодотворной работы на уроке и успехов в учебной деятельности! Садитесь. Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

У: Давайте составим план урока.

На доске в хаотичном порядке прикреплены карточки с этапами урока. Ученик расставляет пункты плана последовательно на доске.

План

  1. Устный счет

  2. Тема и цель урока

  3. Работа по новой теме

  4. Самоконтроль

  5. Итог

1. Устный счет.

Учитель организует устный счёт.

У: Сейчас вы поработаете в парах: распределите роли между собой, кто из вас считает в уме, а кто на абакусе. Обменявшись ответами, вы поднимаете карточку с расположением косточек на абакусе, показывая результат решения.

Учитель диктует выражения для счёта учащимся.

1) 105+74+20-93=106 2) 90+105-30+24=189 3)154+40+205-72=327

Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

У: Посмотрите на экран. Заполните пробелы (фронтальная работа):

1 ч = 60 мин, 3 мин. = 180 сек, 5 ч = 300 мин,

10 м =1000 см, 100 дм = 1000 см, 1км/мин =…км/ч

После устного счета ученик ставит «+» в этом пункте плана.

2. Тема и цель урока

Учитель подводит детей к определению темы и постановке цели урока.

У: У вас возникло затруднение? (Предполагаемый ответ: да, у нас затруднение, мы не знаем, как эту величину перевести). Давайте с вами определим, к какой величине относится эта группа? (показ на величину «время»). А эта группа, чем является? (показ на величину «длина»). А может кто-нибудь знает, что обозначается такой записью? (Предполагаемый ответ: данной записью обозначается такая величина, как скорость)

У: Определите тему сегодняшнего урока. (Предполагаемый ответ: тема сегодняшнего урока – скорость)

У: Поставьте цель нашего урока (Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «скорость»)

Ученик, работающий с планом у доски, ставит «+» в пункте «Тема и цель урока»

У: Хорошо. Найдем данную тему в учебнике.

(Учащиеся, пользуясь содержанием учебника, определяют страницу новой темы и открывают учебник)

3. Работа по новой теме.

У: Найдите задание №271. Прочитайте первый абзац задания.

Ученики самостоятельно читают про себя.

После прочтения обучающиеся отвечают на вопросы учителя по содержанию задания.

У: Какой путь преодолел автомобиль за 1 час? (Предполагаемый ответ: за один час автомобиль преодолел путь длиной 90 км)

У: Какую величину называют скоростью? (Предполагаемый ответ: Скоростью называют длину пути, пройденную за единицу времени)

У: Определяя скорость движения, мы будем исходить из предположения, что весь процесс движения происходит с постоянной скоростью, которую мы называем средней скоростью. Например, автомобиль двигается со скоростью 90 км/ч, но где-то он двигался со скоростью 80 км/ч, где-то – 100 км/ч, а где-то 92 км/ч. Если посчитать его скорость на всем участке пути, получится около 90 км/ч. Её мы и будем считать средней скоростью.

У: Прочитайте данные скорости (учитель показывает карточки со скоростями):

- 80 км/ч (Предполагаемый ответ: 80 километров в час)

У: А кто или что может двигаться с такой скоростью? (Предполагаемый ответ: со скоростью 80 километров в час может двигаться автомобиль)

- 600 м/мин (Предполагаемый ответ: 600 метров в минуту)

У: А с этой скоростью, кто может двигаться? (Предполагаемый ответ: со скоростью 600 метров в минуту может двигаться велосипедист)

- 5 м/с (Предполагаемый ответ: 5 метров в секунду)

У: Что может двигаться с такой скоростью? (Предполагаемый ответ: со скоростью 5 метров в секунду может двигаться ветер)

- 1 мм/с (Предполагаемый ответ: 1 миллиметр в секунду)

У: А с этой скоростью, кто может двигаться? (Предполагаемый ответ: со скоростью 1 миллиметр в секунду может двигаться улитка)

Учитель демонстрирует плакат с обозначением новых величин и формулами нахождения скорости, времени, расстояния на доске.

У: Рассмотрите плакат. Время обозначается латинской буквой t, расстояние (длина пути) – латинской буквой S, а скорость – V. (Показ и запись обозначений на доске)

Учащиеся, изучив плакат, отвечают на вопросы учителя.

У: Обратите внимание, как найти скорость? (Предполагаемый ответ: Чтобы найти скорость, мы должны расстояние разделить на время). Как найти расстояние? (Предполагаемый ответ: Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время). Как найти время? (Предполагаемый ответ: Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость).

У: Пользуясь этой формулой, решим задачу №272. Прочитайте.

Учитель записывает на доске краткую запись, на основе ответов учащихся.

У: Чтобы записать краткую запись к задаче, нужно понять условие. Что нам известно? (Предполагаемый ответ: в задаче нам известно время – 2 ч, расстояние – 1800 км)

У: Какое требование в задаче? (Предполагаемый ответ: в задаче требуется найти скорость самолета)

У: Как найти скорость? (Предполагаемый ответ: чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время)

t – 2 ч

S – 1800 км

V – ? км/ч

1) 1800:2 = 900 (км/ч)

Ответ: 900 км/ч скорость самолета.





Физкультминутка.

У: Ребята, давайте встанем со своих мест и немного отдохнем. Когда я называю время, вы приседаете. Называю расстояние – разводите руки в стороны. Называю скорость – тянетесь руками вверх.

Учащиеся принимают участие в физкультминутке.

6 ч (приседают), 50 км/ч (тянутся вверх руками), 43 м (разводят руки в стороны), 10 м/с (тянутся вверх руками), 9 мин (приседают).

Учитель организует работу в группах: раздаёт карточки, объясняя задание ученикам.

У: А сейчас предлагаю поработать в группах. Прочитайте требование к заданию на рабочих листах. Всем всё понятно?
Вы можете использовать разные способы вычисления: устно, на абакусе, письменно в столбик.

Задача 1. Расстояние в 240 км поезд может пройти за 4 ч. С какой скоростью движется поезд?

Задача 2. Самолет летит со скорость 889 км/ч, а гоночный автомобиль едет со скоростью 275 км/ч. На сколько скорость автомобиля меньше скорости самолета?

Задача 3. Саша отправился в гости к бабушке. Чтобы до нее добраться, ему необходимо будет проделать следующий путь: на поезде 1754 км, на машине 245 км. Какое расстояние преодолеет Саша?

… + …

… : …

… - …

Взаимопроверку учащиеся выполняют через экран проектора с сопровождением вопросов учителя, где у каждой группы есть возможность принять участие.

У: Я вижу все группы уже справились с заданием, давайте выполним проверку. Представитель 1 группы, какое действие вы выбрали для решения 1 задачи? (Предполагаемый ответ: для решения первой задачи мы выбрали действие деления)

У: Представитель 3 группы, какое вы выбрали действие, чтобы решить 2 задачу? (Предполагаемый ответ: для решения второй задачи мы выбрали действие вычитания)

У: Ответственный из 5 группы¸ какое вы выбрали действие, чтобы решить 3 задачу? (Предполагаемый ответ: для решения третьей задачи мы выбрали действие сложения)

У: Проверьте, так ли вы соединили действия к каждой задаче. (Анимация на слайде – действия к задачам располагаются в правильном порядке).

У: Послушаем представителя 2 группы, какое выражение вы подобрали к первой задаче и какой ответ у вас получился. (Предполагаемый ответ: К первой задаче мы подобрали выражение 240:4. Получается поезд движется со скорость 60 км/ч)

У: У кого-то получился другой ответ?

После озвучивания решения и ответа группы появляется верная информация на слайде для проверки.

У: Ответственный из 4 группы, предоставьте информацию о 2 задаче. (Предполагаемый ответ: Чтобы решить 2 задачу, мы составили выражение 889-275. Ответ: на 614 км/ч скорость автомобиля меньше скорости самолета)

У: У кого-то получился другой ответ?

После озвучивания решения и ответа группы появляется верная информация на слайде для проверки.

У: Представитель 6 группы расскажет о 3 задаче и ее решении. (Предполагаемый ответ: К 3 задаче мы составили выражение 1754-245. Ответ: 1999 км преодолеет Саша)

У: У кого-то получился другой ответ?

После озвучивания решения и ответа группы появляется верная информация на слайде для проверки.

Ученик, работающий с планом у доски, ставит «+» в пункте «Работа по новой теме».

4. Самоконтроль

У: Чтобы закрепить материал, откройте рабочую тетрадь на с. 62 и выполните №119 самостоятельно, пользуясь формулами нахождения скорости, времени и расстояния.

Учащиеся выполняют задание на закрепление материала в рабочей тетради на печатной основе, после завершения осуществляют самопроверку с эталона.

Ученик, работающий с планом у доски, ставит «+» в пункте «Самоконтроль».

5. Итог

У: Посмотрите на план. Все ли пункты мы выполнили? (Предполагаемый ответ: мы выполнили не все пункты плана, осталось подвести итог)

(Предполагаемые ответы: Сегодня на уроке мы познакомились с понятием «скорость» - это длина пути в единицу времени; Я научился находить скорость – нужно расстояние разделить на время; Я узнал, как обозначаются величины в математике: скорость буквой V, расстояние – S, время – t; Мы выяснили, как читаются единицы измерения скорости, например, 100 км/ч (километров в час).

У: Сейчас предлагаю каждому оценить, на сколько успешно вы поработали на уроке. Посмотрите на критерии оценивания и наберите на абакусе.

Учитель показывает критерии самооценки обучающихся на доске.

  • 0-3 – на уроке вы не узнали ничего нового и вам было скучно,

  • 4-7 было интересно, но остались еще вопросы по теме,

  • 8-9 тема вам понятна и работа на уроке была плодотворной.

Учащиеся показывают на абакусе число, символизирующее их работу на уроке.

У: По результатам вижу, что многие успешно поработали, а у некоторых были сложности с данной темой. Не переживайте, это был урок знакомства с новой темой, на следующем уроке у вас все получится!

Ученик, работающий с планом у доски, ставит «+» в пункте «Итог».

У: Домашнее задание в рабочей тетради №120 (а, б, в), а дополнительно по желанию к этому номеру можно выполнить задания повышенной сложности на платформе Учи.ру.

У: Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!