Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Шатуры Городского округа Шатура»
Конспект урока математики в 4 «А» классе по теме:
«Длина пути в единицу времени, или скорость»
Выполнила: Щербакова Ю.И.,
учитель начальных классов
2021 г.
Тема: «Длина пути в единицу времени, или скорость»
УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить учащихся с понятием «скорость» и единицами измерения скорости.
Задачи:
Образовательные:
- формирование нового понятия «скорость»;
- закрепление умения решать задачи, вычислять время;
- чтение и запись скорости объектов;
- знакомство с решением задач с использованием изучаемых единиц измерения скорости.
Развивающие:
- совершенствование вычислительных навыков различными способами;
- развитие мышления, математической речи;
- развитие интереса к математике.
Воспитательные:
- воспитание познавательной активности, смелости суждений.
Планируемые результаты:
Понимать универсальность математических способов познания окружающего мира;
Определять и понимать роль математики в жизни;
Формировать интерес к различным видам учебной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно ставить перед собой цели;
4.Действовать по инструкции и контролировать свою деятельность.
Познавательные УУД
1.Работать с различной информацией и ориентироваться в ней.
2. Делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.
2. Умение работать в паре и в группах.
3. Осознанно строить речевые высказывания.
Научиться читать единицы измерения скорости;
Научиться работать с формулами нахождения скорости, расстояния и времени;
Отрабатывать вычислительный навык разными способами: устно, на абакусе, письменно.
Составлять краткую запись к задаче, используя обозначения расстояния, скорости и времени латинскими буквами S, V и t.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие приёмы и методы:
словесные (объяснение учителя, работа с текстом задачи);
наглядные (карточки с расположением косточек на абакусе, план работы, мультимедиа, лист для групповой работы, плакат с формулами);
проблемный вопрос.
В ходе урока были использованы следующие формы работы учащихся:
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Ход урока:
Учитель (далее У): Желаю вам плодотворной работы на уроке и успехов в учебной деятельности! Садитесь. Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
У: Давайте составим план урока.
На доске в хаотичном порядке прикреплены карточки с этапами урока. Ученик расставляет пункты плана последовательно на доске.
План
Устный счет
Тема и цель урока
Работа по новой теме
Самоконтроль
Итог
1. Устный счет.
Учитель организует устный счёт.
У: Сейчас вы поработаете в парах: распределите роли между собой, кто из вас считает в уме, а кто на абакусе. Обменявшись ответами, вы поднимаете карточку с расположением косточек на абакусе, показывая результат решения.
Учитель диктует выражения для счёта учащимся.
1) 105+74+20-93=106 2) 90+105-30+24=189 3)154+40+205-72=327
Актуализация знаний. Подведение к теме урока.
У: Посмотрите на экран. Заполните пробелы (фронтальная работа):
1 ч = 60 мин, 3 мин. = 180 сек, 5 ч = 300 мин,
10 м =1000 см, 100 дм = 1000 см, 1км/мин =…км/ч
После устного счета ученик ставит «+» в этом пункте плана.
2. Тема и цель урока
Учитель подводит детей к определению темы и постановке цели урока.
У: У вас возникло затруднение? (Предполагаемый ответ: да, у нас затруднение, мы не знаем, как эту величину перевести). Давайте с вами определим, к какой величине относится эта группа? (показ на величину «время»). А эта группа, чем является? (показ на величину «длина»). А может кто-нибудь знает, что обозначается такой записью? (Предполагаемый ответ: данной записью обозначается такая величина, как скорость)
У: Определите тему сегодняшнего урока. (Предполагаемый ответ: тема сегодняшнего урока – скорость)
У: Поставьте цель нашего урока (Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «скорость»)
Ученик, работающий с планом у доски, ставит «+» в пункте «Тема и цель урока»
У: Хорошо. Найдем данную тему в учебнике.
(Учащиеся, пользуясь содержанием учебника, определяют страницу новой темы и открывают учебник)
3. Работа по новой теме.
У: Найдите задание №271. Прочитайте первый абзац задания.
Ученики самостоятельно читают про себя.
После прочтения обучающиеся отвечают на вопросы учителя по содержанию задания.
У: Какой путь преодолел автомобиль за 1 час? (Предполагаемый ответ: за один час автомобиль преодолел путь длиной 90 км)
У: Какую величину называют скоростью? (Предполагаемый ответ: Скоростью называют длину пути, пройденную за единицу времени)
У: Определяя скорость движения, мы будем исходить из предположения, что весь процесс движения происходит с постоянной скоростью, которую мы называем средней скоростью. Например, автомобиль двигается со скоростью 90 км/ч, но где-то он двигался со скоростью 80 км/ч, где-то – 100 км/ч, а где-то 92 км/ч. Если посчитать его скорость на всем участке пути, получится около 90 км/ч. Её мы и будем считать средней скоростью.
У: Прочитайте данные скорости (учитель показывает карточки со скоростями):
- 80 км/ч (Предполагаемый ответ: 80 километров в час)
У: А кто или что может двигаться с такой скоростью? (Предполагаемый ответ: со скоростью 80 километров в час может двигаться автомобиль)
- 600 м/мин (Предполагаемый ответ: 600 метров в минуту)
У: А с этой скоростью, кто может двигаться? (Предполагаемый ответ: со скоростью 600 метров в минуту может двигаться велосипедист)
- 5 м/с (Предполагаемый ответ: 5 метров в секунду)
У: Что может двигаться с такой скоростью? (Предполагаемый ответ: со скоростью 5 метров в секунду может двигаться ветер)
- 1 мм/с (Предполагаемый ответ: 1 миллиметр в секунду)
У: А с этой скоростью, кто может двигаться? (Предполагаемый ответ: со скоростью 1 миллиметр в секунду может двигаться улитка)
Учитель демонстрирует плакат с обозначением новых величин и формулами нахождения скорости, времени, расстояния на доске.
У: Рассмотрите плакат. Время обозначается латинской буквой t, расстояние (длина пути) – латинской буквой S, а скорость – V. (Показ и запись обозначений на доске)
Учащиеся, изучив плакат, отвечают на вопросы учителя.
У: Обратите внимание, как найти скорость? (Предполагаемый ответ: Чтобы найти скорость, мы должны расстояние разделить на время). Как найти расстояние? (Предполагаемый ответ: Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время). Как найти время? (Предполагаемый ответ: Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость).
У: Пользуясь этой формулой, решим задачу №272. Прочитайте.
Учитель записывает на доске краткую запись, на основе ответов учащихся.
У: Чтобы записать краткую запись к задаче, нужно понять условие. Что нам известно? (Предполагаемый ответ: в задаче нам известно время – 2 ч, расстояние – 1800 км)
У: Какое требование в задаче? (Предполагаемый ответ: в задаче требуется найти скорость самолета)
У: Как найти скорость? (Предполагаемый ответ: чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время)
t – 2 ч
S – 1800 км
V – ? км/ч
1) 1800:2 = 900 (км/ч)
Ответ: 900 км/ч скорость самолета.
Физкультминутка.
У: Ребята, давайте встанем со своих мест и немного отдохнем. Когда я называю время, вы приседаете. Называю расстояние – разводите руки в стороны. Называю скорость – тянетесь руками вверх.
Учащиеся принимают участие в физкультминутке.
6 ч (приседают), 50 км/ч (тянутся вверх руками), 43 м (разводят руки в стороны), 10 м/с (тянутся вверх руками), 9 мин (приседают).
Учитель организует работу в группах: раздаёт карточки, объясняя задание ученикам.
У: А сейчас предлагаю поработать в группах. Прочитайте требование к заданию на рабочих листах. Всем всё понятно?
Вы можете использовать разные способы вычисления: устно, на абакусе, письменно в столбик.
Задача 1. Расстояние в 240 км поезд может пройти за 4 ч. С какой скоростью движется поезд?
Задача 2. Самолет летит со скорость 889 км/ч, а гоночный автомобиль едет со скоростью 275 км/ч. На сколько скорость автомобиля меньше скорости самолета?
Задача 3. Саша отправился в гости к бабушке. Чтобы до нее добраться, ему необходимо будет проделать следующий путь: на поезде 1754 км, на машине 245 км. Какое расстояние преодолеет Саша?
… + …
… : …
… - …
Взаимопроверку учащиеся выполняют через экран проектора с сопровождением вопросов учителя, где у каждой группы есть возможность принять участие.
У: Я вижу все группы уже справились с заданием, давайте выполним проверку. Представитель 1 группы, какое действие вы выбрали для решения 1 задачи? (Предполагаемый ответ: для решения первой задачи мы выбрали действие деления)
У: Представитель 3 группы, какое вы выбрали действие, чтобы решить 2 задачу? (Предполагаемый ответ: для решения второй задачи мы выбрали действие вычитания)
У: Ответственный из 5 группы¸ какое вы выбрали действие, чтобы решить 3 задачу? (Предполагаемый ответ: для решения третьей задачи мы выбрали действие сложения)
У: Проверьте, так ли вы соединили действия к каждой задаче. (Анимация на слайде – действия к задачам располагаются в правильном порядке).
У: Послушаем представителя 2 группы, какое выражение вы подобрали к первой задаче и какой ответ у вас получился. (Предполагаемый ответ: К первой задаче мы подобрали выражение 240:4. Получается поезд движется со скорость 60 км/ч)
У: У кого-то получился другой ответ?
После озвучивания решения и ответа группы появляется верная информация на слайде для проверки.
У: Ответственный из 4 группы, предоставьте информацию о 2 задаче. (Предполагаемый ответ: Чтобы решить 2 задачу, мы составили выражение 889-275. Ответ: на 614 км/ч скорость автомобиля меньше скорости самолета)
У: У кого-то получился другой ответ?
После озвучивания решения и ответа группы появляется верная информация на слайде для проверки.
У: Представитель 6 группы расскажет о 3 задаче и ее решении. (Предполагаемый ответ: К 3 задаче мы составили выражение 1754-245. Ответ: 1999 км преодолеет Саша)
У: У кого-то получился другой ответ?
После озвучивания решения и ответа группы появляется верная информация на слайде для проверки.
Ученик, работающий с планом у доски, ставит «+» в пункте «Работа по новой теме».
4. Самоконтроль
У: Чтобы закрепить материал, откройте рабочую тетрадь на с. 62 и выполните №119 самостоятельно, пользуясь формулами нахождения скорости, времени и расстояния.
Учащиеся выполняют задание на закрепление материала в рабочей тетради на печатной основе, после завершения осуществляют самопроверку с эталона.
Ученик, работающий с планом у доски, ставит «+» в пункте «Самоконтроль».
5. Итог
У: Посмотрите на план. Все ли пункты мы выполнили? (Предполагаемый ответ: мы выполнили не все пункты плана, осталось подвести итог)
(Предполагаемые ответы: Сегодня на уроке мы познакомились с понятием «скорость» - это длина пути в единицу времени; Я научился находить скорость – нужно расстояние разделить на время; Я узнал, как обозначаются величины в математике: скорость буквой V, расстояние – S, время – t; Мы выяснили, как читаются единицы измерения скорости, например, 100 км/ч (километров в час).
У: Сейчас предлагаю каждому оценить, на сколько успешно вы поработали на уроке. Посмотрите на критерии оценивания и наберите на абакусе.
Учитель показывает критерии самооценки обучающихся на доске.
0-3 – на уроке вы не узнали ничего нового и вам было скучно,
4-7 было интересно, но остались еще вопросы по теме,
8-9 тема вам понятна и работа на уроке была плодотворной.
Учащиеся показывают на абакусе число, символизирующее их работу на уроке.
У: По результатам вижу, что многие успешно поработали, а у некоторых были сложности с данной темой. Не переживайте, это был урок знакомства с новой темой, на следующем уроке у вас все получится!
Ученик, работающий с планом у доски, ставит «+» в пункте «Итог».
У: Домашнее задание в рабочей тетради №120 (а, б, в), а дополнительно по желанию к этому номеру можно выполнить задания повышенной сложности на платформе Учи.ру.
У: Спасибо за урок!