СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дмитрий Садовников и его сказки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дмитрий Садовников- фольклорист, поэт Симбирского края.

Просмотр содержимого документа
«Дмитрий Садовников и его сказки»

МБОУ Шиковская средняя школа Павловский район Ульяновская область






Сказитель Симбирского края Абрам Кузьмич Новопольцев.

Жизненные и нравственные уроки его сказок


Выполнила:

Мордовина Валерия Владимировна

ученица 7 класса

МБОУ Шиковской

общеобразовательной школы

Руководитель:

Масленникова Т.А., учитель

русского языка и литературы.






2017г


Дмитрий Николаевич Садовников



«Фольклорист, фольклором

ставший,

человек-фольклор почти,

тебя песней, песен старше,

волны волжские почли.»

Е. Евтушенко

Оглавление

1.Введение

2.Основная часть

1)Краткие сведения из творческой деятельности Д. Н. Садовникова

2)Сведения о сказителе А. К. Новопольцове

3)Методика и техника исследовательской работы

4)Результат исследовательской работы

3.Заключение

4.Использованная литература

5.Приложение.













Введение.

1.Актуальность темы.

Тема :»Сказитель Симбирского края А.К. Новопольцев. Жизненные и нравственные уроки его сказок «

выбрана, потому что творческое открытие Садовникова – это яркая и интересная страница истории русской литературы 19 века, история культуры нашего края. В опоре на устное народное творчество, на его поэтические принципы и состоит ведущая особенность его поэзии . И это не случайно, ведь он был прекрасным знатоком русского фольклора. Всю свою недолгую жизнь он собирал и издавал фольклор. Самыми главными трудами его стали книги: «Загадки русского народа» и «Сказки и предания Самарского края». Творческое наследие Д. Н. Садовникова поражает своей необыкновенной цельностью. Вся его литературная деятельность связана с народом, с народным творчеством. В этом – своеобразие и сила Садовникова – поэта. Все это достаточно для того, чтобы изучать, уважать и признавать его. Узнать важное, главное в деятельности Дмитрия Николаевича , а также познакомиться со сказителем симбирского края А.Н.Новопольцевым и его сказками-это стремление автора исследования.



2.Цель исследовательской работы.

Целью исследования являются собранные сказки фольклористом Д.Н.Садовниковым от сказителя симбирского края Абрама Кузьмича Новопольцева. Составление по выбранным произведениям сказителя перечня нравственных уроков, которые помогут ориентироваться учащимся в их дальнейшей взрослой жизни, сделать правильный выбор в сложной ситуации.

– воспитание активной жизненной позиции, читательской культуры, любви к чтению;

- развитие активности и инициативы, творческих способностей учащихся; - расширение знаний учащихся о выдающихся личностях, прославивших - Симбирский край;

- развитие навыков публичных выступлений.



3.Задачи.

Исследуя выбранную тему, нужно решить такие задачи:

1)Прочитать сказки А. К. Новопольцева

2)привлечь внимание учащихся к творчеству сказочника Абрама Кузьмича Новопольцева;

3) заинтересовать его произведениями.

4)Проанализировать некоторые из них по желанию автора работы

5)Определить перечень нравственных проблем, затронутых сказителем.


4.Объектом исследования являются сказки Новопольцева:»Барин-кузнец»,

«Коза Тарата», «Про кота Бессмертного и Марью Еридьевну».

5.Методами работы над темой являются: чтение указанных произведений; анализ на предмет наличия в них нравственных ,жизненных уроков , авторская позиция рассказчика, фольклорные приемы в тексте.

6.Ценность полученных результатов заключается в том, что мы продолжаем открывать для себя ценные крупицы фольклора симбирского края, развиваем познавательный интерес к дальнейшему знакомству с самородками нашего края.

Основная часть.

1.Краткие сведения из творческой деятельности Д. Н. Садовникова

Дмитрий Николаевич Садовников известен не только как поэт, но проявил себя также как выдающийся фольклорист. Им собраны и изданы десятки сказок и преданий. Его книга «Сказки и предания Самарского края» уже в середине XIX века была признана одним из лучших сборников сказок России, им составлен сборник "Загадки русского народа" (1875), не потерявший своего научного значения и в настоящее время (переиздан в 1960 году

Садовников был страстным любителем своего края и много сделал для краеведения. Очевидно, именно как краевед он пришел к мысли о том, что живая сказка бытует в Поволжье, и ее надо собирать прямо из уст тех, кто еще рассказывает ее по деревням и селам. И уж если есть желание познакомиться с умом и культурой своего народа, делать это надо вживую.

Как писал о нем А.А. Коринфский: 

«С детских дней полюбив родную Волгу, поэт всегда приглядывался зорким взором к жизни и обычаям, одновременно прислушиваясь пытливым слухом к поверьям и преданиям нашего волгаря-крестьянина.

В раннюю пору запала в сердце богато одаренному от природы юноше

счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения изустного народного творчества. Мысль эта впоследствии, в более зрелые годы и была приведена им в исполнение, – когда он прошёл, что называется, вдоль и поперёк всё жигулёвское побережье, занося в свою походную книжку «сказания местного слова».

Плодом этих усилий стало несколько книг. Самые значимые из них - в 1874-м - «Наши землепроходцы», в 1875-м уже упоминавшиеся мною «Загадки русского народа», и в 1882-м «Языческие сны русского народа».

Все последние годы своей жизни Садовников готовил к изданию сборник сказок. Среди прочего он собирался написать большую статью о сказочниках, у которых записывал сказки. Известно, что Садовников записал наибольшее количество – 72 сказки - от крестьянина с. Помряскино Ставропольского уезда Симбирской губернии Абрама Новопольцева.

 

2)Сведения о сказителе А.К.Новопольцове


Биография


Родился в селе Ясашное Помряскино Ставропольского уезда Симбирской губернии (ныне Старомайнский район Ульяновской области). В 1870-х годах, когда к Новопольцеву пришла известность, его родное село относилось к Ставропольскому уезду Самарской губернии, из-за чего его относят к самарским сказочникам.

Был безземельным крестьянином, работал пастухом, вырастил четырёх сыновей. Жил бедно. По воспоминаниям современников, Новопольцев был высоким, широкоплечим стариком. Любил выпить, побалагурить и рассказывать сказки, чем и прославился на всю округу.

Приходилось ему демонстрировать свой талант рассказчика и в соседнем селе Новиковка, в усадьбе местного помещика Лазарева. Здесь он и повстречался с поэтом и собирателем фольклора Дмитрием Садовниковым.

Садовников записал от Новопольцева 72 сказки, которые вошли в сборник «Сказки и предания Самарского края». В предисловии Садовников намеревался рассказать о жизни сказочника, но не успел. Сборник был издан только через год после смерти фольклориста, а рукопись предисловия так и не была найдена.

В родном селе оригинальный талант земляка не ценили, он умер в нищете, его могила затерялась на сельском кладбище[1]. Не сохранилось ни одного портрета сказочника. Исследователю Н.Захарчеву удалось установить, что внук Аврамия Кузьмича - Николай Иванович Новопольцев так же был известным в округе сказителем. Умер И.Н.Новопольцев в 1948 г. Могила находится на сельском кладбище.[1]

Никаких памятных знаков в Старомайнском районе Ульяновской области памяти А.К.Новопольцева не имеется.

Абрам Новопольцев считается самым известным сказочником XIX века[2]. Его относят к типу сказочников-балагуров: он наполнял свои сказки шутками, даже серьёзным ситуациям придавал комический характер, обширно пользовался зарифмованными присказками, рифмовал даже описательные части и диалоги персонажей, любил вводить в повествование кабацкие и трактирные сценки. Мастерство сказочника проявлялось и в богатом словарном составе языка, а подчёркнутое просторечие повышало динамизм повествования, придавая весьма напряжённый темп повествованию.

Новопольцев мастерски рассказывал сказки любых жанров: и волшебные, и бытовые сказки, и детские сказки о животных, и исторические предания и даже анекдоты. Однако преобладающим видом были волшебные сказки.


Новопольцев выступает в сказках и как сатирик, умеющий уничтожающе высмеять своих классовых врагов
















3. Методика и техника исследовательской работы.

1) После ознакомления с краткой биографией фольклориста Садовникова, а также со сведениями из жизни сказителя Новопольцева можно приступать к чтению и осмыслению выбранных произведений.

«Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»,-гласит русская поговорка. А на уроках литературы учитель часто задает нам вопрос: какие уроки жизни мы получаем из книг? И мы находим в содержании сказки, рассказа, стихотворения, повести, романа такие примеры поступков героев, которые нельзя совершать или , наоборот, нужно делать. Так происходит воспитание читателя, формирование нравственных ценностей человека, от которых зависит как судьба самой личности , так и общества в целом. Сказки детям читают с ранних пор для того, чтобы ребенок рос умным, добрым , воспитанным. Список сказок большой, но не всегда в нем встретишь имя нашего сказителя Новопольцева, хотя его сказки для детей написаны прекрасным, понятным языком. Из них можно извлечь нравственные, жизненные уроки, получить информацию о жизни и быте народа.

2) После прочтения сказки «Барин-кузнец» выявлены такие мудрые нравственные уроки:

-Нельзя браться за то дело, которое тебе незнакомо, если ты о нем не имеешь представления. Барин показан как человек, не приученный к тяжелой работе, к труду.

-Не стоит завидовать другому. А если хочешь результата в любом деле добиться, то надо этому делу учиться, труд и усердие прилагать.

- Жадность всегда наказывается.


3) Исследование сказки «Коза Тарата» помогли выявить такие нравственные уроки для читателей:

-Зло гнусно и ужасно

-Во зло употреблять не должно ничего

-Печальный конец бывает у вечно недовольных, ворчливых, злых, делающих всем назло плохое. Их обязательно ждет наказание. Что и произошло с козой Таратой.



4)Исследование волшебной сказки »Про кота Бесмертного и Марью Еридьевну» принесло богатый результат:

-Надо делать то , что подсказывает тебе сердце

-Если чего-то очень желаешь, то это надо исполнить

-Один из путей к счастью- это смелость

-За добро добром платят

-Не надо бояться трудностей

-Нужно верить в себя

-Не имей сто рублей ,а имей сто друзей

Главный Герой этой сказки всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. 

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на трудное задание, но

смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. 
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

В процессе исследования сказок, я заметила, что с целью привлечь внимание своих слушателей, поразить их своим мастерством, напрячь внима­ние аудитории и этим организовать ее, подгото­вить к слушанию сказки и позабавить и насме­шить, Новопольцев использует забавные присказки:

«В некотором было царстве, в некотором госу­дарстве, не в нашем было королевстве. Это будет не сказка, а будет присказка, а будет сказка завтра после обеда, поевши мягкого хлеба, а еще поедим пирога да потянем бычка за рога» или «В некотором царстве, в некотором государстве» и «жили-бы­ли» и шутливый зачин: «Жил старичок, не ве­лик — с кулачок, и ходил он в кабачок». Может он и начать сказку с описания события, являю­щегося завязкой фабулы: «Поехал дедушка па­хать».

Интересны и концовки ,например, «Стали пить, гулять, веселиться. Беды как гуляли! Про­чие пили ковшом, а я решетом; по бороде-то текло, да и в рот не попало». Иногда Новополь­цев дает сложную концовку, состоящую как бы из нескольких концовок разного типа. Например:

«Я там был да мед-пиво пил, по усу текло, в рот не попало. Дали мне синь кафтан, а мне послы­шалось: скинь кафтан! Скинул да на кустике и повесил, и теперь там висит. А Ивашка стал жить да поживать да добра наживать, а худо-то проживать. Со спины-то стали горбатеть, а спе­реди-то стали богатеть».

Новопольцев любит концовкой подчеркнуть, что сказка кончена, провести как бы резкую черту между сказкой и действительностью.



Заключение.

Таким образом, поставленные задачи выполнены: выбранные для исследования сказки А. Новопольцева прочитаны, проанализированы, составлены списки уроков нравственности, мудрых изречений, которые преподнес нам, читателям, сказитель.

Цель исследования достигнута- составлен перечень жизненных , нравственных уроков по прочитанным произведениям устного народного творчества.

Пока стоит мир ,сказки будут жить: бережно пронес их русский народ через века испытаний и невзгод. Радостно творит он сейчас новые устно-поэтические произведения, отража­ющие современную действительность, новую жизнь, творит их, опираясь на лучшие традиции прошлого. Сказки Абрама Новопольцева, одного из талантливейших русских сказочников, лишь песчинка в этом богатстве народа, созданном и накопленном им в течение многих, многих ве­ков.

Я убеждена в том, что сегодня сказка очень нужна нам ,детям, да и взрослым. Она учит добру, любви к родителям и животным, многие сказки, веселые, беззаботные, они могут поднять настроение, порадовать нас. Таковы сказки Абрама Новопольцева.











Использованная литература


1. Садовников, Д. Н. [Предания] / Д. Н. Садовников // Край прелестный –

это ты... : учеб. хрестоматия по лит. краеведению / сост. В. Н.

Янушевский. – Ульяновск, 2000. – С. 43–45.

2. Садовников, Д. Н. Про Кота Бессмертного и Марью Еридьевну : сказка

/ Д. Н. Садовников // Край прелестный – это ты... : учеб. хрестоматия по

лит. краеведению / сост. В. Н. Янушевский. – Ульяновск, 2000. –

С. 32–36.

3. Садовников, Д. Н. [Стихи] / Д. Н. Садовников // Край прелестный – это

ты... : учеб. хрестоматия по лит. краеведению / сост. В. Н. Янушевский. –

Ульяновск, 2000. – С. 166–177.


Литература о жизни и творчестве Д. Н. Садовникова

Книги

1. Блохинцев, А. Н. И жизни след оставили своей... / А. Н. Блохинцев. –

Саратов : Приволжское книжное издательство, Ульян. отд-ние, 1980. –

[184 c.]. – (С Волги-матушки широкой... : [о песне Д. Н. Садовникова]. –

С. 92–93).

2. Селиванов, К. А. Литературные места Ульяновской области / К. А.

Селиванов. – Саратов : Приволжское книжное издательство, 1969. –

199 с. – [О Садовникове Д. Н. – С. 65–68].


3.Сказки Абрама Новопольцева / редакция и вступ. ст. Э. В. Померанцевой. — Куйбышев : Куйбышев. обл. гос. изд-во, 1952.

4. Захарчев Н. «Сказывальщик из Ясашного Помряскино» // Мономах. – 2005. – № 1.

Статьи

1. Барин городов волжских в магическом междуречье // Путешествие по

свету. – 2009. – № 1. – С. 2–5.

2. Духовных поисков обитель : [литературное творчество в крае]

// Симбирский-Ульяновский край в истории России / авт.: Егоров

В. Н. (рук. и ред.), Бородина О. Е., Гарина А. Ф., Константинова

Л. М. – Ульяновск, 2007. – С. 393–413.

3. Смолицкий В. История одного песенного сюжета / В. Смолицкий,

Г. Смолицкий // Народное творчество. – 2003. – № 6. – С. 52–53.



Интернет-ресурсы.

. https://youtu.be/t-TPapFSXNI

slideboom.com›…Двенадцать литературных апостолов

Приложение


Барин - кузнец. 
Барин одному кузнецу позавидовал.

_Живёшь ты,- говорит,- живёшь, ещё когда-то урожай будет и денег дождёшься, а кузнец молотком постучит - и с деньгами. Дай кузницу заведу

Завел кузницу, лакею велел мехи раздувать. Стоит. Ждёт заказчиков. Едет мужик мимо, шины заказать на все четыре колеса.

— Эй, мужик, стой, заезжай сюда! Тот подъехал,

— Тебе что?

— Да вот барин, шины надо на весь стан.

— Ладно, сейчас, подожди!

- — Да полтораста рублей надо бы взять, ну да чтобы народ привадить, сто все возьму.

— Ладно.

Стал барин огонь разводить, лакей — мехи дуть, взял железо, давай его ковать, а ковать-то не умеет. Все сжег.

— Ну, — говорит, - мужичок, не выйдет тебе не то что весь станок, а разве один шинок.

— Ну, ладно, — говорит, шинок так шинок. Ковал, ковал барин и говорит:

— Ну, мужичок, не выйдет и один шинок, а выйдет ли, нет ли сошничок.

Постучал барии молотком, еще больше железа испортил много и говорит:

— Ну, мужичок, не выйдет и сошничок , а дай бог, чтобы вышел кочедычок (то есть шило для плетения лаптей — авт.).

— Ну хоть кочедычок, — говорит мужик.

Только у барина и на кочедычок железа не хватило; все сжег. Поработал-поработал и говорит:

— Ну, мужичок, не выйдет и кочедычок , а выйдет один шичок. {Когда железо раскаленное в воду опустить, так оно и шикнет)

Ладно, - говорит мужик, — сколько же вам?

— Да ведь я тебе , дурак, говорил, что сто.

— Со мной сейчас нет, я за деньгами пойду. И пошел.

А барин и говорит лакею:

— Ты, когда он придет с деньгами-то, стой да приговаривай: прибавь, мол, прибавь?

— Хорошо, — говорит.

Вот мужик захватил дома плеть, пришел в кузницу и давай барина жарить, а лакей стоит да приговаривает:

— Прибавь еще! Прибавь еще!

Отжарил и ушел.

— Что ты подлец ? Я тебе приказывал, если он денег принесет, говорить это, а ты видишь, меня бьют, а орешь: «Прибавь еще!»,

Приколотил барин лакея, кузницу разломал и не стал больше браться за кузнечное ремесло, да завидовать кузнецу. 

Сказка про кота Бессмертного и Марью Еридьевну.

(Сказка Абрама Новопольцева)

В некотором было царстве, в некотором государстве жил-был царь, и у него был один сын разъединый - Иван- царевич. И возрос он в совершенные годы и вздумал жениться. Таковых королевен за него не находилось. И были у него прислуги, генералы, генеральские отличные девушки, няньки и мамки всякие были и ходили за ним, по зелёным садам разгуливались с ним, и так было им охота за него замуж которой-нибудь да выйти. Ну, как эти девушки ему не нравились.

За тридевять земель, в десятом в дальнем царстве была царская дочь, Марья Еридьевна , и так была она от лица отличная красавица, что ни вздумать, ни взгадать. Иван-царевич посылает к ней письмо и просит за себя в замужество. Она от него письмо принимала и обратно ему высылала, замуж за него была идти согласна; только что очень далече. Пишет обратное письмо и прописывает в письме, чтобы ждал меня Иван-царевич, я приеду за него в замужество и с о всеми няньками, с сенными девушками вот в такой-то день и в таком-то часу, чтоб он не спал и при край моря на бережке бы стоял. Иван же царевич письмо её принимал, и сам себе прочитал; ни день, ни ночь не спал - на бережке стоял, Марью Еридьевну ждал. Все эти часы, дни и минуты проходят, на него тоска находит; голова у него кружится, и сон лезет в глаза.

Входит он в зелёный сад, где его сенные девушки гуляли, и заставил одну сенную девушку в головушке поискать. Стала она искать, воткнула к нему булавочку, и словно он уснул, как умер. Как уснул и Марья Еридьевна является в тот час. Стали его будить, стали тыкать –он , как мёртвый спит; а его сена девушка сон на него напустила, чтобы он её замуж взял, а Марью Еридьевну бы оставил. Вот Марья Еридьевна в музыки играла и своих девушек плясать заставила; Ивана – царевича за ноги и за руки брали, будили, торыкали и вверх его кидали. И как мёртвый! Она села на пароход и была да нет! Отколь приехала и назад туда поехала. Вот же эта сена девушка булавочку из головушки вынимала, ото сна Ивана- царевича разбужала.

Спрашивает он её:

-А что, не была ли Марья Еридьевна?

-Вот пароход-то бежит. Была да назад уехала и больно на тебя серчала. А только будто ты её обманул.

Он на это не взирал, сам вдоль по бережку побежал; увидал её пароход, гаркнул громким голосом. Она только махнула рукой:

-А здорово, да и прощай.

Села, да и поехала. Поклонилась только, да и квит дело. Обращается Иван- царевич домой плакать и думать, и так горюет, в тоску – печаль вдался. И думает, как бы к ней, в её царство идти, как бы её там найти. Ну найти её очень мудрено: она далече, в нерусской земле. Вот пошёл же Иван – царевич к кузнецам мастерам:

- Сделайте мне, господа-кузнецы трое сапог железных и три шляпы железных, да ещё сделайте три просвирки железных.

Вот Ивану – царевичу кузнецы всё это исправили; приходит Иван- царевич к отцу с матерью во дворец , на высокий крылец:

-Батюшка с матушкой! Благословите меня!

Они спрашивают его:

-А куда же ты вздумал, глупое дитя?

-Да пойду, батюшка и матушка, Марью Еридьевну искать.

-Ну, Бог тебя благословит!

Он Богу помолился, с отцом, с матерью распростился, железные сапоги обул, а двое за плечи привязал, и шляпу железную надел, а прочее в сумку клал. И пошёл добрый молодец. Шёл путём дорогой, долго ли, мало ли, долго ли, коротко ли шёл, сапоги железные износил и подожёг изломал, и просвирочку съел. Другие надел ещё дальше пошел. Дошёл до избёнки. Стоит избушка, на курьей голяшке повёртывается. Он сказал:

-Избушка, избушка!

Встань ко мне передом, а к лесу задом!

Избушка встала. Он вошёл в неё – лежит Ягая баба, ноги из угла в угол; нос железный в потолок уперся. Он вошёл, Богу помолился, Ягой бабе поклонился. Говорит ему Ягая баба:

-Что это у нас? Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а, вот нынче русский дух в устах явится и в глаза мечется! Ба! Ба! Ба! Иван- царевич! Что ты от дела лытаешь или больше себе дело пытаешь?

-Эх, родима бабушка, я от дела не лытаю, дела больше себе пытаю.

-Куда же ты идёшь?

-Да вот Марью Еридьевну ищу.

-На что тебе?

-Да жениться хочу.

-Э-ге-ге? Иван - царевич! Далеко тебе до неё! Я сама про неё не знаю. А ступай ещё столько, со сколько ты пришёл, - там есть моя большая сестра; она хорошо про неё знает и тебе расскажет.

Добрый молодец с Ягой бабой распростился и пошёл, обувочку опять поменял. Долго ли, мало ли шёл, до второй Ягой бабы дошёл.

-Знаю, - говорит Ягая баба, - знаю, Иван - царевич, где Марья Еридьевна живёт. Ну, мудрено тебе её найти и взять! Она вышла за Кота Бессмертного замуж. Ступай ещё столько, сколько ты прошёл.

Рассказала ему, где её найти в таком-то чистом поле. Вот Иван- царевич Ягую бабу поблагодарил и обулся в последние сапоги и надел последнюю шляпу. Пошёл дальше. Просвирочку остальную доедает, и съел он все три просвирочки. Силы не достаёт идти. Идёт путём дорогой – стоит лесина; на лесине сидит ворона на гнезде с маленькими воронятами. Вот он подошёл к этой деревине и говорит себе:

-А вот влезу.

И сказал:

-Ворона, ворона, я тебя съем с воронятами!

Ворона ответила:

- Не ешь, Иван- царевич. Я тебе сама пригожусь.

Он подумал:

-Ах, да я ведь на чужой стороне. Дай брошу!

Пошёл дальше. Идёт – лежит на дороге, на соломе сука со щенятами. Он взял щенёнка и говорит:

-Собака, я с голоду помираю, я тебя съем со щенятами.

Та говорит:

-Не ешь, Иван- царевич! Я тебе ещё пригожусь.

Иван -царевич бросил и пошёл дальше.

Идёт вдоль речки – у бережечка плавает щука со щурятами. Иван- царевич на неё глядит.

-А вот, - говорит,-я тебя ,щука, поймаю и съем со щурятами!

Щука говорит:

-Не ешь меня, Иван- царевич, я тебе пригожусь!

И эту пустил; пошёл дальше. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пошёл добрый молодец по край свету, в самый конец и завидел в чистом поле преогромнейший дом, где Марья Еридьевна живёт с Котом Бессмертным. Подошёл к дому, взошёл в него – Марья Еридьевна одна - разъедина сидит да пошивает. Вдруг взглянула, отворилась дверь и как у ней в комнате осияло как огонь – Иван - царевич взошёл. Она больно обрадовалась, больше того испугалась; бросилась к нему на белую грудь, обняла и в сахарные уста поцеловала и горько плакала.

- Ах ты, милый мой Иван - царевич! Как это ты сюда зашёл? Или тебя чёрный ворон под крылом принёс? Или тебя добрый конь во седле привёз?

-Я добрый молодец сам пешком пришёл.

Вот они сели и поплакали. Марья Еридьевна и говорит:

-Тебе, Иван- царевич, живому не быть. Куда мне тебя деть? Вот Кот Бессмертный сейчас придёт, тебя живого не отпустит.

Вот думала, думала – был у неё с превеличайшей одеждой сундук; одежду она выложила и его в сундук заперла и закрыла одежей.

Является Кот Бессмертный, подымает морду, ходит да и нюхает везде.

-А что это, Марья Еридьевна, я тебя больно русским духом пахнет?

Марья Еридьевна ему отвечает:

-И-и-и, Кот Бессмертный, ты по вольному свету шатался, русского духу наимался.

Вот Кот Бессмертный на её слова не взирал: и нюхал, искал. Подошёл к сундуку:

-Отпирай! Кто у тебя тут?

Сейчас Марья Еридьевна отперла; он взял его и вытащил, вывел из дому в чисто поле, изрубил его на мелкие куски и раскидал по чистому полю. Отколь ни взялась собака со своими детьми; она и давай бегать и все куски собирать, и стала их приставлять. Составила его, как он и был, сбегала в горы, принесла живой и мёртвой воды, спрыснула прежде мертвой водой - срослось его всё тело, как было; спрыснула его живой водицей – он встал, встряхнулся и, как был, подошёл и сказал

-Как я долго спал!

Собака и говорит:

-Да, кабы не я, ты бы навечно спал.

Он её говорит:

- Спасибо тебе!

А сам в дом к Марье Еридьевне пошёл. Пришёл к ней – Кота Бессмертного нет: пошёл по вольному свету гулять. Увидала его Марья Еридьевна да и обеспамятовала:

- Что это такое? Как ты жив стал?

Они сели и поплакали. Иван- царевич говорит:

- Ты напой его пьяного, да спроси, где у него смерть, а я покамест уйду в чистое поле.

Вот он ушёл; приходит Кот Бессмертный домой и говорит:

- Дай-ка Марья Еридьевна, испить.

Она подаёт ему пойла пьяного. Он как ковшичек выпил, у него же тот час зашумело в голове, и говорит:

_ Ах, Марья Еридьевна, превосходное пойло! Дай-ка ещё!

Она - ещё, посильнее. У него в глазах индо туман стал и сел, повалился – лежит. Она и спрашивает его:

- Кот Бессмертный! –А где у тебя смерть?

-У кошки

Он и говорит ей: - А на что тебе?

- Да я помолюсь, чтоб ты здоров был.

Вот Марья Еридьевна поставила кошку на окошко и молится! Кот лежит и рассмехнулся.

-Ха-ха-ха! Нет, Марья Еридьевна, моя смерть под порогом, в венике вон.

Марья Еридьевна взяла веник с полу, подняла, стала Богу молиться. Кот лежит, улыбается и говорит:

- Моя смерть, Марья Еридьевна, в чистом поле, в широком раздолье. Стоит берёза; под берёзой зарыт сундук, в сундуке - утка, а в утке – яйцо; в яйце моя смерть. Кто его достанет и разобьёт, тогда я умру. Вот она отобрала от него эти речи. Прошла тёмная ночь; наутро Кот Бессмертный встал, по вольному свету гулять пошёл, а Иван царевич к ней чай пить пришёл. Она стала рассказывать ему: вот, дескать, где его смерть.

Иван- царевич пошёл в чистое поле, в широкое раздолье и нашёл белую берёзу. Стал рыть, копать, смерти Кота Бессмертного искать. Он стал землю копать, а Кот перестал по вольному свету гулять, стал на постели лежать, говорит Марье Еридьевне:

- Кто-то мою смерть трогает: очень мне тяжело!

Дорылся Иван - царевич до сундучка- он крепко стал нездоров и говорит:

-Ах, да кто-то мою смерть трогает!

Открыл Иван-царевич сундук- уточка из него улетела. Коту Бессмертному полегче стало. Отколь ни взялась ворона с воронятами, уточку подхватила, к Ивану-царевичу потащила. Опять Коту Бессмертному тяжело стало. Иван- царевич уточку принимал и головку отрубал, и яичко из неё вынимал. Кот Бессмертный совсем помирает. Вынул Иван-царевич яичко- оно всё в крови.

- Дай пойду помою. Пошёл на речку помыть, вымыл, да и упустил. Кот Бессмертный отдохнул. Отколь ни взялась щука, цопнула своим широким носом, высунула голову – На, вот, Иван-царевич, за твою добродетель, что меня не тронул.

Иван- царевич яичко взял, к Марье царевне в дом пошёл. Кот лежит и где-то дохнет. Яичко Иван-царевич в дому разбил. Кот Бессмертный смерть себе получил. И так, Марья Еридьевна обрадовалась, на шею ему бросилась, Кота Бессмертного бросила и уехала к Ивану- царевичу в его царство. Приехали - не пиво варить, не вино пить - весёлым пирком, да и за свадебку. Стали пить, гулять, веселиться. Беды как гуляли! Прочие пили ковшом, а я решетом; по бороде-то текло, да и в рот не попало. Это будет не сказка, а будет присказка, а будет сказка завтра после обеда, поевши мягкого хлеба, да ещё поедим пирога.  



Коза Тарата

( Сказка Абрама Новопольцева)

Жил-был поп, имел много у себя коз и держал работника. Пришла весна, поп и говорит: «Работник, выгоняй коз пасти, да хорошенько накорми!». Работник погнал; пас весь день по горам, по долам, по тёмным лесам. Пришло время домой гнать. Пригнал, козы в ворота идут, а поп выходит на крыльцо и спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Отвечают козы попу:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

Одна коза говорит:

Я не сыта,не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под берёзкой не лежала!

Поп прицелился - хлоп работника и убил.

Был у попа сын; наутро сна посылает пасти. Сын погнал коз; пас день по горам, по долам, по тёмным лесам. Пришло время домой гнать. Пригнал, козы в ворота идут, а поп спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Козы отвечают:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

Та же коза говорит:

Я не сыта , не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала

Под берёзкой не лежала!

И сына поп убил.

Была у попа дочь; посылает он на третий день её коз пасти. Она погнала; пасла день по горам, по долам и по тёмным лесам. Пришло время домой гнать. Пригнала, козы в ворота идут, а поп спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Козы отвечают:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

А та же коза говорит:

Я не сыта, не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под берёзкой не лежала!

Поп и дочь убил.

На четвёртый день посылает попадью пасти. Та посла коз весь день по горам, по долам и по тёмным лесам. Пришло время домой гнать. Пригнала, козы в ворота идут, а поп спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Козы отвечают:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

А та же коза говорит:

Я не сыта, не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под берёзкой не лежала!

И попадье то же было.

На пятый день поп сам погнал. Пас весь день по долам, по горам и по тёмным лесам; пригнал домой, зашёл вперёд и спрашивает:

Вы, козы, вы, матушки,

Вы сыты ли, напоены?

Вы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали?

Козы отвечают:

Мы и сыты и напоены:

Мы по горочкам ходили,

Ковылочку щипали,

Осинушку глодали,

Под берёзкой лежали!

А та коза всё своё:

Я не сыта, не напоена,

Я по горкам не ходила,

Ковылочку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под берёзкой не лежала!

Поп козу поймал и наполовину бока ей ободрал. Она вырвалась и убежала в поле, к суслику в нору. Суслик испугался, из норы убежал, ночь снаружи пролежал. Сидит, плачет. Бежит косой заяц: « Что, суслик, плачешь?» - «Кто-то в норе есть». Подходит заяц к норе: «Кто у суслика в норе?» - « Я коза Тарата , полбока ободрато! Выскочу, косой пёс, и другой глаз выхвачу!». Испугался заяц, да и в лес. Идёт волк: «Что, суслик, плачешь?» - «Кто-то в норе есть». Подходит волк к норе: «Кто у суслика в норе?» - « Я коза Тарата , полбока ободрато !Вот я выскочу, глаза тебе выхвачу!». Испугался волк, да и в лес . Идёт медведь: « Что, суслик, плачешь?» - «Кто-то в норе есть». Подходит медведь к норе: «Кто у суслика в норе?» - « Я коза Тарата, полбока ободрато! Вот я выскочу глаза тебе выхвачу!». Медведь испугался и в лес убежал. Ползёт ёж: « Что, суслик, плачешь?» - «Кто-то в норе есть». Подполз ёж и спрашивает: «Кто у суслика в норе?» - « Я коза Тарата, полбока ободрато! Вот я выскочу, тебе глаз выхвачу!» А ёж свернулся клубышком и в нору-кубарем: как раз козе колючками в голый бок! Коза выскочила из норы в лес, а там её волки поджидали. И съели козу Тарату. 










Сказки Поволжья, записанные Д.Н.Садовниковым. Познакомьтесь с этими сказками!


Книга 1.

1. Лиса и соловей. Запись от А.К.Новопольцева.

2. Лисынька и журынька. Запись от А.К.Новопольцева.

3. Зло злом платится. Запись от А.К.Новопольцева.

4. Коза Тарата. Запись от А.К.Новопольцева.

5. Курочка Татарушка. Запись от А.К.Новопольцева.

6. Байка про тетерева. Запись от А.К.Новопольцева.

7. Иван Туртыгин. Запись в Симбирске.

8. Горбочка-самобранка. Запись в Самарской губернии.

Книга 2.

1. Конек-горбунок. Запись от А.К.Новопольцева.

2. Фома Богатый. Запись от А.К.Новопольцева.

3. Чудесная дудка. Запись от А.К.Новопольцева.

4. Солдат и черт. Запись от П.С.Полуэктова в Симбирске.

Книга 3.

1. Елевы шишки. Запись от А.К.Новопольцева.

2. Горшеня. Запись в с. Головино Симбирской губернии.

3. Барин-кузнец. Запись в Симбирске.

4. Барин и мужик. Запись от А.К.Новопольцева.

5. Проповедь дьякона. Запись от А.К.Новопольцева.

6. Превеликая змея. Запись от А.К.Новопольцева.




























.

















.