ДНЕВНИК АПРОБАЦИИ
Фамилия, имя, отчество учителя _________Рыжкова Ольга Ивановна_____________________
Регион, город, школа _______ Московская область, г.Клин, МОУ-ГИМНАЗИЯ №2_______
Анализ учебника по _алгебре_____ для __8__ класса
Автор(ы), название, год
_А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир, издательство "Вентана-Граф", 2018г._
Учебник написан в соответствии с программой __"Алгоритм успеха
рассчитанной на___102___часов.
Учебник используется для преподавания курса _алгебры_ в __8 классе
предмет
учащимся___________средней общеобразовательной школы__________
специфика образовательного учреждения / класса
в объеме _____102______ часов.
Оценка главы (раздела) и предложения по доработке
Номер и название главы (раздела)_ Глава 1 Рациональные выражения_______________
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
42
10
Рациональные дроби
Основное свойство рациональных дробей
Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями
Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень
Тождественные преобразования рациональных выражений
Равносильные уравнения. Рациональные уравнения
Степень с целым отрицательным показателем
Свойства степени с целым показателем
Функция y= k/x и её график
42
Номер и название главы (раздела)_ Глава 2 Квадратные корни. Действительные числа
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
26
7
Функция у= х2 и ее график
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень
Множество и его элементы
Подмножество. Операции над множествами
Свойства арифметического квадратного корня
Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни
Функция y=√х и её график
26
Номер и название главы (раздела)_ Глава 3 Квадратные уравнения
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
24
5
Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений
Формула корней квадратного уравнения
Теорема Виета
Квадратный трехчлен
Решение уравнений сводящихся к квадратным уравнениям
24
Анализ учебника по _геометрии_____ для __8_ класса
Автор(ы), название, год
_А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир, издательство "Вентана-Граф", 2019г._
Учебник написан в соответствии с программой __"Алгоритм успеха
рассчитанной на___68___часов.
Учебник используется для преподавания курса _геометрии_ в __8 классе
предмет
учащимся___________средней общеобразовательной школы__________
специфика образовательного учреждения / класса
в объеме _____68______ часов.
Оценка главы (раздела) и предложения по доработке
Номер и название главы (раздела)_ Глава 1 Четырехугольники
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
26
10
Четырехугольник и его элементы
Параллелограмм. Свойства параллелограмма
Признаки параллелограмма
Прямоугольник
Ромб
Квадрат
Средняя линия треугольника
Трапеция
Центральные и вписанные углы
Описанная и вписанная окружности четырехугольника
26
Номер и название главы (раздела)_ Глава 2 Подобие треугольников
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
12
4
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках
Подобные треугольники
Первый признак подобия треугольников
Второй и третий признаки подобия треугольникоа
12
Номер и название главы (раздела)_ Глава 3 Решение прямоугольных треугольников
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
15
4
15
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике
Теорема Пифагора
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника
Решение прямоугольных треугольников
Номер и название главы (раздела)_ Глава 4 Многоугольники. Площадь многоугольника
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
12
5
Многоугольники
Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника
Площадь параллелограмма
Площадь треугольника
Площадь трапеции
12
1. Оценка содержания
Параметры оценки | Замечания и предложения учителя |
Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям | Соответствуют возрастным особенностям учащихся |
Логика, последовательность в изложении материала | Соответствуют возрастным особенностям учащихся |
Количество предложенного материала для изучения темы (достаточность/ недостаточность/ перегруженность текста понятиями, терминами) | Достаточно, перегруженности нет |
Сложность понятийного аппарата (соответствуют ли вводимые понятия запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам) | Понятия доступны для школьника средней общеобразовательной школы |
Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей) | Материал изложен доступным языком для школьника 8 класса разного уровня Лексика и стиль изложения соответствуют возрастным возможностям детей |
Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания и пр. (с указанием конкретных страниц) | |
Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п. | Дополнительный материал хорошо дополняет ( гармонирует) с основным материалом |
Дополнительные замечания по тексту главы (раздела), не обозначенные выше:
_______________ Дополнительных замечаний нет _________________________
2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)
Параметры оценки | Замечания и предложения учителя |
Опора на ранее изученный материал данного и других предметов. | Последовательно изложен материал- это опора на ранее изученный материал не только по математике и другим предметам |
Вариативность предложенных схем построения уроков | + |
Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения | + (задания разного уровня) |
Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?) | - Игровые технологии - Проблемное обучение -Информационно-коммуникационные технологии. -Технология разноуровневого обучения. |
Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связей | В тексте или на полях страницы дать примечания (или сноски) на межпредметную связь |
Дополнительные оценки и замечания по методической схеме главы (раздела), не обозначенные выше:
_______________ Дополнительных оценок и замечаний нет _________________________
3. Оценка дидактического аппарата
Таблица А.
Элементы дидактического аппарата | Замечания и предложения учителя |
Вопросы и задания | для мотивации обучения | В тексте материала приведены интересные факты или ссылки на них |
для отработки и закрепления материала | |
для углубления и обобщения материала | Предлагать список дополнительной литературы и ссылки на Интернет-ресурсы по изучаемым темам. |
для организации практической деятельности | Предлагать задания, ориентированные на задания экзаменационной работы ГИА (тесты, тесты соответствия, анализ текста и др.) |
для дифференцированного обучения | |
для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки | В дидактическом материале изложено в достаточном количестве |
для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.) | Предложено в достаточном количестве |
Таблица Б.
Элементы дидактического аппарата | Параметры оценки | Замечания и предложения учителя |
Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики); таблицы | Обоснованность включения | Обоснованно |
Соответствие учебным целям и задачам | Соответствуют |
Соответствие возрастным и психофизическим особенностям учащихся | Соответствуют |
Влияние на психоэмоциональное состояние учащихся | В основном положительно |
Качество | Хорошее |
Справочные материалы (словари, приложения, памятки) | Обоснованность включения | Желательно. |
Соответствие учебным целям и задачам | Соответствуют |
Качество оформления, наглядность | Хорошее |
Дополнительные замечания по дидактическому аппарату главы (раздела, темы), не обозначенные выше:__ нет________________
Результаты контроля по главе 1
Кол-во учеников | Формы контроля |
Неудовл. | Удовл. | Хор. | Отл. |
| 14 | 2 | 2 | Промежуточный |
4 | 10 | 2 | 2 | Итоговый |
Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес _____18______
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: высокая __10_________
средняя ___2_______
низкая ___4_______
Дополнительные замечания:
_______нет__________________________________________________________________________
Результаты контроля по главе 2
Кол-во учеников | Формы контроля |
Неудовл. | Удовл. | Хор. | Отл. |
3 | 9 | 4 | 2 | Промежуточный |
8 | 6 | 3 | 1 | Итоговый |
Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес ____18_______
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: высокая __4________
средняя ____6_______
низкая ____8_______
Дополнительные замечания:
___нет______________________________________________________________________________
Результаты контроля по главе 3
Кол-во учеников | Формы контроля |
Неудовл. | Удовл. | Хор. | Отл. |
7 | 8 | 1 | 2 | Промежуточный |
2 | 13 | 3 | 0 | Итоговый |
Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес _____18______
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: высокая __3________
средняя ____13_______
низкая _____2_____
Дополнительные замечания:
____нет____________________________________________________________________________
Результаты контроля по главе 4
Кол-во учеников | Формы контроля |
Неудовл. | Удовл. | Хор. | Отл. |
4 | 5 | 7 | 4 | Промежуточный |
7 | 3 | 7 | 3 | Итоговый |
Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес ______20_____
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: высокая _____10______
средняя ____3______
низкая _______7____
Дополнительные замечания:
__нет______________________________________________________________________________
Анкета
участника апробации УМК
Параметры оценок | Очень хорошо (нет недостатков) | Хорошо (есть отдельные, легкоустранимые недостатки)* | Удовлетворительно (требуется значительная доработка) |
Предметное со- держание | + | | |
Дидактический аппарат: система вопросов, заданий, упражнений и пр.; их соответствие поставленным целям, задачам и т. п. | + | | |
Художественно- графическое оформление (иллюстрации, схемы, рисунки и т. п.) | + | | |
Полиграфическое исполнение (бумага, шрифт, обложка) | | + | |
Дайте оценку учебно-методическому комплекту. Насколько в целом вы удовлетворены каждым из изданий комплекта.
____5________________________________________________________________________
2. Достаточно ли изданий в комплекте (рабочая тетрадь, методическое пособие, дидактический
материал и пр.)?
___да, если весь комплект используется_________________________________________________
3. Есть ли необходимость в каждом из элементов комплекта?
___да_______________________________________________________________________________
4. Приведите по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, удачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий,
иллюстрации и т. п.)
____все понравилось_________________________________________________________________________
5. Приведите, пожалуйста, по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, неудачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий, ил-
люстрации и т. п.).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ваши вопросы создателям комплекта.
1) выпустить тесты для 8 класса (и других классов) для подготовки к ГИА и ВПР (разноуровневые задания) _
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что бы Вы посоветовали изменить в каждом из элементов УМК при его переиздании?
а - в обязательном порядке
б - в порядке рекомендации _______________________________________________________
8. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? В случае согласия поставьте, пожалуйста, «+», а в случае несогласия «-». При желании, дайте Ваш комментарий оценке.
П
+
редложенный комплект интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
К
-
омплект изобилует методическими приемами, сложными для начинающего учителя. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К
+
омментарии и разъяснения, представленные в материалах для учителя, вполне достаточны и понятны для полноценной работы с комплектом.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
+
Комплект существенно расширяет возможности применения различных форм работы в классе.
___________________________________________________________________________________
9. Можно ли утверждать, что данный УМК ориентирован на определенный уровень подготовленности (учебных возможностей) учащихся? Если да, то на какой именно?
__нет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как восприняли учебник ученики и их родители?
| Ученики | Родители |
с интересом | + | + |
безразлично | | |
критически, недоверчиво | | |
другое мнение | | |
11. Что бы Вам хотелось отметить дополнительно?
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
12. Обсуждали ли Вы комплект с коллегами: с теми, кто преподает тот же предмет, что и
Вы; с коллегами, которые преподают предметы Вашего цикла (естественно-научного, гуманитарного, физико-математического и т. п.)? Каков в целом оказался результат обсуждения? Сформулируйте основные мнения коллег в свободной форме.
____В учебнике достаточно разноуровневых заданий, интересный материал, раздел "дружим с компьютером" помогает повысить интерес детей к математике и развить интерес к проектной деятельности___________________________________________
13. Готовы ли Вы рассказать о своем педагогическом опыте на семинарах, организуемых
издательством? Какие темы для обсуждения Вы предлагаете?
__нет_____________________________________
14. Это Ваш первый опыт участия в апробации учебной литературы? Если нет - расскажите о нем в самых общих чертах.
_____да___________________________________________________________________
15. Сколько лет Вы работаете в школе?__9 лет________________________________________
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА УЧЕБНИК (УМК)
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ
Фамилия, имя, отчество педагога_Рыжкова Ольга Ивановна
Название учебника (УМК), авторы, год издания
__ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир "Геометрия" 8 класс, издательство "Вентана-Граф", 2019г._______________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Состав УМК, прошедшего апробацию
_учебник , дидактический материал
Образовательное учреждение, проводившее апробацию
___ МОУ-ГИМНАЗИЯ №2________________
Сроки апробации
__1 учебный год (1,09,2019-26,05,2020)_________________________________________________________
Количество учащихся в классе (классах), где проводилась апробация
____20 человек_____________________________________________________________________
Результаты апробации
1. Оценка актуальности и значимости учебника (УМК) (с указанием основных особенностей, достоинств и недостатков, формирующих оценку)
__ Образовательные, воспитательные и развивающие цели учебника позволяют
обеспечить создание условий для развития и совершенствования компетенций учащихся.
Теоретический материал представлен в нем в полном объёме, т.е. нет необходимости
работать с другими учебными пособиями. В учебнике
достаточное количество наглядных примеров, в том числе примеров решения задач,
вопросы после каждого параграфа точно ориентируют ученика на осмысление и
закрепление изученного материала.
Этот учебник содержит задания, способствующие формированию и развитию
навыков учащихся. Большое количество интересных заданий способствует
развитию познавательного интереса к предмету.______________________
2. Соответствие основным нормативным документам (учебному плану,
примерным программам, обязательному минимуму содержания образования
и пр.)
Концепция учебника соответствует закону «Об образовании», отражая основные
принципы развития системы образования. Этот учебник в полной мере сохраняет
государственную политику в области образования и общую направленность концепции
модернизации российского образования. Содержание учебника соответствует
федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
3. Соответствие основному назначению и возрастным
особенностям учащихся
_УМК обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования_
4. Оценка педагогической эффективности
Учебные достижения при обучении по данному учебнику (УМК) целом
___ не отличаются от результатов обучения по другим учебникам (УМК) ________________________
(не отличаются от результатов обучения по другим учебникам (УМК) / хуже обычных
_____________________________________________________________________________________
результатов/ лучше обычно достигаемых результатов)
Основные отличия в результатах учебных достижений по сравнению с другими учебниками (УМК) состоят в следующем:
Реализуется процесс самообразования учащихся. Возможен дифференцированный и разноуровневый подход к обучению. Можно использовать исследовательский подход при изучении тем курса. Дидактический материал делает процесс обучения мотивирующим.
Учебник (УМК) способствует самореализации учителя и повышению его профессионального уровня.
Это выражается включением педагогов в экспериментальную деятельность, расширение информационного поля педагогов, повышение методической компетентности учителей.
Учебник обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий. Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий
нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании математики на основе проектно-поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Оценка образовательной целостности учебника (УМК):
взаимосвязь компонентов УМК; полнота комплекта; достаточность его компонентов; нуждается ли апробируемый УМК в дополнительных компонентах, если да, то в каких именно, и т. д.
____ Структура учебников и всего УМК в целом базируется на системно-деятельном подходе. Наличие дополнительного учебного материала и соотношение обязательного и дополнительного содержания устраивает. Большое количество разноуровневого задания (для классного и домашнего задания). Рабочие тетради для учащихся содержат много заданий и упражнений (что позволяет не привлекать дополнительные дидактические материалы).
Выводы и предложения
Общий вывод об использовании в практике работы школы (с указанием типа образовательного учреждения, профиля учебного заведения, уровня подготовки учащихся и пр.).
__ Отличительные особенности апробируемого курса состоят в построении учебного материала с учетом психологических и возрастных особенностей каждого ребенка, близости предлагаемых тем и ситуаций общения уровню восприятия и интересам учащихся начальной школы, организации обучения в рамках близких детям, естественных ситуаций, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку.________________________________________________
Основные предложения по доработке учебника (УМК) с указанием направлений доработки (при ответе на вопрос можно ссылаться на разделы дневника апробации, , анкете и т.п.)
___ увеличить количество упражнений формирующих математическую культуру вычислений, желательно в каждой главе разработать устные упражнения различного характера, формирующие математическую культуру вычислений.
1