СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник читателя

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока научить детей быть умелыми читателями, знать основные правила чтения, правила гигиены чтения, формировать у детей художественный вкус и гармоничное развитие.

Просмотр содержимого документа
«Дневник читателя»

Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 105 города Донецка»

______________________________________________________________________________________________

ДНР 83022, город Донецк, Петровский район, улица Войкова, дом1, тел.: 071-30-78-725, е-mail: schol105@mail.ru









Библиотечный урок «Дневник читателя»



Библиотекарь

Клименко Наталья Павловна


Муниципальное общеобразовательное учреждение № 105 города Донецка








Донецк -2020


Библиотечный урок «Дневник читателя»


Аннотоция. Цель урока научить детей быть умелыми читателями, знать основные правила чтения, правила гигиены чтения, формировать у детей художественный вкус и гармоничное развитие.


Ключевые слова: читать «всерьез», выбор книги, правила чтения, вкус читателя.


Тема: Дневник читателя.


Цель: Познакомить с общими правилами ведения дневника читателя, общими заповедями читателя. Вырабатывать книжную культуру и культуру чтения. Развивать художественный вкус и овладевать «читательским талантом».


Оборудование: Заранее попросила учеников принести общие тетради (96 л.), на доске написана тема урока, предоставлена схема ведения дневника.


Форма проведения: библиотечный урок.



«Чтение чтению — рознь!»


«Чтение – высочайшее искусство,

и овладевать им приходиться всю жизнь»


Библиотекарь. Многие из вас, дети, прочитали уже немало книг. Некоторые из вас читают быстро и много. А хорошо ли вы запоминаете книги? Пытаетесь ли разобраться в прочитанном? Наверное не всегда. Спешите больше прочитать и считаете, что чтение – это развлечение. А вот эпиграф к нашему уроку гласит, что: «Чтение – высочайшее искусство, и овладевать им приходится всего жизнь».

Прослушайте стихотворение – «Как Коля читал»:


Ученик:


Коля книги не читал,

Он их попросту глотал,

За едой и перед сном,

В лодке с поднятым веслом.

На уроках и в саду,

Лёжа, стоя, на ходу.


За обедом проглотил он



«Гулливера» с «Буратиной»

Брал он с вешалки пальто –

Закусил стихом Барто,

А в аптеку шел пока,

Скушал томик Маршака.

Не заметил, как с арбузом

За обедом проглотил он

«Гулливера» с «Буратиной»

Брал он с вешалки пальто –

Закусил стихом Барто,

А в аптеку шел пока,

Скушал томик Маршака.


Не заметил, как с арбузом

Съел он «Робинзона Крузо».

Наконец, улёгшись спать,

Взял «Хоттабыча» в кровать.




У него спросили в школе:

- Что прочёл сегодня Коля?

И ответил Коля так:

«Написал роман Маршак,

Как отважный Робинзон

Сел в отцепленный вагон

И поехал к лилипутам,

Был верёвками опутан,

Но его от смерти спас

Добрый папа Карабас».

Дружный смех раздался в классе.

Отчего? Не понял Коля.

Знает кто-нибудь из вас,












Но его от смерти спас

Добрый папа Карабас».

Дружный смех раздался в классе.

Отчего? Не понял Коля.

Знает кто-нибудь из вас,

Почему смеялся класс?


Библиотекарь.

Процесс чтения требует высокой умственной активности. Чтение урывками в трамвае, троллейбусе, лежа на диване, мало, что дает человеку!

Читать «всерьёз» означает не скользить по страницам, а вкладывать в чтение большой труд. С первых страниц нужно читать книгу прилежно, терпеливо, глубоко, вникая в её содержание. Тогда появятся собственные мысли, вызванные прочитанным.

Становление читателя процесс трудный.

Дело заключается вовсе не в том, чтобы прочитать как можно больше книг, а в том, чтобы прочитать книги с наибольшим смыслом, с наибольшей пользой.


Библиотекарь.

- Ребята, как вы читаете? Некоторые из вас стре­мясь поскорее узнать, как развернутся события, что случится с героем, лишь «пробегают» книгу глазами. Вы пропускают целые абзацы, страницы, стремясь поскорее добраться до «самого ин­тересного», до развязки. Эта привычка пагубна она не даёт возможности в полную меру понять и оценить художественные достоинства произведе­ния.

За привычкой «пробегать» книги неизменно следует привычка «глотать» их. Некоторые школьники не без гордости заявляют, что легко прочитывают за день книгу в 200-300 страниц. При таком темпе не может быть и речи о глубо­ком, полноценном чтении.

Нельзя не сказать о такой отрицательной черте, как чтение «запоем». Некоторые ребята по неделе и даже месяцу не берут книгу в руки. Но зато когда начнут читать книгу, их нельзя оторвать от неё. В результате ребята не учатся читать и по­нимать книги, а, по существу, разучиваются это делать. Часто случаются неприятные последствия такого чтения - головные боли, переутомление. При поверхностном чтении, считают психологи, ослабляется память. И, конечно, при таком чте­нии неизбежно невыполнение домашних заданий, отставание в учёбе.

И наконец, очень распространённая привычка у ребят, особенно среднего возраста, бросать даже интерес­ные книги, не дочитав до конца. Многие из них, прочитав всего 15-20 страниц, решают, что книга неинтересная, откладывают её в сторону и берут в библиотеке новую книгу. Но и с новой книгой поступают так же. Правда, если книга, за кото­рую взялся ученик, оказалась слишком трудной для него, можно отложить её и не дочитывать до конца.

Сейчас мы познакомимся с основными правилами чтения художественных книг:


Ученик.

— Перед чтением познакомься с общей структурой книги.

— Рассмотри титульный лист: на нем найдешь название книги, фамилию автора и художника, где и когда была напечатана.

— Переверни титульную страницу и прочитай аннотацию: узнаешь, о чем эта книга.

— Не забудь прочитать предисловие: в нем узнаешь много интересного об авторе и книге.

— Читай не спеша - лучше запомнишь прочитанное.

— Читай с карандашом, делай пометки в тех местах, которые тебя заинтересовали.

— Дочитай книгу до конца, не пропускай страниц.

— Прочитав книгу, подумай над её главными идеями, над описанными в ней фактами.

— Чтобы прочитанное осталось в памяти надолго – веди дневник чтения, это способствует лучшему пониманию текста, формированию собственного мнения.

— Если вести дневник на протяжении многих лет, можно проследить свой духовный рост.


Библиотекарь.

Надо взять себе за правило вести учёт прочи­танных и просмотренных книг. Тетрадь, в которой вы будете делать записи о прочитанных книгах, объёмом должна быть не менее 100 стра­ниц, из плотной бумаги, обязательно в переплёте, потому что пользоваться ею вы будет длитель­ное время.

Предлагаю вам образец ведения дневника. Предложенные колонки необходимо чертить на развороте двух листов и посвящать этот разворот одной книге, что записывать в колонках вы видите. Вам просто нужно будет ответить на вопросы которые находятся в колонках.





Дата

Автор

Название

Краткое содержание. Главные герои

Отзыв, оценка прочитанного

Начало чтения




Когда закончил читать

Ф.И.О. автора



Даты жизни



Краткая биография автора

Название книги


Жанр


Дата написания


Издательство


Когда была опубликована


Кол-во страниц

а) Когда и где происходит событие

б) Главный герой, его портрет

в) Его основная цель

г) Что должен пройти герой

д) Чего достиг и что утратил

е) Изменился ли внутренне

ж) Другие герои произведения…

а) Что больше всего понравилось и не понравилось и почему?

б) Какое впечатление от поступков героя?

в) Над чем заставила задуматься, чему научила?


Библиотекарь.

Можно также завести тетрадь для записи непо­нятных слов, терминов. Читая книги, вы обращаетесь к словарю, чтобы уяснить смысл отдельных слов. Чтобы они лучше запоминались, полезно заносить эти слова в тетрадь и записывать в ней их значение.


Ученик. Правила гигиены чтения:

— Не нужно читать лежа.

— Не читай, когда плохое освещение.

— Лучи света должны падать слева или сверху.

— Книгу нужно держать не ближе 30 см от глаз.

— Каждый час необходимо давать глазам отдых на 10 минут.

Библиотекарь.

Выбор книг для чтения зависит от художественного вкуса, жизненного опыта. Но каким бы своеобразным ни был художественный вкус, есть произведения, обязательные для прочтения. Среди этих книг – «Одиссея», «Слово о полку Игореве», «Робинзон Крузо», «Путешествие Гулливера», сказки Андерсена, братьев Гримм, «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Война и мир».

Вся «Библиотека мировой литературы для детей», от первого до последнего тома представляет собой такой золотой книжный фонд.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что книга – это чудесное приобретение человечества, наш лучший наставник и друг, верная спутница жизни. Она помогает нам лучше понять окружающую действительность, изучать опыт старших поколений. Поэтому вы должны добиваться не чтению ради чтения, а чтения как самостоятельной деятельности в мире книг, с которой начинается учение, самовоспитание, формирование высоких художественных вкусов и гармоничного развития.

Вот мы и познакомились с общими правилами чтения книг и рекомендациями ведения читательского дневника, а вам решать, как вы их будете вести.









Список литературы:


  1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам. /М.: «Книжная лавка», 1989. – 216 с.

  2. Школьная библиотека №1, 2010 г., «Дневник читателя».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!