Дневник натуралиста
уч-ся____класса
________________________
(ФИО)
для учащихся 6-х классов
автор пособия: Ушакова С.Ю.
Содержание
Введение 3
Рекомендации к исследованиям 6
Строение цветкового растения 10
Первопроходцы - мхи 11
Папоротники – живые ископаемые 12
Лишайники – симбиоз водорослей и грибов 13
Корни 15
Клубеньковые бактерии – незаметные соседи 16
Виды листьев 17
Голодание растений 18
Стебель 20
Цветочные часы 21
Растения – предсказатели погоды 22
Пыльца 23
Плоды 24
Класс Однодольные 25
Класс Двудольные 25
Растительные сообщества 26
Отпечаток гриба 29
Введение
Дорогой школьник!
Ты даже не представляешь себе, как разнообразен и загадочен мир вокруг тебя! Жизнь во всех её проявлениях может необычной, сложной, прекрасной и даже забавной. Ты можешь научиться замечать удивительные вещи, на которые раньше не обращал внимания, блистать на уроках биологии, прикоснувшись к живым явлениям, которые недоступны нам в учебное время. Лето самое подходящее время для этого! В этом сборнике есть работы, с помощью которых ты сможешь освежить в памяти уроки биологии, узнать что-то из того, что вы ещё не проходили и провести настоящее научное исследование, которым ты сможешь поделиться на школьных конференциях и городских конкурсах и олимпиадах.
Удобнее всего было бы распечатать этот сборник и выполнять задания прямо на листах, включая сбор материалов, а листы затем вложить в папку. Если такой возможности нет, ты можешь завести специальную тетрадь и выполнять выбранные здания в ней. Обязательно делайте фотографии и по возможности, вставляйте их в работы.
Приветствуется любой творческий подход! Фотографии, рисунки, личные мысли и замечания – сделайте свой дневник уникальным!
Успехов и хорошего лета!
Многие исследования связаны с прогулкой по лесу, а это значит, что нужно помнить о следующих опасностях:


Рекомендации к исследованиям
Инструкция по приготовлению гербария
Хорошо приготовленный гербарий может служить не только учебным пособием, но и украшением интерьера!

Но сделать такой гербарий не так просто, как кажется. Ты сможешь потренироваться делать его уже в первой работе, внимательно выполняя все описанные дальше шаги.
Ученые пользуются таким оборудованием: узкие лопатки и пресс (две сетки в деревянной рамке, скрепляемых веревками)

Нам такие вещи не обязательны, мы сможем использовать:
-узкая садовая лопатка для экземпляров с корневой системой
-старые газеты
-твердая папка формата А4
-пластиковый пакет (размером примерно с лист А4)
-толстые книги
-гири, старый утюг или что-то другое тяжелое для пресса
-картон
Шаг 1: Сбор растений
растения нужно собирать в сухую погоду
выбирать экземпляры лучше неповрежденные, без желтых листьев (если этого не требует определенное задание), с цветами (если вы собираете покрытосеменные)
выкапывая, старайтесь не повредить корневую систему, отряхните, как следует, растение, удалите землю с корней, расправьте и положите в папку
во время прогулки не стоит держать растения просто в пакете, они должны быть расправленными в папке
ВНИМАНИЕ
Не выкапывайте больше одного растения одного вида!
Если вы никогда не видели такого растения, и оно кажется вам редким, лучше просто сфотографируйте его и не выкапывайте
Шаг 2: Сушка экземпляров
Разложите все собранные растения на газеты. Рассмотрите их еще раз внимательно: если где-то попался потемневший, изъеденные насекомыми элемент – удалите его

Разложите растение на странице, так как вы считаете нужным. Тонкие листики, чтобы они не сползли, приклейте к страницам книги, слегка смочив их водой.
Положите книгу с растениями между картонными листами, сверху накройте противнем и уложите гантели. Сохнут растения, как правило, неделю или 10 дней. При этом необходимо каждый день в течение первых 5 дней просушки перекладывать растительный материал на сухие страницы. Готовность растения к использованию в гербарии определяется по его внешнему виду: если оно не гнется и держит форму, значит - готово.
Шаг 3 Оформление
Высушенное растение раскладываем на альбомном листе, фиксируем его по стеблю или по черешку с помощью иголки с ниткой, делая буквально 2-3 стежка. Если это крупный вид, то закрепляем его еще в нескольких местах; если это один листик, то листовую пластину приклеиваем клеем ПВА. Нитки маскируем, закрасив их фломастером соответствующего цвета.
если растение очень длинное, можно его аккуратно согнуть, как на этом фото:

В правом нижнем углу должна быть этикетка (18 см на 16 см), пример ниже:
Литература для определения незнакомых растений:
Книга: Школьный атлас-определитель высших растений: Книга для учащихся
Авторы: Новиков В. С., Губанов И. А. (ссылка на скачивание http://sheba.spb.ru/shkola/botanika-atlas-1991.htm)
ссылки на приложения-определители на базе Android
http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/mob/and/index.htm
Конечно, самый простой способ – спросить у меня: http://vk.com/id8186084
В дневнике специально оставлены места для ваших материалов
Задание 1
Строение цветкового растения
Выбери понравившееся цветущее растение и изготовь его гербарий по описанному выше плану. Подпиши на гербарии: корень, стебель, цветок, лист, побег, узел, междоузлие. Иногда на цветущем растении можно найти и плоды
Задание 2
Первопроходцы – мхи
Мхи – одни из первых наземных растений. Тебе предстоит искать их в тенистых лесах, где достаточно влажно для них. Сушить их придется гораздо дольше, чем другие растения. Постарайся найти мох покрупнее, чтобы на нём была видна его коробочка, где образуются споры
Во время Первой мировой войны для предотвращения кровопотерь полевые врачи могли использовать мхи в качестве перевязочных средств. Это возможно благодаря их бактерицидным свойствам
Найди свой интересный факт о мхах, который поразит всех, и запиши его здесь:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Папоротники: живые «ископаемые»
Здесь место для твоего гербария папоротника. Нужно будет прикрепить один лист верхней стороной, а другой – нижней. Подпиши лист - вайю, спорангии (темные точки на нижней стороне)
В славянской и балтийской мифологии папоротник цветет в ночь на купалу, и тот, кто найдет цветок папоротника, сможет найти несметные сокровища. Скажи, почему это, к сожалению, лишь красивая легенда:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Лишайники – симбиоз водорослей и грибов
Лишайники – лучший показатель чистоты воздуха в изучаемой местности. С помощью данной работы вы сможете определить, так ли хорош воздух в любимых местах ваших прогулок. Не забудьте отметить на карте, где вы проводили исследование
Место для карты
Подготовьте рамку (см.фото) из прозрачного плотного материала (например, пластиковой упаковки)
Выберите 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев.
На каждом дереве подсчитайте количество видов лишайников, различающихся по цвету и форме слоевища. Все обнаруженные виды разделите на 3 группы: кустистые, листовые, накипные.
Проведите оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30…150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры наложите рамку. Подсчитайте, какой процент общей площади рамки занимают лишайники (по количеству занятых лишайниками маленьких квадратиков).


Полученные результаты занесите в табл. 1.
Таблица 1. Степень покрытия лишайниками стволов деревьев
Признаки | Деревья |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Общее количество видов лишайников | | | | | | | | | | |
Количество кустистых видов | | | | | | | | | | |
Количество листовых видов | | | | | | | | | | |
Количество накипных видов | | | | | | | | | | |
Степень покрытия ствола лишайниками, \% | | | | | | | | | | |
Определите степень загрязнения воздуха по табл. 2.
Таблица 2. Определение степени загрязнения воздуха по наличию лишайников
Степень загрязнения | Наличие (+) или отсутствие (‑) лишайников |
Кустистые | Листовые | Накипные |
Загрязнения нет | + | + | + |
Слабое загрязнение | ‑ | + | + |
Среднее загрязнение | ‑ | ‑ | + |
Сильное загрязнение «лишайниковая пустыня» | ‑ | ‑ | ‑ |
Сделайте вывод о степени загрязнения воздуха на изучаемой территории:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этот метод оценки экологического состояния называется лихеноиндикация
Задание 5
Корни
Один из способов различать растения – это отличать их по корневым системам. Их бывает две: стержневая и корневая. У стержневой системы один из корней самый крупный и хорошо заметный, он называется главный корень. Корни мочковатой системы одинаково мелкие и тонкие.
Найди растения с описанными корнями и прикрепи сюда образцы таких корней с подписями.
Задание 6
Клубеньковые бактерии – незаметные соседи
1. Выкопайте бобовое растение (горох, клевер, люпин и т.д.) и промойте его корень
2. Рассмотрите при помощи лупы форму, размеры и расположение клубеньков на корнях бобовых растений (горох, клевер, люпин и др.). Они похожи на мелкие шарики
3. Зарисуйте корень с клубеньками.
Следующие задания для счастливчиков, имеющих дома микроскоп или посещающих летний кружок по биологии:
4.Приготовьте микропрепарат клубенька: разрежьте его и положите в каплю воды на предметное стекло.
5.Рассмотрите под микроскопом приготовленный препарат.
6.Зарисуйте гнёзда с бактериальной тканью.
Задание 7
Виды листьев
Простые листья – состоят из одной листовой пластинки, сложные – из нескольких

Сделайте свой гербарий, похожий на эту картинку. Не забудь подписать названия растений!
Задание 8
Голодание растений
Оказывается, растения, как и люди, тоже могут болеть! Проведя эту работу, ты научишься находить такие больные растения и определять причину их недуга.
Основная причина болезней растений, помимо паразитов, это нехватка каких-либо важных веществ. Это называется голодание растений из-за недостатка различных микроэлементов в почве. По внешним признакам таких растений можно определить состояние почвы в районе. В этом задании ты и будешь проводить такое экологическое исследование
Нужно выбрать две лужайки – одну недалеко от дороги или в городском парке, другую – подальше от города, где нечасто гуляют люди. Не забудь записать их местоположение, а ещё лучше, сделай скан из интернет-карт и отметь на них их место.
Местоположение луга 1:___________________________________________________
Местоположение луга 2:___________________________________________________
Постарайся найти на каждом лугу как можно больше растений с признаками заболеваний, описанных ниже:
Азот. Наиболее ярким признаком недостатка азота является пожелтение листьев, связанное с недостатком хлорофилла. У некоторых растений наблюдается усиленный синтез антоциана и в связи с этим появление красноватого оттенка черешков и жилок листьев. При резком недостатке азота листья преждевременно опадают.
Фосфор. При фосфорном голодании на листьях, незрелых плодах появляются мертвые некротические пятна. Окраска листьев становится голубовато-зеленая или темно-зеленая, в некоторых случаях наблюдается накопление красного пигмента — антоциана. Стебли дефицитных по фосфору растений характеризуются слабым развитием проводящей системы.
Калий. При недостатке калия на листьях проявляются хлоротические (белые) пятна. Некротические участки, края и концы листьев часто скручиваются.
Магний. Поскольку магний входит в состав хлорофилла, то первым признаком голодания является интенсивное пожелтение паренхимы листа. В первую очередь теряют окраску клетки паренхимы листа между жилками.
Сера. Признаки серного голодания очень близки к тем, которые наблюдаются при недостатке азота. Листья желтеют, появляется антоциановая окраска. Однако, в отличие от азота, эти признаки появляются, прежде всего, на молодых листьях.
Кальций. При недостатке кальция повреждаются и отмирают, в первую очередь, меристематические зоны стебля, корня и листьев. В свою очередь это тормозит процессы роста. Для Садефицитных растений характерны укороченные корни бурой окраски, мелко скрученные листья, стенки клеток становятся жесткими.
Железо. Недостаток железа вызывает интенсивный хлороз листьев, в первую очередь молодых. Характерным является то, что хлороз проявляется в пространстве между жилками, при этом желтая поверхность листьев покрыта сеткой зеленых жилок.
Марганец. При недостатке марганца на листьях появляются желтые и некротические пятна — точечный хлороз листьев. Особенно чувствительны к недостатку марганца хлоропласты. В них происходит разрушение хлорофилла и крахмальных зерен (нарушена структура).
Медь. При недостатке меди белеют и отмирают кончики листьев. Затем хлорофилл разрушается по краям листовой пластинки. Листья теряют тургор. Затем все растение завядает. Листья и плоды плодовых деревьев покрываются бурыми пятнами, появляется суховершинность.
Цинк. Недостаток цинка приводит к уменьшению размеров листьев и к изменению их формы. Листорасположение принимает розеточную форму, междоузлия укорачиваются, на листьях проявляется хлороз.
Бор. При недостатке бора первый симптом — это отмирание точки роста, останавливается рост побегов и корней, листовые пластинки утолщаются, скручиваются, становятся ломкими, цветки не образуются, нарушается развитие сосудистой системы, клетки плохо дифференцируются. Разрушение внутренних тканей приводит к ряду заболеваний: у сахарной свеклы — «гниль сердечка», затвердевание плодов у яблони и др. Недостаток бора меньше сказывается на семействе злаковых.
Молибден. При недостатке молибдена листья по краям приобретают серую, а затем коричневую окраску, теряют тургор, а затем ткани листа отмирают и остаются только жилки в виде хлыстиков.
Сфотографируй их и сделай несколько гербариев с разными «голодающими растениями»
заполни следующую таблицу:
| Луг 1 | Луг 2 |
Примерное число пораженных растений в целом | | |
Самое распространенное голодание, примерное число растений | | |
Названия растений, которые поражаются чаще других | | |
Другие встреченные случаи голодания | | |
Задание 8
Стебель
а) Причудливые узоры коры
Кора не может расти или растягиваться, потому что состоит из мёртвых клеток. А так как находящаяся под корой древесина растёт в толщину, кора начинает сначала растрескиваться, а затем и отстаёт. Каждое дерево имеет свой рисунок коры.
Чтобы его скопировать, необходимо липкой лентой прочно прикрепить лист бумаги к стволу дерева. Теперь натри бумагу восковым карандашом (при этом постарайся не порвать её).
А можно поступить иначе, в случае если нет воскового карандаша.
Натри лист бумаги восковой или парафиновой свечкой, а потом дома покрась этот лист акварелью любого цвета, и ты получишь белый узор коры на цветном фоне.
б) Виды стеблей

Найди другие примеры таких стеблей и сделай гербарии растений с подписями
Задание 9
Цветочные часы
Чтобы выполнить это задание, желательно постараться встать пораньше и понаблюдать за цветами растений. Вокруг этого циферблата сделай подписи, когда раскрывают свои цветки растения разных видов. Не забывай делать фотографии. Возможно, в разных местах (например, в городе и деревне) наблюдения могут отличаться? Стоит проверить это

Задание 10
Растения - предсказатели погоды
Многие растения могут реагировать на изменения в погоде. В средней полосе России известно более 400 видов растений, которые могут быть использованы как живее барометры.
Постарайся обратить внимание, какие цветы как ведут себя:
-перед дождем
-после дождя
-в солнечную погоду
Советую обратить внимание на одуванчик, клевер, лесную фиалку, иву.
Кто-то раскрывает или закрывает свои цветки, некоторые сильнее пахнут, некоторые выделяют сок или меняют форму листьев. Запиши наблюдения в следующую таблицу, желательно, с фотографиями или рисунками:
растение | Погодное явление | Изменение, происходящее с растением |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 11
Пыльца и её строение (для работы с микроскопом или на кружке)
конечно, для тех, у кого нет аллергии!
Соберите несколько цветов разных видов, например, одуванчик, колокольчик, герань луговая и т.д. Аккуратно сложите в пакет и отнесите в лабораторию (туда, где вы будете работать с микроскопом)
Перенесите пыльцу с цветков на предметное стекло. Не забудьте, на каком стекле, какой у вас цветок
Сравните форму и величину пыльцевых зерен различных растений.
Рассмотрите поверхность рыльца выбранных растений.
Сравните форму, величину пыльцы с поверхностью рыльца каждого растения.
Зарисуйте пыльцу и поверхность рыльца каждого растения.
Можно углубить исследование, сравнивая размер и форму пыльцы у растений, растущих в городе и в деревне, в тени и на солнце и т.д.
Место для рисунков пыльцы
Задание 12
Плоды
Сложи такой конвертик и вклей его в дневник

В него собери сухие плоды, какие сможешь найти. Примеры на картинке:

Задание 11
Класс Однодольные
Найди сделай гербарий представителей Злаков и Лилейных. Подойди к этому делу максимально аккуратно – этими гербариями, возможно, мы будем пользоваться с другими учениками на уроках.
Задание 12
Класс Двудольные
Найди сделай гербарий представителей :
-Крестоцветных
-Сложноцветных
-Бобовых
-Сложноцветных
-Пасленовых
-Зонтичных
-Губоцветных
Подойди к этому делу максимально аккуратно – этими гербариями, возможно, мы будем пользоваться с другими учениками на уроках.
Задание 13
Растительное сообщество
Это, возможно, самое важное задание в этом сборнике. За его полное и аккуратное выполнение ты точно получишь пять! Оно важно для наших ежегодных исследований природных сообществ Кутузово, и наверняка будет использоваться в экологических олимпиадах и конкурсах.
Часть 1 Составь план местности, нанеси на него основные ориентиры, деревья, дороги, здания.
Для этого тебе понадобится:
блокнот,
измерительная лента (сантиметр),
справочник для определения деревьев,
карандаши,
бечёвка.
Соблюдай масштаб: 2 см.=50 шагам. Аккуратно нанеси на план все деревья и не запутайся при этом. Составь легенду — объяснение использованных условных знаков.
Часть 2. Видовой состав лесного сообщества
1. На площадке 100 м2 (местоположение:______________________________________) определить:
а) какие деревья и кустарники живут на этой площадке, их количество;
б) подрост каких видов имеется на площадке и в каком количестве; есть ли проростки семян деревьев и кустарников на площадке, их количество (определяется словами «много», «мало»).
Наблюдения занесите в таблицу .
Название растения | Количественные данные |
Взрослые растения | Подрост | Всходы |
| | | |
2. Какие травянистые растения встречаются очень часто, какие редко. Заполните таблицу.
Встречающиеся растения |
Обильно | Редко |
| |
3. Сколько видов папоротников, хвощей, мхов растет на площадке? Имеются ли лишайники, водоросли, грибы на почве, деревьях и кустарниках? Данные внесите в таблицу.
Представители | Число видов |
Папоротники Хвощи Мхи Водоросли Лишайники Грибы | |
Выясните, как распределяются растения в лесу на вашей площадке , не мешая друг другу и извлекая пользу из совместного обитания.
Ярусы | Растения | Общие черты приспособленности растений | Исключения |
| | | |
Часть 3. Параметры деревьев
Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Осматривая деревья, ты накопишь много интересных сведений о них и о тех животных, которые живут на этих деревьях или поблизости. Начни с небольшого участка и выбери такой, на котором растёт много деревьев различных видов. Для этого подойдёт не только лес, но и парк, сад, деревья на улице.
Попроси кого-нибудь из друзей встать под деревом. Встань неподалёку от дерева, возьми в руку прямую палочку, а руку вытяни. На этой палочке отложи рост друга так, как показано на рисунке: кончик палочки совмести с макушкой, а большой палец – со ступнями ног. На месте своего большого пальца сделай отметину. Теперь измерь высоту дерева, встань на ту же точку. Возьми ту же палочку и посчитай, сколько раз этот отрезок уложится в высоте дерева. Получившийся ответ умножь на рост друга. (Рост друга около 150 см. Пять ростов друга приблизительно равны высоте дерева: 5 х 150 см.=750 см.). Запиши данные в свой блокнот.

Высота сосны равна 7,5 метров
«Обхват» дерева

Обхват дерева измеряют на высоте груди. Возьми в руки конец бечёвки, а другой конец попроси подержать своего помощника. Со своим концом бечёвки обойди вокруг дерева и прими у помощника его конец бечёвки. Теперь измерь длину бёчёвки, опоясывавшей дерево сантиметровой лентой.
Измерь на своем участке высоту и обхват десяти деревьев разных видов и посчитай для каждого вида среднее арифметическое. Результаты занеси в таблицу
Название растения | Средняя высота, см | Обхват, см |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 14
Отпечатки гриба
Попробуй получить отпечаток шляпки гриба. Ножку гриба отрежь (но не до конца), а шляпку положи на лист плотной бумаги и оставь на ночь. Утром ты увидишь, что из неё высыпались многочисленные споры, и образовался рисунок на бумаге. Рисунок образовался высыпанными спорами.
Можно использовать цветную бумагу.
![]()
![]()
33