СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник памяти "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дневник памяти "Блокада Ленинграда"»

Сценарий мероприятия «Блокада Ленинграда»


Фролова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Глубокинская школа


Форма «Дневник памяти» предполагает обращение к воспоминаниям

очевидцев, их записям, это могут быть официальные документы, письма,

личные дневники и др.).

Другая особенность этой формы в том, что человек ведет свой «Дневник

памяти», в который он заносит важные для него события. Я считаю, что

блокада Ленинграда относится к событиям, которые должны быть вписаны в

память каждого из нас.

Выступление учителя и учеников сопровождаются показом фото, видео

материалов хроники.

Учитель: Сегодня наше мероприятие проходит в форме «Дневника памяти»,

мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой

Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день

снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.

Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в

преувеличениях. Запомните это число — 872 дня.

Ученик: Планы Гитлера в отношении Ленинграда были

бесчеловечны. Гитлер заявлял «Ленинград мы не штурмуем сейчас

сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3 — 4

недели Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».

Ученик: Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца

Гальдера: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с

землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов……

Блокировать город Ленинград кольцом. Требований о капитуляции не

выдвигать».

Ученик: Согласно директивам германского командования, блокада была

направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город,

ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к

Ленинграду была ужасающа.

Ученик: Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца

Гальдера: «…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его

продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В

этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в

сохранении хотя бы части населения».

Ученик:

12 сентября 1941 года — первое сокращение норм выдачи населению

продуктов. Первое, но не последнее... 11 сентября 1941 гола был произведен

первый полный учет продовольствия. Результаты — более чем плачевные.

Над городом в полный рост поднялся бледный призрак голода. 20 ноября

нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов,

остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец,

почти половину составляли заменители: отруби, жмых, целлюлоза.

Ученик:

Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой

из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце

концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие

блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Ученик:

Вспоминает жительница блокадного Ленинграда Милютина Зоя

Александровна: «Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит

маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все

до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка

маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это

был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть,

но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома

осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для

неё ».

Ученик:

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и

заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе

работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В

жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие

ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели.

Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в

школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Чтец:

Скрипят, скрипят по Невскому полозья

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, — к вечеру добраться б.

Глаза бесстрастно смотрят в темноту …

Скинь шапку, гражданин.

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединяет, греет и ведет

О том, чтоб не прощала, не щадила,

Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

Ко мне взывает братская могила

На Охтинском, на правом берегу. (О. Берггольц)

«Дорога Жизни» зимой 1941-42 года спасла от голодной смерти многих

ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями.

Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд

вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от

опасных рейсов.

И было так – на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

– Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут, пустяк,–

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарням до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре

– Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам. (О. Берггольц)

Ученик:

В тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком,

продолжал жить духовной, культурной жизнью.

Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде. 29 марта

1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного

Радиокомитета исполнял Седьмую симфонию.

И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя

рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на

него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот

человек сильнее Гитлера...»

Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостоковича.

18 января 1943 года советские войска прорвали кольцо блокады, и хотя до

полного снятия блокады оставался еще один год, город вздохнул.

14 января 1944 советские войска перешли в наступление. 27 января блокада

была снята. Над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти

минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной

войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в

памяти грядущих поколений.

.

Рефлексия. Открытый микрофон. (Возможны варианты: Синквейн,

кроссворд, продолжи предложение).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!