СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Добро и зло в русской в литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема добра и зла - это  вечная проблема, которая  волнует и будет волновать всегда человечество

 

Просмотр содержимого документа
«"Добро и зло в русской в литературе"»

  Добро и зло в русской  в литературе Выполнила:  Текеева Зарина  Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение « Средняя общеобразовательная  школа п. Правокубанский имени Р.И.Койчуева

Добро и зло в русской в литературе

Выполнила: Текеева Зарина

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение « Средняя общеобразовательная

школа п. Правокубанский имени Р.И.Койчуева

Актуальность  Тема добра и зла - это вечная проблема, которая волнует и  будет волновать всегда человечество

Актуальность

Тема добра и зла - это вечная проблема, которая волнует и будет волновать всегда человечество

Цель исследования: 1. Познакомиться с произведениями литературы, где присутствует добро и зло, выявить актуальность этой темы. 2. Выяснить, во всех ли произведениях русской литературы присутствует противоборство добра и зла, и кто побеждает в этой схватке?   3. Обосновать значимость произведений писателей о добре и зле.

Цель исследования:

  • 1. Познакомиться с произведениями литературы, где присутствует добро и зло, выявить актуальность этой темы.
  • 2. Выяснить, во всех ли произведениях русской литературы присутствует противоборство добра и зла, и кто побеждает в этой схватке?  3. Обосновать значимость произведений писателей о добре и зле.
Задачи 1. Изучить и анализировать произведения, содержащие проблему добра и зла. 2. Исследовать ряд произведений литературы, содержащих проблему добра и зла.  3. Провести классификацию произведений с целью определения победителей в противоборстве.  4. Выявить уровень интереса у моих сверстников и отношение взрослых к произведениям, в которых присутствует противоборство добра и зла. 5. Систематизировать и обобщить полученные результаты.

Задачи

1. Изучить и анализировать произведения, содержащие проблему добра и зла.

2. Исследовать ряд произведений литературы, содержащих проблему добра и зла. 

3. Провести классификацию произведений с целью определения победителей в противоборстве. 

4. Выявить уровень интереса у моих сверстников и отношение взрослых к произведениям, в которых присутствует противоборство добра и зла.

5. Систематизировать и обобщить полученные результаты.

Гипотеза  Предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересной. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро или, наоборот, зло.

Гипотеза

Предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересной. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро или, наоборот, зло.

 Исследования :   Объект: Устное народное творчество и литературное творчество писателей  Предмет:  Сказки и произведения литературы

Исследования :

Объект:

Устное народное творчество и литературное творчество писателей 

Предмет:

Сказки и произведения литературы

Методы: 1. Изучение устного народного творчества и литературного творчества писателей.  2. Анализ произведений и сказок. 3. Опрос и анкетирование. 4. Сопоставление и классификация произведений. 5. Обобщение и систематизация полученных результатов.

Методы:

1. Изучение устного народного творчества и литературного творчества писателей. 

2. Анализ произведений и сказок.

3. Опрос и анкетирование.

4. Сопоставление и классификация произведений.

5. Обобщение и систематизация полученных результатов.

Вопросы:  Добро и зло? Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Как в жизни бывает: добро или зло побеждает? 

Вопросы:

Добро и зло? Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Как в жизни бывает: добро или зло побеждает? 

Анализ сказок

Анализ сказок

 Русская народная сказка  « Иван - крестьянский сын и Чудо- Юдо» Тут Иван выскочил из кузницы, схватил змеиху да со всего маху ударил её о камень. Рассыпалась змеиха мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали»

Русская народная сказка « Иван - крестьянский сын и Чудо- Юдо»

Тут Иван выскочил из кузницы, схватил змеиху да со всего маху ударил её о камень. Рассыпалась змеиха мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали»

Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус. пословица)   Добро взяло верх над злом. Мачеха и её дочери превратились в уголь, а Василиса стала жить долго и счастливо вместе с царевичем в довольстве и счастье

Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус. пословица)

Добро взяло верх над злом.

Мачеха и её дочери

превратились в уголь,

а Василиса стала жить

долго и счастливо вместе

с царевичем в довольстве

и счастье

« Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях» А.С.Пушкин

« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин

 Твори добро без пользы для себя,  В нем благодарность за него любя.  Маарри Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение. Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. И если царица-мать умерла от силы своей любви, то царица-мачеха умирает от зависти и тоски. Этим Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

Твори добро без пользы для себя,

В нем благодарность за него любя.

Маарри

Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение. Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. И если царица-мать умерла от силы своей любви, то царица-мачеха умирает от зависти и тоски. Этим Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

 Ганс Христиан Андерсен сказка  «Снежная королева»

Ганс Христиан Андерсен сказка «Снежная королева»

Анализ произведений

Анализ произведений

Первый шаг к добру – не делай зла Ж.-Ж.Руссо  А.С.Пушкин повесть «Станционный смотритель» Эгоизм и ложь разрушили семью, сделали несчастной Дуню, привели к смерти Самсона Вырина. Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характере любящими родителями, пропадает под влиянием другого чувства .

Первый шаг к добру – не делай зла

Ж.-Ж.Руссо

А.С.Пушкин повесть «Станционный смотритель»

Эгоизм и ложь разрушили семью, сделали несчастной Дуню, привели к смерти Самсона Вырина.

Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характере любящими родителями, пропадает под влиянием другого чувства .

Злая мысль самому навредит. (тувин. пословица) Взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, лицемерие, злоупотребления властью – всё это порождения зла. Единственным положительным героем комедии является смех.

Злая мысль самому навредит. (тувин. пословица)

Взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, лицемерие, злоупотребления властью – всё это порождения зла.

Единственным положительным героем комедии является смех.

А.П. Платонов (1899-1951) Рассказ «Юшка»

А.П. Платонов (1899-1951) Рассказ «Юшка»

 Б.П. Екимов  (1938-...), русский публицист и прозаик. «Живая душа»

Б.П. Екимов (1938-...), русский публицист и прозаик. «Живая душа»

Вывод Добро и зло присутствуют во всех произведениях. Тема добра и зла неисчерпаема во все времена  Добро и зло присутствуют во всех произведениях. Тема добра и зла неисчерпаема во все времена

Вывод

Добро и зло присутствуют во всех произведениях.

Тема добра и зла неисчерпаема во все времена

  • Добро и зло присутствуют во всех произведениях. Тема добра и зла неисчерпаема во все времена
300 СПАРТАНЦЕВ

300 СПАРТАНЦЕВ

Памятник

Памятник

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ Самое страшное, что их пытали не только перед самой смертью, их пытали на протяжении нескольких дней. Отрубали руки, выкалывали глаза, сажали на раскалённую печь, отрезали уши, девушкам - груди, выжигали на теле звёзды, вырезали со спины куски кожи, под ногти загоняли иглы, девушек подвешивали за волосы, парней подвешивали вверх ногами, били плёткой с привязанными к ней гайками. В шурфе были найдены тела с вспоротыми животами, привязанные друг к другу колючей проволокой. Родители своих детей узнавали только по одежде, настолько изуродованы были тела.  Всё это делали не немцы, а местные полицаи - украинцы и русские. Соликовский - начальник полиции, украинец, бывший петлюровец, Василий Подтынный, Кулешов, Захаров, Давыденко и другие.

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ

  • Самое страшное, что их пытали не только перед самой смертью, их пытали на протяжении нескольких дней. Отрубали руки, выкалывали глаза, сажали на раскалённую печь, отрезали уши, девушкам - груди, выжигали на теле звёзды, вырезали со спины куски кожи, под ногти загоняли иглы, девушек подвешивали за волосы, парней подвешивали вверх ногами, били плёткой с привязанными к ней гайками. В шурфе были найдены тела с вспоротыми животами, привязанные друг к другу колючей проволокой. Родители своих детей узнавали только по одежде, настолько изуродованы были тела.
  • Всё это делали не немцы, а местные полицаи - украинцы и русские. Соликовский - начальник полиции, украинец, бывший петлюровец, Василий Подтынный, Кулешов, Захаров, Давыденко и другие.
Поминки

Поминки

Зоя была поймана вечером 28 ноября жителем деревни Петрищево, где она пыталась поджечь сарай. Немцам её за выпивку выдал местный житель по фамилии Свиридов. Допрашивал Зою якобы командир 332-го полка Людвиг Рюдерер
  • Зоя была поймана вечером 28 ноября жителем деревни Петрищево, где она пыталась поджечь сарай. Немцам её за выпивку выдал местный житель по фамилии Свиридов. Допрашивал Зою якобы командир 332-го полка Людвиг Рюдерер
Заключение  Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что произведения о добре и зле актуальны во все времена. Выдвигаемая мною, гипотеза, подтвердилась. Добро и зло не могут существовать отдельно друг от друга. Добро и зло - понятия вечные, и пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине.

Заключение

Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что произведения о добре и зле актуальны во все времена. Выдвигаемая мною, гипотеза, подтвердилась. Добро и зло не могут существовать отдельно друг от друга. Добро и зло - понятия вечные, и пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине.

Анкета «Добрый ли вы человек?» Цель: определять и объяснять своё отношение к понятиям «добро» и «зло»   1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так? 3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?  5. Любите ли вы злые шутки? 6. Вы злопамятны? 7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?  8. Умеете ли на практике применять свои способности? 9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать? 10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? 11. Вы охотно выполняете просьбы? 12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?  Анализ: 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11  и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Анкета «Добрый ли вы человек?»

Цель: определять и объяснять своё отношение к понятиям «добро» и «зло»

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Анализ: 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Результаты анкетирования «Добрый ли вы человек?»   1.Вы набрали больше 8 очков 70%  (Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей)    2. Вы набрали от 4 до 8 очков 25% (Добры вы далеко не со всеми)   3 . Вы набрали меньше 4 очков 5% (Общение с вами, надо признаться,  порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей)

Результаты анкетирования «Добрый ли вы человек?»

1.Вы набрали больше 8 очков 70% (Вы любезны. Нравитесь окружающим,

умеете общаться с людьми. У вас много друзей)

2. Вы набрали от 4 до 8 очков 25% (Добры вы далеко не со всеми)

3 . Вы набрали меньше 4 очков 5% (Общение с вами, надо признаться,

порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей)

Спасибо !  Спешите делать добро, пока не стало поздно.    Ф.П.Гааз

Спасибо !

Спешите делать добро,

пока не стало

поздно.

Ф.П.Гааз