СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».»

Урок литературы в 5 классе

Тема: Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»

Триединая цель урока:

1. Образовательная:

- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного.

2. Развивающая:

- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

- развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

- развивать речь при составлении устного рассказа.

3. Воспитательная

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Этапы урока:

  1. Вызов

  2. Осмысление содержания

  3. Рефлексия

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник литературы, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), таблица-кластер (приложение 2), плакат «Солнышко», кружочки двух цветов (оранжевые и синие), свежеиспеченный хлеб.

Словарная работа: добро, зло, теплый.

ХОД УРОКА

  1. Вызов

Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.


- На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и с его прекрасными произведениями?

- Что вы узнали о жизни Константина Георгиевича?

(Он родился в Москве, но жил в Киеве, учился в Киевской классической гимназии, после окончания поступил в Киевский университет, затем перевёлся в Московский, писал рассказы и повести о природе, был автором детских журналов «Мурзилка» и «Пионер».)

- А с какими произведениями Паустовского мы познакомились на прошлом уроке и о чём его произведения?

(«Квакша», «Кот-ворюга», «Дремучий медведь», эти произведения о животных, о природе, о взаимовыручке, о доброте).

- Дома вы должны были нарисовать рисунки к этим произведениям, которые мы изучали на предыдущем уроке. Повесьте их на доску.

Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Паустовского. А с каким произведением догадаетесь сами.

1. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.

Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга:

...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.

(Звучит тревожная музыка).

...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.)

– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?

(Это отрывок из сказки “Теплый хлеб”)

– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? (Филька обидел раненого в бою коня)

– Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? (Добро и зло)

- Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока? (Могут)

– Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб». Какова же тема нашего урока? «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».



II. Работа по теме урока.

1. Стадия вызова и осмысление.

1) Работа по вопросам.

– Кто является героями сказки?

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).


– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?

– Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?


2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.


Основные правила работы в группе.

  • Чётко формулировать свои мысли.

  • Высказывать свою точку зрения.

  • Не перебивать друг друга.

  • Активно участвовать в обсуждении.

  • Высказывания подтверждать текстом.


2. Работа в группах.


1 группа (конь Мальчик).

– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?

– Какова его жизнь?


2 группа (Филька).

– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.

– Как Филька назвал коня в злобе?

– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?


3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).

– Какую историю рассказала Фильке бабушка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).

– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?

(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)


Дополнительные вопросы:


– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?

(Это сорока и летний ветер)

– Как они помогли мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)


3. Первичное закрепление.


– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?


3. Релаксация (включается релаксирующая музыка)

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.


А мы с вами продолжаем.


– Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?

Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.

Вы видите на доске опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.


Преодоление Исправление

Исправление Раскаяние

Раскаяние Преодоление

Осознание Осознание


– Какова будет первая ступенька?

(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)

– Какова будет вторая ступенька?

(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)

– Какова будет третья ступенька?

(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)

– Какова будет четвертая ступенька?

(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)


И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.


– Филька исправил свою ошибку? (Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.)

– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)

– Итак, в чем смысл названия сказки?

(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода  искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)


III. Подведение итогов.


3) Анализ финальной части сказки.

– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)


На доске есть высказывания. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.


Живи добрее, будешь всем милее (пословица).

Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).

Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).


– Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.

(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям.

Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться исправить ошибку.

Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.

Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.)


IV. Домашнее задание.

Выбор и запись домашнего задания.

Написать мини-сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.


V. Рефлексия.

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? (С теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба). А синий? (Холод, злость, морозы). Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока. Прошу подойти к солнышку и закрепить на нем кружочек.


  1. Вывод.

– В начале урока играла музыка. Она была тревожной, загадочной, как и начало сказки. Какой музыкой стоило бы завершить наш сегодняшний разговор?

(доброй, светлой, мелодичной, как и финал сказки)


Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)

Умейте управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

И споря с трудною судьбой,

Учитесь жизнь начать сначала.


Споткнувшись – самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору –

Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.