Урок литературы в 5 классе
Тема: Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»
Триединая цель урока:
1. Образовательная:
- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного.
2. Развивающая:
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;
- развивать речь при составлении устного рассказа.
3. Воспитательная
- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.
Этапы урока:
Вызов
Осмысление содержания
Рефлексия
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник литературы, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), таблица-кластер (приложение 2), плакат «Солнышко», кружочки двух цветов (оранжевые и синие), свежеиспеченный хлеб.
Словарная работа: добро, зло, теплый.
ХОД УРОКА
Вызов
Организационный момент
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и с его прекрасными произведениями?
- Что вы узнали о жизни Константина Георгиевича?
(Он родился в Москве, но жил в Киеве, учился в Киевской классической гимназии, после окончания поступил в Киевский университет, затем перевёлся в Московский, писал рассказы и повести о природе, был автором детских журналов «Мурзилка» и «Пионер».)
- А с какими произведениями Паустовского мы познакомились на прошлом уроке и о чём его произведения?
(«Квакша», «Кот-ворюга», «Дремучий медведь», эти произведения о животных, о природе, о взаимовыручке, о доброте).
- Дома вы должны были нарисовать рисунки к этим произведениям, которые мы изучали на предыдущем уроке. Повесьте их на доску.
Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Паустовского. А с каким произведением догадаетесь сами.
1. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.
Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга:
...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.
(Звучит тревожная музыка).
...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.)
– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?
(Это отрывок из сказки “Теплый хлеб”)
– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? (Филька обидел раненого в бою коня)
– Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? (Добро и зло)
- Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока? (Могут)
– Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб». Какова же тема нашего урока? «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
II. Работа по теме урока.
1. Стадия вызова и осмысление.
1) Работа по вопросам.
– Кто является героями сказки?
(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).
– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?
– Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?
2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.
Основные правила работы в группе.
Чётко формулировать свои мысли.
Высказывать свою точку зрения.
Не перебивать друг друга.
Активно участвовать в обсуждении.
Высказывания подтверждать текстом.
2. Работа в группах.
1 группа (конь Мальчик).
– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?
– Какова его жизнь?
2 группа (Филька).
– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.
– Как Филька назвал коня в злобе?
– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?
3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).
– Какую историю рассказала Фильке бабушка?
(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).
– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?
– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?
(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)
Дополнительные вопросы:
– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?
(Это сорока и летний ветер)
– Как они помогли мальчику?
(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)
3. Первичное закрепление.
– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?
3. Релаксация (включается релаксирующая музыка)
Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.
А мы с вами продолжаем.
– Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?
Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.
Вы видите на доске опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.
Преодоление Исправление
Исправление Раскаяние
Раскаяние Преодоление
Осознание Осознание
– Какова будет первая ступенька?
(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)
– Какова будет вторая ступенька?
(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)
– Какова будет третья ступенька?
(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)
– Какова будет четвертая ступенька?
(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)
И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.
– Филька исправил свою ошибку? (Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.)
– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?
(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)
– Итак, в чем смысл названия сказки?
(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)
III. Подведение итогов.
3) Анализ финальной части сказки.
– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)
На доске есть высказывания. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.
Живи добрее, будешь всем милее (пословица).
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).
– Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям.
Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться исправить ошибку.
Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.
Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.)
IV. Домашнее задание.
Выбор и запись домашнего задания.
Написать мини-сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».
Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.
V. Рефлексия.
Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? (С теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба). А синий? (Холод, злость, морозы). Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока. Прошу подойти к солнышку и закрепить на нем кружочек.
Вывод.
– В начале урока играла музыка. Она была тревожной, загадочной, как и начало сказки. Какой музыкой стоило бы завершить наш сегодняшний разговор?
(доброй, светлой, мелодичной, как и финал сказки)
Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)
Умейте управлять собой,
Во всем ищите добрые начала.
И споря с трудною судьбой,
Учитесь жизнь начать сначала.
Споткнувшись – самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору –
Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.