СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"»

Открытый урок по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Тема: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Цель:

обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;

развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, умение ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;

воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.

Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем.

Личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Предметные цели:

создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;

способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;

Виды деятельности учащихся на уроке:

Участие в постановке темы, целеполагание.

Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.

Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.

Работа в парах.

Коллективная работа – составление кластера.

Деятельность учителя на уроке:

Направление в целеполагании.

Направление в овладении знаниями.

Контроль над выполнением заданий.

Стимулирование учебной деятельности.

Этапы урока:

1. Вызов

2.Осмысление содержания

  1. Рефлексия

Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности

Оборудование: текст сказки, проектор, (приложение 1- карточки; таблица-кластер (приложение 2), плакат «Солнышко», кружочки двух цветов (оранжевые и синие), свежеиспеченный хлеб.

ХОД УРОКА

  1. Вызов

Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра. А сейчас возьмите друг друга за руки.Что вы чувствуете ?

-Тепло, поддержку, добро, которое идёт через руки от сердца.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали?

Слово учеников: Писатель много путешествовал по стране, особое место в творчестве Паустовского занимает природа. Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине.

Слово учителя: А также мы познакомились со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд

(Заполнение кроссворда )

Вопросы кроссворда:

  1. Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» (Христарадники)

  2. Как называет автор спасенного коня? (вороной)

  3. Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой (Бережки)

  4. Кто жил в сенях у Панкрата? (сорока)

  5. Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (сто)

  6. Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (мороз)

  7. Кем являлся Панкрат по профессии? (мельник)

  8. Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (сирота)

  9. Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя»)

  10. Кто по мнению бабушки мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат)( Самооценка ответов на оценочном листе)

1. Сообщение темы, цели и задач урока

Слово учителя: Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке?

Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема сегодняшнего урока : Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться. Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся: Доказывают, приводят аргументы

( Если человек ошибся, он должен стремиться исправить свою ошибку)

В конце урока мы должны доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения К.Г.Паустовского.

Постановка цели:

Ребята, а теперь давайте определим цели сегодняшнего урока.

С какого поступка Фильки начинается сказка?

С плохого, злого. Значит мы будем прослеживать путь главного героя от чего? К чему?

-От зла к добру.

-Значит ,цель у нас сегодня на уроке какая?

-Проследить путь главного героя сказки от зла к добру.

А Филька этот путь прошел один ?

-У него было много помощников. Значит, мы должны выяснить что?

-Какие герои помогают Фильке на этом пути?

-Ну и ещё одну цель можно поставить? Сказка нас чему-нибудь научит?

-Определить чему мы можем научиться благодаря сказке «Тёплый хлеб»?

( Слайд №1)

А сейчас закончите, пожалуйста, предложение

Я думаю, что тёплым может быть …

Что? (взгляд человека , рукопожатие, отношение с друзьями, дом , одежда, погода и т. д.)

Я с вами согласна. Тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это , ребята, сердечное тепло, которое может согреть многих.

А теперь давайте ещё раз вспомним :

- Как называется деревня, в которой происходят действия сказки?

У вас , конечно, возникла ассоциация с вашей деревней – на берегу реки

Бережки ( на берегу , беречь )

А что нужно беречь?

- Друг друга, хорошие отношения, окружающий мир –природу.

-Жители Бережков были дружелюбные?

-Да , они отличались дружелюбием, трудолюбием, умением прийти на помощь ближнему.

- Все ли без исключения жители Бережков были такими?

_-Нет, Филька отличается.

-Ребята , давайте вспомним всех героев сказки и составим кластер .Кто у нас будет в центре ? Вокруг кого будут разворачиваться события?

-Вокруг Фильки.

Давайте посмотрим , что у вас получилось?

Итак, героями сказки являются: конь Мальчик, мельник Панкрат, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока , ветер летний, лисицы.

- Ребята, а кого ещё из героев сказки можно отнести к главным?

( коня)

- Сейчас я вам раздам карточки с заданиями . Работать будете в парах. Внимательно прочитайте вопросы и в течение 3-х минут подготовьте ответы. Оцените свои ответы в оценочном листе.

Работа в парах.

1 группа (конь Мальчик). Стр.68 (1-ые 3 абзаца)(Ильдар, Денис)

– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?

– Какова его жизнь?

  1. Конь был оставлен кавалеристами из-за ранения в ногу. Его взял к себе мельник Панкрат. Он его вылечил. Конь помогал Панкрату возить глину и жерди для плотины. Время было голодное. Мельник не мог прокормить коня , и он начал ходить побираться по дворам. Жители Бережков с любовью относились к коню, подкармливали его чем могли . Жалели, потому что он пострадал от врага.

2 группа (Филька) (София , Софья)

– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.

– Как Филька назвал коня в злобе?

– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

-Кто помог Фильке осознать свой поступок? (бабушка)

-Как вы думаете, какие чувства испытал Филька когда слушал этот рассказ? (Страх, вину, боялся, что умрёт)

Филька- главный герой сказки. Он живет в Бережках со своей бабкой. Он молчаливый и недоверчивый. У него прозвище «Ну Тебя», потому что на все просьбы и замечания всегда грубо отзывался :»Да ну тебя». Когда голодный конь подошёл к Филькиной калитке с надеждой на милостыню, Филька обозвал его и наотмашь ударил по губам. После рассказа бабки Филька осознал всю тяжесть своего поступка и решил во что бы то ни стало исправить свою ошибку. Он идёт за советом к Панкрату, потому что все в деревне считали его умным и хитрым. После разговора с Панкратом мы видим Фильку с другой стороны. Он сумел организовать ребят , чтобы расколоть лёд , а самое главное – помириться с конем и заслужить прощение.

1 группа ( Панкрат) (Ильдар, Денис)

1. Охарактеризуйте Панкрата. Какой он ?

Как относятся к нему жители деревни?

Как отнёсся к Филькиной просьбе помочь исправить зло?

( Вначале автор называет его сердитым стариком, скорым на работу. Серьёзный, строгий, обвинил в беде , но дал совет .Умный , понимающий)

2 группа (Бабушка Фильки ).( София, Софья)

– Какую историю рассказала Фильке бабушка? Чтение притчи

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату). Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

-Как вы думаете, какие чувства испытал Филька когда слушал этот рассказ? (Страх, вину, боялся, что умрёт)

(Бабушка Фильки )

– Какую историю рассказала Фильке бабушка? Чтение притчи

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату). Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

-Как вы думаете, какие чувства испытал Филька когда слушал этот рассказ?

Молодцы, ребята . с этим заданием вы справились. Оцените свои ответы в оценочном листе.

А теперь давайте поработаем все вместе.

-Каким Филька был до разговора с бабушкой?

( Невежа, озлобленный, молчаливый , недоверчивый, грубый)

-А после?

(деятельный, трудолюбивый, предприимчивый)

А как природа отреагировала на Филькин поступок?

(зачитываем отрывок из текста стр.69-70 ..Слеза скатилась…до «…река застыла до самого дна…»)

Стр.71-от слов «…Филька запахнул тулупчик…» до «..загребая снег валенками..»

Вот видите ,ребата, как природа разозлилась на Фильку?

Почему? Кого она защищает?

Тамила , Ангелина -эпитеты.

Андрей, Бронислав –метафоры .

Федя, Никита , Ваня –олицетворения.

Какие средства художественной выразительности использует автор?

Самостоятельная работа

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Заполните примерами из текста таблицу.

Эпитет- образное определение предмета, чаще всего выраженное прилагательным.


Метафора- перенос значения слова, основанное на сходстве одного предмета или явления другому.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.


Воздух был синий, густой, страшный, в чистом небе, пустота жгучая и ясная, черные ивы

столбы снежной пыли, скрип валенок.

Ветер завыл, засвистел, ивы поседели, столбы снежной пыли неслись, перегоняя друг друга, колючий мороз прошёл по деревне

Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа защищает своих детей. Конь-дитя природы.

Вывод: К.Г.Паустовский показывает единство мира людей, природы. животных .

Как оно проявляется?

Поступки человека влияют на мир природы и животных.

Что отличает людей?

Умение видеть последствия- главное отличие человека.

— Есть ли у Фильки возможность избежать кары?

— Есть такая возможность. Он должен «поправить своё злодейство».

— А как? Кто из героев знает об этом? Найдите в тексте.( стр.71-зачитать: «…А об этом Панкрат знает….»

— Ребята, что вы узнали о Панкрате.

— В народе считается, что колдун — человек злой. Как считаете вы, Панкрат злой?

— Панкрат не злой. Коня спас; починил мельницу, чтоб деревня была с мукой, помог Фильке.

— Бабка не зря советует Фильке обратиться к Панкрату за советом «он старик хитрый, учёный, его спросить надо». Ребята, как вы знаете, учёный — это человек занимающийся наукой. В этом ли значении употреблено слово в тексте?

— Нет.

— А в каком значении употреблено слово «учёный» в тексте сказки?

— Панкрата называют учёным, потому что он мудрый, опытный, знающий, умеющий дать совет.

Панкрат помог Фильке, заставив его самого искать выход из создавшейся ситуации, осознать своё злодейство. Это подтверждает слова бабки: «старик хитрый, учёный». Панкрат спас коня от смерти физической, а Фильку от охлаждения сердца, т. е. от духовного оскудения.

— Обычно о герое мы судим по его поступкам, речи, авторской характеристике. Но каждый герой наделён именем, как и мы с вами. Человек рождается, и первое, что ему дают родители, — это имя. Когда знакомимся с человеком, хотим узнать его имя. Так и писатель наделяет героев именами.Паустовский назвал своего героя Панкрат. Почему Панкрат? Обратимся к словарю имён. (демонстрирую словарь): Панкрат в переводе с греческого обозначает всевластный, всесильный, всемогущийИмя способно наделить человека твёрдостью, прямолинейностью, решительностью и довольно острой реакцией на какое-либо негативное воздействие.

— Соответствует ли это имя характеристике героя, его поступкам? Поясните. 

— Полностью соответствует. Ведь Панкрат починил мельницу, от которой зависит жизнь деревни. Мальчишки считали его колдуном, т. е. всемогущим. Даже бабка, повидавшая на своём веку не мало, и то называла его хитрым, учёным, подчёркивая его мудрость опыт, а значит силу.

— Значит, не случайно автор наделил своего героя этим именем. Он ведь действительно всемогущий, так как заставил мальчика по прозвищу «Ну Тебя!» изобрести спасение от стужи. Помог Фильке справиться с трудностью преодолеть в себе качества, о которых мы говорили в начале урока.

— Что «изобрёл» Филька? Прочитать.(стр.73) –прочитать текст.

— Попросить помощи у ребят, потому что наши ребята — хорошие; умолить их, если откажут.

— Вам не кажется, что Филька изменился? А какой он стал

— Какое качество проявил Филька в данной ситуации?

— Смекалку, значит он смышлёный, он придумал, изобрёл, нашёл выход.

— Верит в добро людей

— Что лежит в основе Филькиного «изобретения»?

— В основе Филькиного «изобретения» лежит доброта, желание загладить свою вину, поправить злодейство, не быть виноватым перед людьми и перед раненой лошадью .

Доброта способна растопить лёд в сердце, сделать сердце горячим, способным сострадать, а в природе соответственно наступает тепло.

—По словам Панкрата, если изобрести спасение от стужи — это значит быть «чистым человеком, весёлым. Когда каждый тебя по плечу потреплет и простит».

— Что значит чистым человеком, может быть, негрязным?

— Нет, это значит, что Филька, попросив прощения и искупив свою вину, стал добрее. Сердце у него стало не охлаждённым, а горячим, т. е. восприимчивым к людскому горю, Филька научился сострадать.

—Какой эпизод показывает, что Филька стал добрым, что сердце его оттаяло?

— Эпизод, когда Филька угощает коня тёплым хлебом, хлебом с солью.

Учитель читает отрывок: «Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. ..Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню….».

— Но почему отказался конь от хлеба?

— Конь не доверяет Фильке.

— Через какие глаголы нам удаётся это понять?

— Испугался, попятился.

— Как ведёт себя Филька?

— Филька заплакал перед всей деревней.

— Почему заплакал Филька?

— Он раскаялся, но от беспомощности расплакался. Очень трудно признать свою ошибку.

— Ребята, обычно мальчики стыдятся плакать, но Филька не стеснялся этого и плакал перед всей деревне, как будто бы просил прощения у всех за то зло, которое причинил. Ведь пострадал не только конь. Слёзы говорят об искреннем раскаянии человека. Это слёзы очищения. Не случайно и Панкрат говорил о том, что человек становится чистым после раскаяния.

— Какую ещё положительную черту мы можем отметить в Филькином характере?

— Способность просить прощение и раскаяться; открыл в себе доброту.

— Простил ли конь Фильку?

— Простил, об этом говорят слова: «Бери хлеб, мирись! А когда конь съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались и радовались»

Учитель:

— Конь прощает Фильку, это говорит о том, что Филька изменился. Каким стал мальчик?

— Филька стал добрым. Раскаялся, а значит, стал чистым человеком.

— Ребята, вы удивитесь, но значение имени Филипп таково: «любящий коней». Здесь явное противоречие.

— Но почему Паустовский наделил мальчика всё-таки этим именем?

— Каким образом значение этого имени помогает понять и объяснить поступки героя?

Так как Филипп — это человек, любящий коней, то герой не мог причинить зла раненому коню. Но даже если это и случилось, то этот человек способен признать свою ошибку и попросить прощения, встать на путь добра.

Оправдал ли герой имя, данное автором?

— Оправдал, Филька нашёл ведь возможность найти в себе силы и попросить прощения перед конём, раскаяться перед всей деревней.

Ребята, давайте ещё раз перечислим злодеяния Фильки:

А для этого нужно обратиться к тексту.(Стр.69-выразительное чтение) (Слайд)

1.Обозвал коня «дьяволом», «христорадником».

2. Ударил коня по губам.

3.Кинул хлеб на землю.

4.не поделился с голодным.

Филька совершил плохой поступок .

Известно ли вам , что такое деяние называют ещё проступком. А в духовной литературе, в Библии плохое дело принято называть грехом.

Знаете ли вы , что означает слово грех?

Давайте обратимся к толковому словарю. В словаре Владимира Даля мы читаем: « Грех- это поступок, противный Закону Божию, вина перед Господом».

Каково происхождение слова? На этот вопрос нам даёт ответ Этимологический словарь под редакцией Н.М.Шанского. « Грех-это общеславянское слово , образованное от слова грети и суффикса –хъ, то есть « то , что жжёт, мучает, вызывает сомнение».

А если жжёт и мучает , значит человек осознает свою вину и пытается её исправить, искупить добрыми делами. Движение по дороге жизни превращается в подъём по лестнице.

Давайте ,ребята, построим лестницу.

Путь Фильки к добру. Этапы покаяния.( Слайд)

Вы должны определить очерёдность ступенек.

Вы видите на экране опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.

Преодоление

Исправление

Раскаяние

Осознание
– Какова будет первая ступенька?

(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.) 
– Какова будет вторая ступенька?

(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)
– Какова будет третья ступенька?

(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.) 
– Какова будет четвертая ступенька?

(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)

И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)

-Ребята, а кто ещё помог Фильке исправить свою вину? (Это сорока , летний ветер, жители деревни)

– Как они помогли мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

( На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы )

 Подведение итогов.

— Легко ли было Фильке пройти путь к добру?

— Нет, но он преодолел себя.

— А что значит преодолеть себя?

— Избавиться от пороков, от недостатков.

-Итак, ребята, подведём итог нашего урока.

Путь Фильки от зла к добру был нелёгким, но он его прошёл достойно через осознание, преодоление, раскаяние и искупление .


-А сейчас давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашего урока .. «Умел ошибиться - умей и поправиться»

-Как он соотносится с текстом сказки_

-Филька совершил ошибку и сумел её исправить

- Что вы узнали для себя сегодня?

Какой урок извлекли?

-Нужно уметь признавать свои ошибки и достойно их исправлять.

И искоренять зло прежде всего в себе.

Рефлексия


Карточка №2

1.    В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?)

1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2.Человек становится добрым  только среди добрых людей.

3.Злое дело обязательно нужно исправить - совершить  добрый поступок.

4.Злой человек вредит прежде всего самому себе. потому что…

Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Он преображается.

Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый.

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат лепесточки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? (С теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба). А синий? (Холод, злость, морозы). Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока. Прошу подойти к солнышку и закрепить на нем кружочек.