СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добро освещает жизнь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • раскрытие сущности взаимосвязи добра и любви;

Просмотр содержимого документа
«Добро освещает жизнь»

Тема занятия «Добро освещает жизнь»



Познавательная цель занятия: научить учащихся разбираться в красоте человеческих поступков и отношений строить жизнь по законам чести, совести, доброты, красоты; ознакомить их с афоризмами, пословицами по теме урока, стихотворениями.

Воспитательная цель занятия: воспитать у студентов чувства привязанности к родному дому, уважение к нравственным семейным ценностям; показать значимость семьи, дома в формировании личности ребенка.

Развивающая цель занятия: развитие мыслительных операций (анализ, обобщение); развитие речи, умения формулировать свои мысли.

Оборудование и оформление занятия: Сборник стихотворений «В добрый путь» Р. Абакаровой, карточки, рисунки, ромашка – для игры, плакат: «Добро помни, а зло забывай». «Черствость души – самая страшная болезнь на свете. Спешите делать добро!» (А. Чехов)



Ход занятия:



I. Организационный момент



II.«Формирование добрых человеческих отношений».

Преподаватель. Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодняшний урок посвящен доброте, красоте, теплоте человеческих отношений.

В настоящее время, в век электроники, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает проблема душевной теплоты. Сегодня в сочетании со словом «воспитание» часто употребляют слова: «нравственность», «добро», «милосердие», «честь», «совесть», «доброта», «великодушие», «любовь», «нежность», «патриотизм», «чувство долга». То есть, все то, что входит в понятие «добро». Как вы думаете, ребята, что такое «добро», «доброта»?

Ответы студентов.

Преподаватель. Для подтверждения своих мыслей вы можете воспользоваться цитатами, сборником стихотворений Р. Абакаровой «В добрый путь». Поищите эти строки.

Ответы студентов. 1. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Л. Н. Толстой

2. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Л. Н. Толстой

3. Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

Г. Торо



4. Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.

Г. Торо

5. Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден.

Г. Фрёйтаг



6. Кто не обладает возвышенной душой, тот не способен на доброту: ему доступно только добродушие.

Н. Шамфор



7. Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло.

Ф. Шиллер

8. В стихотворении «В добрый путь» Р. Абакаровой есть такие строчки:



Доброго пути желаю

Я тебе, сынок родной,

Ветры злые пусть гуляют,

Будь всегда самим собой!



То, что ты даешь другому,

Возвращается к тебе.

Каждый добрый твой поступок

Есть преграда злой судьбе.



Каждым честным, чистым шагом

Приближаешься к звезде.

И не только дома с нами

Благородным будь везде.



Будь примером братьям, сестрам

Не бросай своих в беде.

И с такою же любовью

Создавай семью себе.



После матери учитель

За тебя болел душой

Научил тебя, что плохо,

Что же в жизни хорошо.



Говорю ему спасибо,

Для тебя он – солнца луч.

Что в твою пробился душу

Сквозь слой туманов, туч



Преподаватель. Как вы понимаете значение следующих строк?

Каждый добрый твой поступок

Есть преграда злой судьбе.

И не только дома с нами

Благородным будь везде?

Студенты отвечают, связывают свои ответы с жизненными ситуациями.

Учитель. Как вы понимаете значение других строк?

Будь примером братьям, сестрам

Не бросай своих в беде.

И с такою же любовью

Создавай семью себе?

Ответы студентов.

Преподаватель. А теперь давайте вспомним пословицы о добре!



III. Игра «Кто быстрее докончит пословицу?»



1. Человек человеку… ( друг, товарищ и брат).

2. Доброта и красота едины… (для всех народов)

3. Пусть добрые люди пребывают в добре, а злые… (становятся добрее)

4. Добро – это… (сердцевина нравственности).

5. Добро помни, а… (зло забывай).

6. Учи свое сердце… (доброте).

7. Ласковое слово, что… (весенний день).

8. Добрая слава летит, а… (худая бежит).

9. Доброе слово лучше… (мягкого пирога)

10. Добро ищи, а… (худо и само придет).

Преподаватель. Какие пословицы о добре вы еще знаете?

Ответы студентов.

IV. Чтение рассказа о Добре и Зле


Преподаватель. Жили-были на свете Добро и Зло.  Добро трудилось день и ночь, старалось сделать как много больше хороших дел людям. 
Зло же было ленивым, любило поспать, но все равно успевало приносить народу много бед, несчастий и горя. 
Как-то раз они встретились. Добро выглядело цветущим, улыбалось, его лицо светилось радостью. Зло было изможденным, худым, лицо было серого цвета, щеки ввалились, волосы торчали седыми космами. Зло спросило Добро: «Послушай, как тебе удается так хорошо выглядеть, ведь мы с тобой ровесники?» Добро ответило: «Когда делаешь добрые дела, то они к тебе возвращаются в виде хорошей энергии, поэтому я не знаю усталости и всегда в хорошем настроении. Делай ты тоже добрые дела людям!»

Зло в ответ возразило: «Каждый занимается своим делом. Если мы все будем совершать только добрые поступки, тогда никто не поймёт разницы между злом и добром. Но я всё же постараюсь поменьше творить бед и несчастий, а то я в последнее время что-то совсем плохо себя чувствую. Вот возьму и отменю войну на Востоке. Добро воскликнуло: «Вот и хорошо! Сколько людей останется целы и невредимы, сколько детей сможет радоваться и веселиться! Давай с тобой дружить!»

Но Зло печально улыбнулось, покачало головой: «Нет, нам с тобой дружить нельзя, ведь мы с тобой полные противоположности». На этом они расстались. Старайтесь всем делать добро!

Преподаватель. Как вы думаете, почему вот так бывает? Люди, совершающие добрые дела и помогающие другим людям, – всегда бодры, веселы, всегда в тонусе, а кто творит нехорошие поступки, строит козни, – постоянно всем недовольны, часто болеют и брюзжат.

Ответы студентов.

Преподаватель. От духовного богатства людей, чистоты, искренности и целеустремленности веет добротой, теплотой. Как можно назвать людей, обладающих этими качествами?

Ответы студентов. Хорошими людьми.

Преподаватель. Об одном поступке хорошего человека мы сегодня узнаем из мусульманской притчи.



V. Чтение и анализ притчи «Ведро с яблоками»



Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся хозяин нового дома в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями.

Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

– Кто чем богат, тот тем и делится!

 Поделимся, ребята, и мы впечатлениями. Какова мораль этой притчи?

Ответы студентов. Завистливого и злого человека можно проучить не местью, а добротой.

Преподаватель. О том, как можно проучить злого человека добротой, мы узнаем из эссе А. Курбановой «Мы с тобой квиты».



VI. Чтение и анализ эссе



Мы с тобой квиты



Владеть собой настолько, чтоб уважать других,

как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем,

чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать

уче­нием о человеколюбии.




Конфуций




Казим на старости лет решил научиться водить машину. Однажды он, не управившись с тормозами, наехал на соседскую деревянную ограду.

Услышав резкий скрежет согнувшегося железа, Ахират, хозяйка дома, в ужасе развела руками и стала проклинать незадачливого водителя:

– Чтобы ты сдох, старый хрыч! Чтобы ты сорвался с обрыва в пропасть! Если не можешь отличить дорогу от ограды, зачем садишься за руль?

Казиму стало неловко из-за случившегося, он отремонтировал ограду соседки, извинился перед ней.

Вскоре с командировки вернулся Ризван, сын Ахират. Обмывая в кафе своё возвращение и покупку нового КАМАЗа, парень до отвала напился с друзьями. Собрав недопитые бутылки, доев всё, что было подано на стол, он сел за руль КАМАЗа. Доезжая до дома, он расслабился и, поглаживая живот, похожий на бурдюк, наполненный сывороткой, смежил очи за рулём. Огромная машина, предоставленная сама себе, поехала по инерции и с грохотом снёсла стену летней кухни Казима. Пожилой горец, вспомнив проклятия соседки и увидев её, выбежавшую в безумном страхе за сына, улыбнулся:

– Мы с тобой квиты, Ахират. Теперь, если сможешь, попробуй проклясть виновника аварии, то есть, своего сына.



______________

Мой юный друг, умей без раздражения воспринимать причинённый тебе ущерб, ибо ты не знаешь, как от твоих действий в будущем пострадают окружающие тебя люди. Научись находить компромисс и ладить с соседями.

Гениальный французский писатель и географ, классик приключенческой литературы, один из основоположников жанра научной фантастики Жюль Верн писал: «Жить означает не только удовлетворять материальные запросы организма, но главным образом, создавать свое человеческое достоинство». Человек, желающий остаться Человеком, при любых обстоятельствах старается сохранить свою честь и совесть в чистоте, не причиняя боли таким же людям, как и он.

Постарайся, мой юный друг, чтобы твоя несдержанность не тянула тебя вниз. Пусть твои добродетели дадут тебе возможность радоваться, как радуется альпинист, покоривший вершину труднодоступной горы!



Преподаватель. А вы, ребята, смогли бы ответить добротой тому человеку, который вам делает гадости?

Ответы студентов.



VI. Подведение итога урока

 Итак, о чём мы узнали на этом уроке?

 Напоследок запишите, ребята, афоризмы А. Курбановой из книги «Познаю тебя, жизнь» и постарайтесь вникнуть в их смысл.

1. Совесть – самое прекрасное чувство, ибо совестливый человек 
верен своему долгу перед окружающими, верен дружбе.

2. Доверять можно только тому, кто о доверии не забывает.

3. То, что нравится вору, честному не по душе.

4. Душевная грязь намного неприятнее уличной грязи.


 Спасибо вам, ребята за хорошее участие на уроке! Старайтесь делать всем добро!



VII. Домашнее задание. Рассказать о людях, в которых вы видели доброту, теплоту, чистоту души.







Тема занятия «Волшебная сила добра»



Цель: расширить представления учащихся о значимости добра и его созидательной силы.

Задачи:

  • раскрытие сущности взаимосвязи добра и любви;

  • развитие умения творить добро, отличать истинное добро от ложного;

  • воспитание чувства сопереживания, бескорыстия, внимательного отношения к людям.

Методы обучения: беседа, вопрос - ответ, слушание музыки, работа в группах

Оборудование: презентация, карточки со словами, притча

Цитата урока: СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО.

Межпредметные связи: самопознание, литература

Ресурсы: задания для работы в группах, сердечки, конверты с вложенными в них изречениями и пословицами о добре по числу учащихся в группе. Например: «Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное - легким, мрачное - радостным»(Л. Толстой).


ХОД УРОКА

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

  1. Круг радости:

  1.  Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодняшний урок мы хотим начать со стихотворения Сергея Острового

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно. И в радости,

Вовремя есть и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям

Мы желаем вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг. Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть счастливым.

Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”.

Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам должен относиться к ним хорошо.

Сегодня мы постараемся разобраться с вами в том, какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону.


  1. Беседа по вопросам:

-Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать? (Ответы учащихся: любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …)

- Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека, потому что доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.

-Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, благородных решений?
(ответы ребят: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством, …)

- Что же такое доброта? (ответы учащихся)

Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное, стремление делать добро другим.


  1. Работа в группах:

Задание 1

Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «доброта»

__________________________

__________________________

__________________________

Доброта __________________________

__________________________

__________________________


Задание 2

Создание интеллект-карты «Доброта»

Домашнее задание №1: Создать интеллект-карту «Доброта»


Задание 3

Учитель: Продолжите фразу - Добрый человек – это тот, …

  • кто любит людей

  • готов в трудную минуту прийти им на помощь.

  • любит природу и бережет ее.

  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

  • кто всегда доброжелателен к людям

  • кто думает не только о себе, но и о других.


Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.


- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.


  1. Инсценирование

Прочитайте притчу. Подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему? Разыграйте сценку по данному сюжету.

* * *

Современная притча

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.

Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.

«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.

Мудрец ответил:


  1. Работа в группах:


Ответ мудреца:

О глубине понимания учитель сможет судить по тому окончанию, которое учащиеся творчески домысливают. Настоящее окончание притчи приводим ниже:

"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ".


Задание 4

-Давайте и мы с вами поищем положительные и отрицательные качества людей. Я прочитаю стихотворение, а вы разделите эти качества на две группы

Жизнь наша, как сама природа, непроста:
С жестокостью соседствует в ней доброта,
Сраженье мудрость с глупостью ведёт,
Отвага рядом с трусостью идёт.
А справедливости стрела,
С пороком счёты так и не свела,

За трудолюбием как тень,
Из века в век плетётся лень.

-Назовите качества, которые вы выписали

Доброта жестокость

Мудрость глупость

Отвага трусость

Справедливость порок

Трудолюбие лень

- Прочитайте положительные качества человека, запомним их, и будем следовать

им по жизни.


Вывод: Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья.

Не прячьте доброты своей, 
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.

Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.


  1. Индивидуальное задание

Учитель: А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Давайте вместе составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям (записать на листочках, зачитываем и прикрепляем на доску). Затем читаем правила из подготовленной презентации.

  • Будь правдивым. Не можешь сказать правду – объясни почему.

  • Будь добрым к ближнему - и добро вернётся к тебе.

  • Люби других – и тебя будут любить.

  • Помогай слабым.

  • Будь честным: не выдавай чужую тайну; сказал – сделай, ошибся – признайся.

  • Умей прощать.

  • Каждый день делай добрые дела.

  • Учись не только говорить, но и слушать. Будь внимательным к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии.

  • Живи и поступай так, чтобы окружающим было приятно и радостно рядом с тобой.


  1. Работа в группах.

Ребятам раздаются пословицы о добре, разделенные на две части. Каждой группе надо сложить пословицы воедино и объяснить их смысл.

При солнышке тепло, при матушке добро

Доброму добрая память

Про доброе дело говори смело

Жизнь дана на добрые дела

Доброе дело сильнее слов.

Добро побеждает зло.

За добро добром платят

Доброе слово дороже богатства

На добрый привет добрый ответ

Не ищи красоты, ищи доброты.


  1. Библиотека самопознания.

Учитель: О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели.

Какое высказывание, вы считаете важным для себя, объясните свой выбор.

"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать."

Лев Толстой.

"Доброта - качество, излишек которого никогда не вредит."

Д. Голсуорси.

"Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой."

Марк Твен.

"В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других".

Л.Толстой

"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".

Жан Жак Руссо

"Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе".

Вильям Шекспир

"Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других"

Л.Толстой

  1. Просмотр Видеоролика.


  1. Цитата урока

Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

Как вы понимаете смысл этого изречения?

  1. Минутка тишины. (Просмотр видеоролика Secret Garden The promise)

Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.


  1. Построение синквейна.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Доброта.
Понимающий, душевный. 
Дарит, облагораживает, поддерживает.
Доброта спасёт мир!
Милосердие.

Учитель: Основное назначение человека - творить добро.


  1. . От сердца к сердцу:

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.


Включается песня В.Толкуновой «Сказка летит по свету».

Учащимся раздаются сердечки, на которых они пишут добрые пожелания и обмениваются пожеланиями друг с другом и раздают присутствующим в классе.


-Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?

(любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …)


-Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, благородных решений?
(помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством, …)


-Что же такое доброта?

( отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное, стремление делать добро другим…)


  1. Построение синквейна.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Доброта.
Понимающий, душевный. 
Дарит, облагораживает, поддерживает.
Доброта спасёт мир!
Милосердие.





























Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Л. Н. Толстой















Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Л. Н. Толстой



















Доброта – это

единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

Г. Торо


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!