СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добродетель и порок

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из цикла "Добро и зло"

Просмотр содержимого документа
«Добродетель и порок»

Тема: добродетель и порок

Цель:

  • Продолжить формирование понятий «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств

  • Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.

  • Решение противоречий.

Задачи:

Образовательная:

  • Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.

  • Научить находить различия между добродетелью и пороком.

Развивающая:

  • Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

  • Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).

  • Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.

  • Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.

  • Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательная:

  • Воспитывать толерантное отношение к другим людям.

  • Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок.

Компетенции:

  • КОММУНИКАТИВНАЯ

  • ИНФОРМАЦИОННАЯ

(через иллюстративный материал, материал пособия)

  • САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)

  • САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)

Оборудование:

  • ИКТ

  • Сочинение рассуждение«Что такое добро».

  • Презентация к уроку.

  • Для групповой работы:

карточки











Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя


Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается больше, чем вдвое и втрое,
чтоб понять мы смогли, что даянье такое!

Отдаю не за тем, чтоб назад получить,
отдаю не за тем, чтоб потом укорить,
отдаю просто так – от души и для счастья,
потому что тебя быть хочу малой частью!


_ Что вы услышали? (слово даянье вывести на экран)

- Как оно связано с прошлыми уроками? (добро, зло, хорошие поступки)

-Что мы с вами узнали?

- Что решили для себя? Какой план действий наметили? (карточки- несколько человек)

-Легко ли быть добрым? (нет)

- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

  1. Повторение по теме «Добродетель и порок».

-А как нужно совершать добрые дела?

- Бескорыстно.

(чтение сочинений)

Сделаем вывод: Что такое добро?

- Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Как вы думаете, какое слово получится, если сложить два слова добро делать

Тема нашего урока?

Цель?

Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

Добродетель – это отдельное положительное качество человека.

- Что является противоположностью добродетели?

В каких произведениях высмеивается порок?

- В баснях.

Работа в группах.

  1. Изучение нового материала

Достаточно ли мы знаем о том, как делать добро?

Обыгрывание ситуации: Миша не сделал домашнего задания. Придя в школу, попросил у Серёжи и тот ему дал списать. Учитель проверила работу и поставила «5».

-Доброе дело сделал Серёжа?

- Нет.

-А почему? А на контрольной кто за него будет решать? И что тогда получит Миша?

А как же делать добрые дела?

Вот Аристотель считал, что добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом.

А как это ребята, вам известно?

Так чем же мы сегодня займёмся на уроке?

- Будет дальше изучать добро, добродетель.

-Мы все знаем правила поведения в школе, в других местах, а всегда ли мы их соблюдаем?

- Нет.

Аристотель говорил, что не только нужно знать, что такое добродетель, но и быть по-настоящему добродетельным человеком.

Древнегреческий ученый, философ Аристотель выделял одиннадцать добродетелей характера человека. Среди них очень важные и для современного человека: великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, дружелюбие, справедливость. А как можно определить, есть ли у человека добродетели?

- Ну конечно только по его поступкам.

7. Совместное исследование. Постановка учебной проблемы.

- Существует много добродетелей и пороков. И не всегда их легко распознать. Найдите в учебнике слова Аристотеля о добродетели (стр. 20). Как вы поняли выражения «с избытком», «с недостатком»?

- Понять слова Аристотеля, действительно, трудно. На простом примере вы легко поймете, о чём идёт речь. Вот обыкновенная соль. Если в пище соли с недостатком, то она какая? Несолёная. А если с избытком? Пересолёная. Вывод? (Невкусно)


На доске (или слайде) делается запись:


Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:


Стакан молока

(восточная притча)

Давно это было. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность учиться (он мечтал стать врачом) замерз и очень проголодался. Денег у него не было и, набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.

Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:

- Сколько я вам должен?

- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.

Когда мальчик отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и понял, что доброта – качество многих людей.

Прошли годы. Мальчик вырос и стал врачом. В больницу, где он работал, привезли старую женщину. Врач узнал в ней ту, которая много лет назад поделилась с ним стаканом молока. Женщина была тяжело больна, но врач сделал всё, чтобы спасти её. После многих месяцев борьбы с болезнью ему это удалось. Женщина поправилась. Ей принесли счет за лечение. Она очень боялась, что у неё не хватит денег расплатиться за лечение и придется продать все имущество. Она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры… И вдруг ее внимание привлекла надпись в конце счета: «Оплачено полностью одним стаканом молока»…

Вывод: щедрый человек – это тот, кто дает другому человеку нужную вещь в подходящее время.


Притча.

Кто украл масло?

Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел жене разлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось не десять, а девять.

- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?-сердито спросил купец.

-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.

Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.

- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.

Судья велел позвать продавца масла и спросил его:

- Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?

- Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.

- Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок – побить его палкой.

От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.

- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.

Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.

- Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.

О каком пороке идёт речь?

* Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)


Физкультминутка

– Давайте поиграем в игру «Добродетели и пороки». Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите порок – приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка.



Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в таблице (работа в группах):

расточительность, щедрость, скупость

Поток богатства теряется в песках_________ (Буаст Пьер)




______ человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель)




_________ платит дважды.



Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах):

Дружелюбие, вредность, угодничество


Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!

Ребята, давайте жить дружно!

Образ шакала в сказке «Маугли». Угодничество




- А нужно ли за дружелюбие давать награду? (Обсуждение Ордена Дружбы – одной из наград РФ).

Орден Дружбы


Награды Российской Федерации

Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие трудовые достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укреплении мира и дружественных отношений между государствами.


Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой ).


Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах):


Трусость, мужество, безрассудная отвага

Безрассудная отвага

Мужество

Был один малыш – зайчишка. Он всего боялся слишком. Трусость


После обсуждения на доске (или слайде) делается запись:

Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:


- Нужно ли за мужество давать награду? (Обсуждение Ордена Мужества – одной из наград РФ).

Орден Мужества

Награды Российской Федерации

Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.


Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться - это мужество.

- Между какими пороками оно находится? Как понимаете ?

Мужество:

  • (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах

  • одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси.

  1. Закрепление пройденного материала. Составить синонимический ряд к основным добродетелям.

Можем ли мы бороться с пороками?

Как это сделать? Дополните строчки.

Побеждай  гнев  – мягкостью,

Зло – ____________________,

Жадность – _______________,

Ложь – ___________________.


Дружелюбие


смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность

Мужество

великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни

Щедрый

благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.



  1. Вывод урока

Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З - "Земля", М -"Мыслите", Л - "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала.

Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.

– Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома?


6. Домашнее задание: записать добрые дела за неделю

На доске:

На доске вы видите две серединки цветков, одна желтого цвета, а другая черного цвета. Какая из них будет на ваш взгляд добродетель, а какая порок? Почему?

Дети закрашивают человечков и прикрепляют к нужному кружку.

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Отдавать потому, что желание есть,
отдавать потому, что даяние – честь,
отдавать для того, чтоб быть нужным другому,
отдавать целиком и никак по-иному!

Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается помощь, поддержка, участье,
возвращается радостью, мудростью, счастьем...

Виктор Евсеев























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!