Тема: добродетель и порок
Цель:
Продолжить формирование понятий «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств
Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
Решение противоречий.
Задачи:
Образовательная:
Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
Научить находить различия между добродетелью и пороком.
Развивающая:
Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.
Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательная:
Воспитывать толерантное отношение к другим людям.
Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок.
Компетенции:
КОММУНИКАТИВНАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ
(через иллюстративный материал, материал пособия)
САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)
Оборудование:
Презентация к уроку.
Для групповой работы:
карточки
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается больше, чем вдвое и втрое,
чтоб понять мы смогли, что даянье такое!
Отдаю не за тем, чтоб назад получить,
отдаю не за тем, чтоб потом укорить,
отдаю просто так – от души и для счастья,
потому что тебя быть хочу малой частью!
_ Что вы услышали? (слово даянье вывести на экран)
- Как оно связано с прошлыми уроками? (добро, зло, хорошие поступки)
-Что мы с вами узнали?
- Что решили для себя? Какой план действий наметили? (карточки- несколько человек)
-Легко ли быть добрым? (нет)
- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Повторение по теме «Добродетель и порок».
-А как нужно совершать добрые дела?
- Бескорыстно.
(чтение сочинений)
Сделаем вывод: Что такое добро?
- Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Как вы думаете, какое слово получится, если сложить два слова добро делать
Тема нашего урока?
Цель?
Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
Добродетель – это отдельное положительное качество человека.
- Что является противоположностью добродетели?
В каких произведениях высмеивается порок?
- В баснях.
Работа в группах.
Изучение нового материала
Достаточно ли мы знаем о том, как делать добро?
Обыгрывание ситуации: Миша не сделал домашнего задания. Придя в школу, попросил у Серёжи и тот ему дал списать. Учитель проверила работу и поставила «5».
-Доброе дело сделал Серёжа?
- Нет.
-А почему? А на контрольной кто за него будет решать? И что тогда получит Миша?
А как же делать добрые дела?
Вот Аристотель считал, что добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом.
А как это ребята, вам известно?
Так чем же мы сегодня займёмся на уроке?
- Будет дальше изучать добро, добродетель.
-Мы все знаем правила поведения в школе, в других местах, а всегда ли мы их соблюдаем?
- Нет.
Аристотель говорил, что не только нужно знать, что такое добродетель, но и быть по-настоящему добродетельным человеком.
Древнегреческий ученый, философ Аристотель выделял одиннадцать добродетелей характера человека. Среди них очень важные и для современного человека: великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, дружелюбие, справедливость. А как можно определить, есть ли у человека добродетели?
- Ну конечно только по его поступкам.
7. Совместное исследование. Постановка учебной проблемы.
- Существует много добродетелей и пороков. И не всегда их легко распознать. Найдите в учебнике слова Аристотеля о добродетели (стр. 20). Как вы поняли выражения «с избытком», «с недостатком»?
- Понять слова Аристотеля, действительно, трудно. На простом примере вы легко поймете, о чём идёт речь. Вот обыкновенная соль. Если в пище соли с недостатком, то она какая? Несолёная. А если с избытком? Пересолёная. Вывод? (Невкусно)
На доске (или слайде) делается запись:
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
Стакан молока
(восточная притча)
Давно это было. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность учиться (он мечтал стать врачом) замерз и очень проголодался. Денег у него не было и, набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.
Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:
- Сколько я вам должен?
- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.
Когда мальчик отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и понял, что доброта – качество многих людей.
Прошли годы. Мальчик вырос и стал врачом. В больницу, где он работал, привезли старую женщину. Врач узнал в ней ту, которая много лет назад поделилась с ним стаканом молока. Женщина была тяжело больна, но врач сделал всё, чтобы спасти её. После многих месяцев борьбы с болезнью ему это удалось. Женщина поправилась. Ей принесли счет за лечение. Она очень боялась, что у неё не хватит денег расплатиться за лечение и придется продать все имущество. Она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры… И вдруг ее внимание привлекла надпись в конце счета: «Оплачено полностью одним стаканом молока»…
Вывод: щедрый человек – это тот, кто дает другому человеку нужную вещь в подходящее время.
Притча.
Кто украл масло?
Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел жене разлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось не десять, а девять.
- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?-сердито спросил купец.
-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.
Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.
- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.
Судья велел позвать продавца масла и спросил его:
- Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?
- Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.
- Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок – побить его палкой.
От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.
- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.
Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.
- Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.
О каком пороке идёт речь?
* Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)
Физкультминутка
– Давайте поиграем в игру «Добродетели и пороки». Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите порок – приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка.
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в таблице (работа в группах):
расточительность, щедрость, скупость |
Поток богатства теряется в песках_________ (Буаст Пьер) | | | ______ человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель) | _________ платит дважды. |
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах):
Дружелюбие, вредность, угодничество |
| | |
Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было! | Ребята, давайте жить дружно! | Образ шакала в сказке «Маугли». Угодничество |
- А нужно ли за дружелюбие давать награду? (Обсуждение Ордена Дружбы – одной из наград РФ).
Орден Дружбы | Награды Российской Федерации Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие трудовые достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укреплении мира и дружественных отношений между государствами. |
Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой ).
Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах):
Трусость, мужество, безрассудная отвага |
Безрассудная отвага | Мужество | Был один малыш – зайчишка. Он всего боялся слишком. Трусость |
После обсуждения на доске (или слайде) делается запись:
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:
- Нужно ли за мужество давать награду? (Обсуждение Ордена Мужества – одной из наград РФ).
Орден Мужества | Награды Российской Федерации Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. |
Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться - это мужество.
- Между какими пороками оно находится? Как понимаете ?
Мужество:
(греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах
одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси.
Закрепление пройденного материала. Составить синонимический ряд к основным добродетелям.
Можем ли мы бороться с пороками?
Как это сделать? Дополните строчки.
Побеждай гнев – мягкостью,
Зло – ____________________,
Жадность – _______________,
Ложь – ___________________.
Дружелюбие | | смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность |
Мужество | великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни |
Щедрый | благожелательность, приветливость, дружественность, общительность. |
Вывод урока
Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З - "Земля", М -"Мыслите", Л - "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
– Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома?
6. Домашнее задание: записать добрые дела за неделю
На доске:
На доске вы видите две серединки цветков, одна желтого цвета, а другая черного цвета. Какая из них будет на ваш взгляд добродетель, а какая порок? Почему?
Дети закрашивают человечков и прикрепляют к нужному кружку.
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
Отдавать потому, что желание есть,
отдавать потому, что даяние – честь,
отдавать для того, чтоб быть нужным другому,
отдавать целиком и никак по-иному!
Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается помощь, поддержка, участье,
возвращается радостью, мудростью, счастьем...
Виктор Евсеев