СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добропорядочность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Просмотр содержимого документа
«Добропорядочность»

Классный час на тему: «Добропорядочность”

Цель: Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Ход классного часа

  1. I. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

  2. II. Целевая установка и определение темы.

Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего  классного часа- Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

                ложь - ……….                    нечестность - ……….

- Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека)

Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.

Первый вопрос  звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос : какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

    По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным? ( слайд №2, показываю на тему классного часа)

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость — слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в  словаре (дети объясняют)

 Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим   убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость — склонность говорить, высказывать правду. Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря: (слайд 4)

Честность — это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость — это соответствие слов делам.

 Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читают эпиграф (слайд №1) О чем эти высказывания, как вы их понимаете?

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы  не  лгать другим.

Ф. Бэкон

Задание 1.

- Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена ....»

-    Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)

- Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

  (уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками)

Задание 2. Тестирование на добропорядочность.

Но, разумеется, чтобы воспитывать это качество в ребёнке, надо и самому этим обладать. Попробуйте честно (в темпе) ответить на предлагаемые вопросы, используя только слова ДА и НЕТ. Этот, вовсе не сложный тест, покажет вам каков уровень лично ващей порядочности.

  1. Иногда я смеюсь над неприличным анекдотом.

  2. Если ко мне обращаются вежливо, отвечу тем же.

  3. У меня бывают финансовые проблемы.

  4. Даже если мне не нравится человек, я порадуюсь его заслуженным успехам.

  5. Иногда я откладываю срочные дела.

  6. Дома и в компании я веду себя по-разному.

  7. Я свободен от предрассудков.

  8. Я не всегда говорю правду.

  9. В любой игре я стремлюсь победить.

  10. Иногда я злюсь.

  11. Для оправдания себя иногда я что-нибудь выдумываю.

  12. Иногда я выхожу из себя.

  13. В детстве я был послушным и сразу делал то, что мне говорят.

  14. Иногда я раздражен.

  15. Бывает, что я смеюсь над неприличной шуткой.

  16. Иногда я опаздываю.

  17. Иногда я сплетничаю.

  18. Среди моих знакомых есть те, кто мне не нравится.

  19. Меня не печалят неудачи людей, которые мне не нравятся.

  20. Мне случалось опаздывать.

  21. Иногда я хвастаю.

  22. Иногда я ничего не хочу делать.

  23. У меня бывают мысли, о которых стыдно кому-то сказать.

  24. Иногда я порчу кому-нибудь настроение.

  25. Бывало, что я говорил неправду.

  26. Все мои привычки положительны.

  27. Несмотря ни на что я сдержу обещание.

  28. Иногда могу похвастаться.

  29. Подростком у меня был интерес к запретным темам.

  30. Я иногда откладываю на завтра то, что важно сделать сегодня.

  31. У меня бывают мысли, которых стоит стыдиться.

  32. Иногда я спорю о том, о чем мало знаю.

  33. Я люблю не всех своих знакомых.

  34. Я могу сказать плохо про кого-нибудь.

Вниательно сосчитайте количество ответов “ДА” на вопросы: 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, и количество ответов “НЕТ” на вопросы: 2, 4, 7, 13, 26, 27. Суммируйте эти числа и смотрите результат:

0 – 5 баллов. Сильная склонность ко лжи, приукрашиванию;

6 – 13 баллов. Низкий показатель порядочности, стремление приукрасить себя и скрыть неблаговидные поступки;

14 – 29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи отсутствует, порядочность в норме;

30 – 34 баллов. Вероятно, завышенная самооценка, результаты могут быть намеренно искажены.

Задание Творческое задание составить кластер Добропорядочнсть.

III Заключительная часть

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

-Если мы честны, то  (круг) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

- А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом  часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях )

 - Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

VИтог

 Кл. рук- ль: В жизни по-разному можно жить.

                      В горе можно и в радости.

                     Вовремя есть и вовремя пить.

                     Вовремя делать гадости.

                      А можно и так: на рассвете встать

                      И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать (солнце)

                      И подарить его людям! (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность.Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Рисунок «Солнышко правдивости»
Солнышко правдивости без лучиков. Всякий раз, когда вам захочется кого-либо обмануть вспомните о своем солнышке и старайтесь поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам сосчитаем, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло вам быть честными.

Наш час общения закончен.