11 марта 2015г.
Тема: Дорогою добра.
Цели: облагораживание души и сердца младшего школьника; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей, освоение навыков эффективного общения, сотрудничества с другими людьми, умения жить среди людей; приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его истоки.
Задачи: развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; сориентировать на ценности человеческой личности; сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова, показать, что доброта бывает истинная и ложная. Развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Оборудование: бусинки, карточки с заданиями, плакат, презентация.
На доске:
Плакат:
Доброта - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.
"Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека".
М. Пришвин
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
ХОД УРОКА
1. Подготовительный этап (присоединение к теме).
У. Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад.
А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
У. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
У. О каком качестве пойдет речь?
Д. О доброте.
Презентация.
У. - Кто догадался, какая тема нашего урока?
У. Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.
Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина: "Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека"
У. А вот как о доброте писал Л.Н. Толстой: "Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное"
2. Индивидуальный этап.
Назовите однокоренные слова к слову доброта.
У. А сколько много добрых слов образовано от слова - добро!
(На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ
Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова: доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель.
"Доброта - солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели"
Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?
Д. Сказка В. Катаева "Цветик-семицветик".
У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?
Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости?
(Дети отвечают.)
У. А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей).
У. Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Д. Нет.
У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
У. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
3. Работа в парах "Добрые дела". Деление на пары «Звериная семья» - в пакет складываются парные листочки с названием животного и его детёныша. Участники вытягивают их в случайном порядке. «Родитель» и «детёныш» находят друг друга и объединяются в пару
Задание. Учащимся предлагается выбрать и подчеркнуть 5 добрых дел
думать о родителях
утешить плачущую сестренку
радоваться неудаче ближнего
подать милостыню
стремиться быть богатым человеком
помогать ближним
завидовать
познавать истоки родной земли
4. Обсуждение в классе и экспертная оценка
думать о родителях
утешить плачущую сестренку
радоваться неудаче ближнего
подать милостыню
стремиться быть богатым человеком
помогать ближним
завидовать
познавать истоки родной земли
У. Давайте вернемся к нашему цветку Доброты. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? ( прикрепляют к доске)
У. Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарное уважение, нежность, скромность.
Заботьтесь о своей цветущей поляне, не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте её солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - это корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
5. Доброта -истинная и ложная. Работа в паре.
У. Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Но доброта бывает истинная и ложная.
Задание. Учащимся предлагается прочитать два текста и ответить на вопрос: "Кто из героев рассказов проявляет доброту истинную, а кто - ложную?"
Текст №1
К Сереже пришли друзья, Миша и Саша, и пригласили погулять. "Но я ещё не решил задачу, она для меня очень трудная", - сказал Сережа. Саша успокоил: "Садись. Давай составим краткую запись, и ты справишься. Это не трудно". Миша хлопнул друга по плечу и сказал: "Я знаю решение. Записывай, не теряй время. Пойдем скорее гулять".
Текст №2
В воскресенье ребята 3 класса решили посадить деревья около школы. Утром Лене не хотелось подниматься с постели, и она сообщила, что никуда не пойдет. Бабушка пожалела внучку: "Поспи, Леночка, ведь сегодня выходной день. Ты за неделю так устала. А в школе скажем, что ты приболела". Подошел дед и строго сказал: "Вставай, Елена. Пообещала - сделай дело, а потом гуляй смело".
6. Обсуждение в классе и экспертная оценка.
Экспертная оценка
Текст №1. Саша проявляет доброту истинную, а Миша - ложную.
Текст №2. Дедушка проявляет доброту истинную, а бабушка ложную.
У. Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло?
Д. В сказках.
У. Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. (Дети перечисляют сказки).
7. Ресурсный круг.
У. Выбрать из предложенных пословиц, те которые походят к теме нашего урока и докажите. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?
Спеши делать добро.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Добро век не забудется.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
От добра - добра не ищут.
Доброе сердце лучше богатства.
Доброе слово - половина счастья.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Доброе слово и кошке приятно.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не ищи красоты - ищи доброты.
Доброе дело дороже богатства.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Добро не лихо, бродит по миру тихо;
Добро не умрёт, а зло пропадёт;
Доброе дело само себя хвалит;
Доброта без разума пуста;
Добрые чувства - соседи любви;
Добрый гость всегда в пору;
Добрым словом и бездомный богат;
Добро помни, а зло забывай;
Доброго чти, а злого не жалей;
8. Игра с мячом.
Дети становятся кругом. Ребёнку предлагается кинуть мяч другому человеку в круге и произнести добрые слова (ласковые), пожелания, поздравления.
9. Индивидуальная работа «Цветок доброты»
Оценивание . Две звезды и пожелание (взаимооценивание)
Применяется при оценивании творческих работ учащихся. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание».
Игра «Стань волшебником»
10. Рефлексия. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Воспоминания - наши хорошие дела
У. Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.
Путешествие наше подошло к концу (бусинки нанизываем на одну нитку).
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими , но в то же время каждая бусинка существует отдельно.
Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.
Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными, добрыми, умными, честными, заботливыми, любящими и самыми любимыми, чтобы эти отношения у вас остались надолго.
Давайте же теплые ладошки друг другу и закончим наше путешествие песней "Если добрый ты!"
(Поем песню, взявшись за руки)
