СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добровольческая деятельность активистов школьного ученического самоуправление в деле профилактики негативных явлений среди детей и подростков.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по формированию добровольческих инициатив и профитактике негативных явлений среди детей и подростков.

Просмотр содержимого документа
«Добровольческая деятельность активистов школьного ученического самоуправление в деле профилактики негативных явлений среди детей и подростков.»

4



Добровольческая деятельность активистов школьного ученического самоуправление в деле профилактики негативных явлений среди детей и подростков.

 

«Добро - не наука, оно действие»

Р.Роллан

Система профилактики асоциального поведения школьников тесно связана с вопросом усиления сопротивляемости личности негативным влияниям социальной среды. Важнейшей задачей профилактики негативных явлений среди детей и подростков является формирование навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих ребятам не только противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения, что, безусловно, очень важно, но и умения общаться, сотрудничать в коллективе, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Воспитать социально активного законопослушного гражданина – важнейшая задача воспитательной работы школы. Ведь быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, ребенок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Поэтому особое значение для воспитания имеет включенность детей в социально значимую деятельность, создание условий для получения опыта общения, решения конфликтов, нравственного выбора.

Рассмотрим основные факторы, способствующие формированию негативных проявлений в поведении детей и подростков.

К сожалению, в современных условиях одним из таких факторов является социально-экономическое положение семьи ребенка.

Другим фактором можно назвать социальную апатию, равнодушие. Внешне в семье все хорошо, родители работают, материально обеспечены, а ребенок безынициативен, ничем, кроме развлечений не интересуется? К сожалению, принцип «моя хата с краю» сегодня часто встречается в нашем обществе. И такое отношение к жизни самих взрослых (родителей), не может не отразиться на личности ребенка. Систему ценностей в этом случае определяет идеология потребления.

Третий фактор – притупление чувств боли, сострадания, ценности человеческой жизни, сформированное под влиянием виртуального пространства. В наш век информационных технологий и все большей погруженности ребенка в виртуальный мир, очень остро стоит проблема равнодушного отношения к жизни в целом – к окружающим людям, к истории нашей Родины, к природе. Отсутствие сострадания ведет к проявлению немотивированной агрессии, проявлению вандализма, экстремизма и т.п.

Приведу пример из школьной жизни.

На перемене четвероклассник начал бить третьеклассника. Бил, пока не разняли. Его спросили о причине такого жестокого поведения. И вот, что он ответил: «Мне дали поиграть в iPhone (дорогой мобильный телефон). Я почувствовал, что кто-то меня толкнул. Я подумал, что телефон мог упасть и разбиться, и пришлось бы платить деньги за него!» При этом он бил младшего, не обращая внимания на его слезы, на то, что тот вообще не понимает, за что его бьют?

Побеседовав с родителями, мы не увидели у них понимание проблемы: «Конечно, так сильно бить не надо. Но мальчик подумал о родителях, молодец. Ведь пришлось бы платить…»

В такой ситуации особенно возрастает роль школы, детского коллектива и педагога в процессе формирования гражданской позиции ребенка, его личности.
Разговоры с родителями, с ребенком практически ничего не дали. Было видно, что слова педагогов и воспитателей о недопустимости подобного поведения и т.п. проходят мимо их сознания. Ребенок извинился, но формально. Вдруг спустя несколько дней, он приходит и извиняется еще раз. Что произошло? Оказывается, ребята из класса были так поражены этой немотивированной агрессией, что практически перестали разговаривать с мальчиком. Хозяин телефона вообще сказал, что даже если бы телефон и разбился, все равно нельзя так бить младшего. Увидев отношение одноклассников, ребенок пересмотрел свое поведение, и, желая вернуть уважение товарищей, еще раз, уже искренне извинился перед пострадавшим и его родителями. Положительное влияние детского коллектива в данной ситуации очевидно.

Таким образом, влияние детского коллектива играет ключевую роль в формировании социальных отношений. В этой связи важными задачами ученического самоуправления, как классного, так и общешкольного, на мой взгляд, являются следующие:

• прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

• развивать социальную активность, побудить и привить интерес к окружающему миру;

• научить сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности;

• оптимизировать положительный опыт, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

В нашей отечественной педагогике был накоплен большой опыт социализации детей и подростков. Это пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – все они способствовали формированию и развитию социальных взглядов подростков. В условиях современной действительности помочь решить эти задачи может участие ребят в добровольческих инициативах.

Это, прежде всего такие мероприятия как

• благотворительные акции (помощь детям из детских домов, пожилым людям, детям-инвалидам);

• патронат над воинскими захоронениями;

• экологические акции (помощь бездомным животным, птицам в зимний период и т.п.).

Немного о позитивном образце поведения.

Рассмотрим пример.

Несколько лет назад две сестры – ученицы нашей школы купили цветы и 9 мая поехали на Поклонную гору поздравлять ветеранов. Это была их личная инициатива, девочки никак не афишировали свой поступок. Я узнала об этом случайно, и, конечно, не могла не рассказать об этом на заседании Совета. Не называя имен, просто приведя пример «доброго дела».

На следующий год ребят, которые поехали поздравлять ветеранов, стало больше, и теперь каждый год наши дети, учащиеся и выпускники едут 9 мая на Поклонную гору – это уже традиция.

Важно, что это не инициатива «сверху», не обязательное плановое мероприятие, это гражданская позиция, потребность этих ребят.

Для учащихся, особенно в подростковом возрасте очень важен пример товарищей. Мы знаем множество ситуаций, в которых дети перенимают негативный пример товарищей. Для включения в социально значимую деятельность куратору ученического самоуправления нужно подчеркнуть, создать ситуацию социального одобрения, положительным примерам. Задачей же актива ученического самоуправления станет информирование всех школьников о том, где и в чем они могут проявить себя, свои лучшие качества.

Ниже приведен примерный план проведения добровольческого мероприятия.

  • На заседании ученического Совета принимается решение о проведении того или иного мероприятия.

  • Учащихся школы информируют о предстоящем событии.

  • Ответственные от классов проводят информационную беседу о предстоящем деле. При этом очень важно рассказать о том, как правильно оказать помощь, объяснить, что она должна быть не разовой, а системной.

  • Классный коллектив решает, как может помочь в решении данного вопроса.

  • Редколлегия готовит плакат с информацией и сообщение для сайта школы.

  • Школьная газета готовит материал.

  • Итог мероприятия освещается в школьной газете, на сайте.

В добровольческой деятельности очень важен личный пример учителя. Хорошо, когда классные руководители, учителя-предметники сами принимают участие в подобных мероприятиях, интересуются у ребят как идут дела, поощряют активных учеников, рассказывают о своем личном участии в данном событии.

Г. Гегель сказал: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».

Безусловно, добровольческая деятельность не должна восприниматься как героизм, как нечто исключительное. Социально ответственное поведение, умение сострадать и помогать – социальная норма, а не подвиг. Надеюсь, что есть много добрых поступков, совершенных нашими детьми, о которых мы просто не знаем. И все-таки, иногда очень важно рассказать о хорошем поступке. Не для того, чтобы получить похвалу, а для того, чтобы другие могли узнать о проблеме. О письмах «бабушкам и дедушкам» в дома престарелых мы узнали от ученицы 10- класса. Рассказали не только детям, но и родителям. И я точно знаю, что некоторые дети и Родители пишут эти письма, уже почти 3 года!

Благодаря активному участию ребят в социально значимой деятельности происходит формирование их психических качеств, отношения к себе и окружающим. Участвуя в общественных делах, они учатся сотрудничать с людьми (как с детьми, так и с взрослыми), ценить свои возможности, уважать чужое мнение и отстаивать свое; ребята, часто внутренне одинокие, находят друзей. Ведь «никакое общение с другими людьми невозможно без дружбы» (Сократ).

В нашей школе, как и во многих школах Москвы, проводится традиционная акция «Милосердие». В октябре и июне проводился сбор средств для воспитанников детских домов.

В одном из классов я интересовалась у ребят, кого они считают самым активным участником акции. И вдруг мне называют фамилию очень тихой незаметной девочки, которая никогда не была лидером в классе, и, по правде говоря, авторитетом не пользовалась. И с каким уважением эти дети рассказывали о том, что Аня первая отозвалась на призыв помочь детям. Глядя на нее ученики этого класса стали активнее принимать участие в сборе средств, и впоследствии именно этот класс стал организатором новой, «зимней акции» – «В Новый год – с Добрым сердцем» – сбор новогодних подарков для воспитанников детского дома в Тульской области.

Задача Совета ученического самоуправления, который, по моему глубокому убеждению, должен находиться под контролем воспитателя (учителя), конечно, заключается не только в своевременном информировании ребят о проведении каких-либо мероприятий, но и побуждении детей к проявлению творческой инициативы.

Присутствуя на собраниях Ученического Совета школы или отдельных классов можно услышать различные предложения по проведению досуга школьников, часто далеко не отвечающие задачам обучения и воспитания. В таких случаях важно, чтобы взрослый направил инициативу детей в правильное, конструктивное русло. Часто ребята просто не знают, в силу отсутствия опыта, а может быть и отсутствия примеров со стороны взрослых, как можно сделать то или иное доброе дело.

Еще один пример из практики.

Осенняя ярмарка «Золотая осень», одно из самых любимых мероприятий детей и родителей начальной школы. Выручка от продажи поступает в фонд класса. Каждый класс должен сам решить, куда потратить деньги – на экскурсии, на подарки, на кино... На заседании Совета вопрос обсуждают. И старшие дети предлагают часть средств перечислить в благотворительные фонды – детям-сиротам или инвалидам, или старикам…. А разве можно?- спрашивают малыши. Конечно, можно! И вот наши дети на классных собраниях принимают решение – деньги – детям из детских домов! А на Совете приняли решение – в следующем году объявить ярмарку Благотворительной!

Рассмотрим еще один пример, который стал результатом сопровождения инициативы учащихся.

На заседании Совета ученики 9 класса выступили с предложением провести концерт одной из учениц школы. Да, мы знали, что девочка хорошо поет, выступает на школьных и окружных мероприятиях, но индивидуальный концерт! Такого у нас еще не было. И ребята сами написали план проведения концерта, сделали пригласительные, организовали родителей, подготовили презентацию, продумали все, вплоть до букетов. Концерт прошел на высоком уровне.

Это был яркий пример самостоятельного коллективного дела

Завершая представление опыта добровольческой деятельности нашего ученического самоуправления, я еще раз хочу подчеркнуть, что очень важно дать возможность каждому ребенку проявить себя, внимательней присмотреться к нему, не упустить время доброты!

Всего и надо что вглядеться – Боже мой!
Всего и надо, что внимательно вглядеться,
И не уйти, и никуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.
Всего и надо, что вчитаться – Боже мой!
Всего и надо, что помедлить над строкою.
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.

Мне жаль неузнанной до времени строки,
Но все ж строка – она со временем прочтется,
И перечтется много раз и ей зачтется,
И все, что было в ней останется при ней.
Но вот глаза – они уходят невзначай.
Как некий мир, который так и не открыли, 
Как некий Рим, который так и не отрыли,
И не отрыть уже, и в этом вся печаль.
Ю. Левитанский



















Список литературы:

  1. Аристотель. Сочинения в 4 томах. М.: 1964. Т.1, 395 с.

  2. Гегель Г. Работы разных лет. М.: Мысль, 1973. 271с.

  3. Роллан Р. Собрание сочинений в 9 томах. М.: Библиотека Огонек, 1974г. Т.7,179с.

Электронные ресурсы:

Юрий Левитанский. Всего и надо, что вглядеться, — боже мой... (Электронный ресурс)URL: http://levitansky.ru/?r=2&m=3&s=244

http://www.zitata.com/rolland.shtml

http://filosofia.ru/

http://www.sbornet.ru/publics/show-7.htm

http://www.mosportal.ru/15/3/dobrovoltchestvo-june-2013_site.pdf

http://www.pravgos.ru

http://www.newparlament.ru/docs/view/21











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!