СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Добру откроются сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я представляю методическую разработку открытого классного часа на тему "Добру откроются сердца", предназначенную для 7-8 классов по духовно-нравственному воспитанию подростков. Приемы, методы, используемые при проведении классного часа или внеклассного мероприятия способсвуют достижению поставленных цели и задач. Я включила в разработку современные воспитательные технологии, целесообразна выбранная форма мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«"Добру откроются сердца"»


ГУ «Степная основная школа»

отдела образования акимата Карасуского района






Открытый классный час

на тему «Добру откроются сердца»


Подготовила и провела: классный руководитель 7 и 8 класса

Даулбаева С.Б.













2018 год

Цель: Формирование у обучающихся нравственных понятий «Доброта», «Доброе сердце».

Задачи:

1.Способствовать формированию гражданской позиции подростков в сложных жизненных ситуациях нравственного выбора;

2.Воспитывать стремление совершать добрые дела и поступки.

3.Развитие критического мышления подростков, умения рассуждать, высказывать свою точку зрения.

4.Развитие навыков самооценочной деятельности, способствовать развитию духовно-нравственных качеств классного коллектива.

5.Развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.

Форма: Урок нравственности.

Методы: словесные, наглядные, обобщающие.

Технологии: ИКТ, технология критического мышления, лидерство.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал (карточки с высказываниями известных людей, качества доброго человека, ситуации, пословицы), эмблема «Солнышко», музыкальная композиция «Дорогою добра», стул, стикеры для пожеланий, клей, ножницы, лист бумаги для «Дом, сад, цветы».

(Выводится на интерактивную доску презентация, на 1 слайде эпиграф «Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» Марк Твен)

Организационный момент.

Приветствие: Добрый день, ребята, уважаемые гости!

Психологический настрой: Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистый взгляд! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь! Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко. 
(на стенде крепится изображение солнца). 

Вступительное слово учителя: Наша школа, наш класс – это своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Зеркало нашего настроения – лицо. Лицо доброго, умного, воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка.
Ребята, работая в парах, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт сегодня речь, посмотрев на пословицу, являющуюся эпиграфом к нашему классному часу (1 слайд). Итак, вы догадались? Правильно. Сегодня наша беседа пойдет о доброте и о добрых поступках. И тема – призыв нашего классного часа: «Не жалейте сердца… Добру откроются сердца" (2 слайд).

Учитель: Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти веч­ные вопросы. Давайте и мы поразмышляем сегодня вместе на эту тему.

Упражнение «Ассоциация» вам предлагается продолжить фразу: «Доброта — это...» (3 и 4 слайды). Напишите или выразите в рисунке, что, по-вашему, означает слово «Доброта» (листы ребятам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «Доброта?»
Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Учитель обобщает ответы учащихся. Ребята, подумайте, проанализируйте и ответьте, совершали ли вы в своей жизни добрые поступки. Если да, то какие? По окончанию нашего классного часа я надеюсь, что ваше понимание понятия «доброта» еще более расширится и углубится.
Вот как трактуется понятие «Доброта» в словаре С.И.Ожегова:

“Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. (5 слайд).

Добром считаются отношения доверия (6 слайд),

справедливости (7 слайд),

милосердия (8 слайд),

любви (9 слайд).

Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться (10 слайд) и сострадать (11 слайд), сочувствовать, сопереживать (12 слайд), от­кликаться на чувства других и держать свою душу открытой (13 и 14 слайды). Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь дру­гому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бес­корыстно, по велению сердца. Доброе дело - это то, что дарит радость другому человеку.

Ученица Смагула Н. читает стихотворение М. Шехтер:

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово —

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Учитель: Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся.

Ребята, а вы знаете, что в мире празднуется день спонтанного проявления доброты?

Этот праздник следует отмечать «всем миром» 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно.

13 ноября в 1998 году в Токио состоялась первая конференция Всемирного движения за доброту. В этом мероприятии приняли участие Япония, Австралия, Великобритания, США, Канада, Сингапур и Таиланд. Они-то и решили, что праздник будет отмечаться 17 февраля. Позднее к движению присоединились многие европейские страны.

Что такое доброта? Стихотворение читает учащийся Сайкенов Х-М.

Что такое добро? Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.

Дарите только теплоту:

Ребенку, женщине и другу,

И отодвиньте пустоту.

Жизнь все вернет сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и радость к вам вернется,

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья-то радость отзовется.

Учитель: Вот вы послушали стихотворение. Как вы думаете, чему учит оно? Да, доброте. Каждый ваш хороший поступок - это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело
Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, 
А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле.

Работа в парах. Вам розданы карточки, которые содержат качества, определяющие доброту, работая в парах, приведите в соответствие с тем, как называют человека, обладающего данными качествами. Время на выполнение задания: 2 минуты.
- Добродетельный (высоконравственный); 
- Добродушный (незлобный, мягкий по характеру); 
- Доброжелательный (желающий добра другому); 
- Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением); 
- Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый) 
- Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)

А что включают в себя понятия «Добро, доброта»?

Какие качества человека связаны с добротой?

Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам разгадать кроссворд (кроссворд на доске, вывод по щелчку) (15 слайд)

1. Всем на свете помнить нужно: невозможна жизнь без … (дружбы)

2. Качество, готовность человека прийти на помощь, отозваться на чужие нужды (отзывчивость)

3. Приходит к людям вновь и вновь чувство с именем (любовь)

4. Не откроешь в сердце двери, если ключ вам не (доверят - доверие)

5. У людей складываются хорошие отношения, если между ними есть (понимание)

6. Внутри нас есть красота, и ей имя – (теплота)

7. Вполне посильное старание – уделять другим (внимание)

Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно. (16 слайд)


Учитель: А теперь я предлагаю для каждой пары ситуации из жизни, они лежат у вас на партах, прочитайте их и обсудите в течение 3 минут. Затем ответьте мне на вопросы.

Ситуация №1. Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

- Куда тебе ехать, бабушка? –спросил её парень.

- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.

- Садись уж, раз едешь.

- Спасибо, милок.

- И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.

Вопрос: Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Учитель: Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?

Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

- Ребята, а сейчас давайте проведем физкультминутку: «Топаем-хлопаем» (17 слайд).

(если хорошее дело – хлопок  в  ладоши, а если  плохое – топаем)

Говорить правду, лгать, бороться за свободу, угонять в рабство, воровать, заботиться о близких, дать списать домашнее задание, скрыть плохую отметку, объяснить решение задачи другу, покормить бездомную собаку.

Учитель: Продолжим разбирать ситуации.

Ситуация№ 2. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, подскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: «Что ж Вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

Вопрос: Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Вопрос: Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Учитель: О доброте говорили всегда и, прежде всего, великие писатели. У каждой пары на парте лежит листок с высказываниями известных людей. Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя, и объясните свой выбор.

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный стул» (на него приглашаются все по очереди. Как только человек садится на этот стул, «высвечиваются» все его достоинства, дети по очереди говорят то, что видят их глаза. Ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато ее положительное становится явным. 
(дети по очереди говорят по одному комплименту сидящему на стуле)
- Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты? 
- Трудно ли говорить добрые слова или приятно? 
- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
-Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. 
- Кого же мы называем добрым человеком?
- У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. 
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Когда вы стеснялись – когда говорили или когда слушали комплименты? 

Учитель: Ребята, кто для нас Самый близкий и добрый человек? Верно, мама, она заботится о нас с самого раннего детства. Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло. Есть такая пословица: при солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. Мам порой обижают своими поступками и грубыми словами. 

Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”. 


Обидное слово, обидное слово! 
Как больно ударить умеет оно! 
Змеёй ядовитой ужалить готово, 
Ужалит – и станет на сердце темно. 
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен, 
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен, 
Хотя миновала уж ссоры гроза, 
Молчат и не смотрят друг другу в глаза. 
Послушай совета, мой милый ребёнок, 
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок, 
Хорошее только старайся творить 
И слов унизительных не говорить. 

Послушайте, пожалуйста, болгарскую притчу «Непослушные дети» (18 слайд).
Пришла мать с колодца с большими ведрами на коромысле. Она насквозь промокла, и с ее одежды стекала вода. Поставив ведра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь, и сказала:

- Дети, подвиньтесь немножко, чтобы и я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!

Четверо детей, устроившись у очага, грели босые ноги и протянутые вперед покрасневшие руки. Первый сын обернулся и сказал:

- Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.

Второй сказал:

- А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!

- Я, мамочка, так удобно пристроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется, – лениво добавила девочка. А четвертый, самый маленький, громко крикнул:

- Кто ходит под дождем, пускай мерзнет, как мокрая курица!

Согревшиеся дети засмеялись звонко и весело, а простуженная мать грустно покачала головой. Не говоря ни слова, она пошла в кухню месить хлеб детям. Пока она месила, ее мокрая рубашка прилипла к спине и зубы начали стучать от холода. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в нее караваи, подождала, пока они испекутся, положила на полку и сверху накрыла своим тулупом. Потом легла под одеяло, задула лампу. Ее дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не могла сомкнуть глаз, потому что у нее болела голова и ее сильно знобило.

Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. С больной матерью остался младший сын.

Медленно тянулся день. Мать не смогла подняться с кровати. Ее губы потрескались от жара. После полудня трое детей вернулись из школы, хлопнули дверью.

- Ах, мама, ты все еще лежишь и ничего нам не сварила! – укорила ее девочка.

- Милые дети, – отвечала мать слабым голосом, – я очень больна. Мои губы потрескались от жажды. Утром вы вылили из ведер всю воду до последней капли. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу! Тогда отозвался первый сын:

- Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.

- Ты забыла, что у меня шапка дырявая, – добавил второй.

- Какая ты смешная, мама! – сказала девочка.- Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать домашнее задание?

Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули, потом пошарили по полкам, отрезали себе по ломтю хлеба и незаметно ускользнули на улицу играть. Остался только младший сын, потому что ему нечего было обуть. Он начал рисовать пальцем человечков на запотевшем окне. Больная мать приподнялась, посмотрела на улицу в распахнутую дверь и сказала:

- Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья! Улетела бы я от таких плохих детей!

И мигом совершилось чудо: больная женщина превратилась в кукушку. Младший сын, увидев, что мать его стала птицей и машет крыльями, выбежал на улицу в одних чулках и закричал:

- Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет улететь от нас!

Дети бросились бежать, но когда они приблизились к дому, их мать уже вылетала в открытую дверь.

- Куда ты, мама? – спросили дети в один голос.

- Улетаю я от вас, не хочу жить с вами! Вы – плохие дети.

Мамочка, – запищали все четверо, – вернись домой, мы сразу принесем тебе воды.

-Поздно, детки. Я уже не человек – вы же видите, я птица. Не могу я вернуться. Я буду пить воду из прозрачных ручьев и горных озер. И она полетела над землей.

С плачем бросились дети за ней. Девять дней они бежали следом за кукушкой по нивам, оврагам и колючим кустам, падая, охрипнув от крика. Ночью кукушка устало куковала на каком-нибудь дереве, а дети ютились у его ствола. На десятый день птица взмахнула крыльями над густым лесом и пропала. Вернулись дети в свое родное село, но дом показался им совсем пустым, потому, что не было в нем их матери. А кукушка больше не вьет гнезд и не высиживает птенцов. По сей день она скитается по свету, одиноко кукует и несет яйца в чужие гнезда.

Учитель: Ребята, в чем заключается поучительный характер притчи? Вместе делают вывод о том, что Доброта живет в том доме, где царят любовь, взаимопонимание, благодарность, забота друг о друге, покой. Очень плохо, если дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. 


А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.

У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.

Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания.

Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске.

Добрыми делами славен человек.

Злой не верит, что есть добрый.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Добрые умирают, да дела их живут.

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.


Вам предлагается набор различных слов на листочках.

Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом.

аккуратный

доброжелательный

вежливый

грубый

неучтивый

умеет прощать обиды

чуткий

отзывчивый

помогает в беде

часто ссорится

вспыльчивый

скромный

общительный

ласковый

веселый

счастливый

наглый

внимательный

жадный

крикливый

Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите свой цветок, напишите на нём доброе пожелание.

Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

Помните: (19 слайд)

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

- Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?

- В сердце!

- Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!

- Рефлексия, подведение итогов.

- Ребята, давайте встанем в Круг, которому дадим название «От сердца к сердцу» (20 слайд). Учитель передает одному из ребят клубок ниток, оставляя конец у себя, он завершает предложение и следующий ловит клубок, и, намотав кусочек нитки на палец, кидает его другому участнику и т.д. 

• Мне понравилось на классном часе, что… 
• Я узнала… 
• Мне запомнилось больше всего… 
• Я поняла… 
• Теперь я буду… 
• Я больше не буду… 
• Я желаю себе и другим… 

- И в завершении классного часа я хочу вам всем сказать:

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе

Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
(Эдуард Асадов 21 слайд)

  —Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нем. Живите так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. Дарите друг другу улыбки. Идите дорогою добра!!!

Звучит Фонограмма песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова)

Спасибо за внимание! До свидания! (22 слайд)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!