12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
«Добрые сердца»
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
для обучающихся 5-х классов
Обсуждено на заседании методического объединения протокол № _________ от _________________ руководитель м/о ____ ________ Т.В.Майорова. | Составитель: Елистратова Н.С., учитель географии МБОУ «СОШ № 65» |
Утверждено педагогическим советом протокол № ______________ от ______________________ директор школы _________ _________Л.А. Пятибратова Кемерово, 2016 | |
Содержание
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………..3-4
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………………………………………………………………………5
Раздел 3. Тематическое планирование……………………………………………………….6
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Добрые сердца»предназначена для обучающихся 5-ых классовклассов. Программа рассчитана всего на 34 часа.
Форма организации внеурочной деятельности «Добрые сердца» - кружок.
Программа «Добрые сердца» рассчитана на учащихся пятого класса, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи ветеранам Вов и труда, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
• коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
• самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
• организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
• конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Внеурочная деятельность «Мы - волонтёры» рассчитана на один учебный год.
Личностные результаты освоения программы «Добрые сердца»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Добрые сердца» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Содержание курса | Форма организации занятий | Количество часов | Форма организации деятельности учащихся | Виды деятельности |
Тема | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений | Аудиторная | 1 | Групповая | проблемно-ценностное общение; |
Тема | Составление плана работы на год. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерской команды: | Аудиторная | 9 | Групповая,коллективная | Познавательная социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) |
3 | Оказание моральной помощи детям сиротам, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, адресной помощи пожилым людям, инвалидам, ветеранам: | Внеаудиторная | 11 | Групповая, индивидуальная коллективная | социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; |
4 | Экологическая защита, помощь животным природным заказникам и заповедникам; | Внеаудиторная | 6 | Групповая коллективная | художественное творчество; трудовая (производственная) деятельность; |
5 | Мероприятия ЗОЖ | Внеаудиторная, Аудиторная | 8 | Групповая коллективная | проблемно-ценностное общение; |
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п | Темы курса | Количество часов |
1 | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений | 1 |
2 | Составление плана работы на год | 1 |
3 | Что такое волонтёрство?(теория) | 1 |
4 | Что такое волонтёрство?(практика) | 1 |
5 | История возникновения волонтерства. | 1 |
6 | Область деятельности волонтерства | 1 |
7 | Виды волонтерства | 1 |
8 | Деятельность волонтеров в России и за рубежом | 1 |
9 | Кодекс волонтера | 1 |
10 | Книга волонтера | 1 |
11 | Просветительский рейд «Телефон доверия» | 1 |
12 | Участие в благотворительной акции «Сюрприз под новый год» | 1 |
13 | Участие в акции «Безопасный новый год! | 1 |
14 | Участие в акции «Безопасный новый год!» | 1 |
15 | Поздравительная акция « Открытка ветерану» | 1 |
16 | Поздравительная акция « Открытка ветерану» | 1 |
17 | Участие в акции «Подарок ветерану» | 1 |
18 | Участие в акции «Подарок ветерану» | 1 |
19 | Участие в акции «Ветеран живет рядом» | 1 |
20 | Участие в акции «Ветеран живет рядом» | 1 |
21 | Участие в акции «Я помню, я горжусь» | 1 |
22 | Участие в экологической операции « Кормушка» | 1 |
23 | Участие в благотворительной акции « Ищу дом» | 1 |
24 | Участие в акции по сбору макулатуры « Листок» | 1 |
25 | Участие в конкурсе листовок «Сохрани лес живым» | 1 |
26 | Участие в экологической акции «В помощь пернатым друзьям» | 1 |
27 | Субботник «Чистота - залог здоровья» | 1 |
28 | Разработка буклета ЗОЖ «Быстрее, выше, сильнее» | 1 |
29 | Разработка буклета ЗОЖ «Быстрее, выше, сильнее» | 1 |
30 | Участие в акции «Конфета за сигарету» | 1 |
31 | Участие акции в «Чистые руки» | 1 |
32 | Участие в акции «Откажись от пива» | 1 |
33 | Участие в операции «Осторожно – гололед!» | 1 |
34 | Создание социальной рекламы « Твоё здоровье в твоих руках» | 1 |
35 | Участие в акции « Дыши легко и живи свободно» Флэш – моб «Здоровая семья – здоровая Россия» | 1 |