Добрый праздник среди зимы.
Цель урока: знакомство с творчеством русского композитора П.И. Чайковского, творчество которого является вершиной мировой музыкальной культуры.
Задачи урока:
1.Личностные:
формирование чувства прекрасного, благодаря знакомству с отечественной музыкальной культурой, потребности в творческом самовыражении.
2.Метапредметные
Регулятивные: формирование оценочной самостоятельности:
-прогнозирование- предвосхищение результата;
-контроль - сравнение способа действия и его результата с эталоном;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия и его результат;
- оценка – результатов работы.
Познавательные: формирование знаний о творчестве русского композитора П. И. Чайковского.
Коммуникативные: формировать умение слышать, слушать и понимать партнёра;
продуктивное сотрудничество в группе;
умение выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения произведения (пение)
3.Предметные: ввести детей в мир балета, музыки Чайковского привить навыки вокально-хоровой деятельности.
Ход урока.
«Здравствуйте!
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!»
Сегодня несколько необычный урок – у нас гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их.
СЛАЙД 2
Игра «Доскажи словечко»
Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?... Новый год
Вся в огнях большая елка,
Вверх летят петарды звонко.
Снег на улице идет. Наступает... (Новый год)
За окном снежинок стая,
Тоже водит хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
Мы встречаем…(Новый год).
СЛАЙД 3
У: Правильно. Новый год празднуют все: и звери, и птицы, и насекомые, и конечно люди. То есть все, кто живет на нашей прекрасной планете Земля. Ведь в новогоднюю ночь и происходят различные чудеса. Но мы с вами знаем, что есть один зверь, который зимой спит и не встречает новый год.
Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь) |
А почему медведь спит зимой? Давайте вспомним (исполнение песни «Почему медведь зимою спит» СЛАЙД 4
Как мы с вами знаем, в новогоднюю ночь происходят различные чудеса, сбываются желания. Закройте глаза и загадайте свое желание.
СЛАЙД 5
(Звучит Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)
О зиме написано много прекрасных книг. (Выставка книг о природе и сказка Гофмана «Щелкунчик»)
СЛАЙД 6
С миром чудес мы сегодня встретимся в балете великого русского композитора П. И. Чайковского «Щелкунчик», написанным по сказке немецкого писателя Т. Гофмана. Па-де-де из этого балета прозвучало сейчас.
Впервые этот балет был исполнен на сцене Мариинского театра 125 лет назад в 1892 году в новогодние праздники.
СЛАЙД 7
А что же такое балет? В словаре Ожегова дано следующее определение: 1. Искусство сценического танца. Классический балет.
2. Театральное представление - танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. Балет на льду (на коньках).
3. Артисты, участвующие в таком представлении.
СЛАЙД 8
Посмотрите, здесь изображены фрагменты из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Итак, сказка начинается…
СЛАЙД 9 - 13
На новогоднем празднике девочке Мари подарили куклу-Щелкунчика, с помощью которой раскалывают орехи.
Ночью оживший Щелкунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным Королем и его армией.
В трудную минуту Мари спасает Щелкунчика.
Любовь девочки превращает его в прекрасного принца, и они вместе отправляются в страну сказок. А вы готовы посетить театр? Окунуться в атмосферу чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Готовы?
СЛАЙД 14
Звучит «Марш» детей у новогодней елки.
У: Какая по настроению, характеру была музыка, которая сейчас прозвучала?
Д: Бодрая, весёлая, энергичная.
У: Как вы думаете, что можно делать под эту музыку?
Д: Маршировать.
У: Правильно. Кто может маршировать на новогоднем празднике?
Д: Дети.
У: Верно. Это маршируют дети вокруг праздничной ёлки. Но это не простой марш, так как этот марш звучит в балете. А балет – это спектакль, в котором все герои…
Д: Танцуют.
У: Значит и марш будет…
Д: Танцевальный.
У: Как мы с вами будем его танцевать?
Д: На носочках.
У: Скажите, пожалуйста, а какой инструмент чаще всего сопровождает марши?
Д: Барабан.
У: Сейчас мы вместе придумаем ритмическое сопровождение к музыке П. И. Чайковского и исполним его на барабане - это наши с вами ладошки – и будем аккомпанировать вместе. (СЛАЙД 15) дети хлопают вместе с учителем)
У: Молодцы. Это звучал Марш. (Наряжаем новогоднюю елку шаром МАРШ)
В балете может быть не только маршевая музыка, а какая ещё - мы сейчас с вами посмотрим и послушаем еще один отрывок из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. СЛАЙД 16
У: Ребята, музыка, которая сейчас прозвучала, была такая же бодрая и веселая?
Д: Нет.
У: А какая?
Д: Плавная, спокойная, певучая, как будто кто-то кружится.
У: А кто или что может зимой кружиться?
Д: Снег, снежинки.
У: Конечно. А когда снежинки кружатся – это они маршируют?
Д: Нет, танцуют.
У: Правильно. Это Танец. (Наряжаем новогоднюю елку шаром ТАНЕЦ)
А отрывок, который мы слышали называется "Вальс снежных хлопьев"
Молодцы. В нашей сказке, как и во всех, побеждает Добро.
Как гимн добру, радости, любви, свету звучит музыка танца «Вальс цветов».
Представьте себя в роли дирижеров симфонического оркестра. Продирижируйте, как на настоящем балетном спектакле.
СЛАЙД 17
Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. (Свободное дирижирование).
У: Красивая прозвучала музыка?
Д: Да.
У: Какая она была по настроению, характеру?
Д: Светлая, яркая, торжествующая, красивая, добрая.
У: Конечно, ведь любовь, красота и добро всегда побеждают в сказке.
А как одним словом называют музыкантов, которые все вместе на разных инструментах исполнили эту красивую музыку?
Д: Оркестр. (Наряжаем новогоднюю елку шаром ОРКЕСТР)
У: Правильно. А кто управляет оркестром, кто помогает ему исполнять музыку?
Д: Дирижёр. (Наряжаем новогоднюю елку шаром ДИРИЖЕР)
Молодцы.
Вот мы с вами и побывали на спектакле. Посмотрели новогоднюю сказку. Вам понравилось?
Д: Да.
У: На каком музыкальном спектакле мы сегодня с вами побывали?
Д: На балете «Щелкунчик». СЛАЙД 18
У: А кто его написал?
Д: Великий русский композитор П. И. Чайковский.
У: А исполнил нам его…
Д: Оркестр!
У: Управлял им…
Д: Дирижёр!
У: Молодцы. Все вы работали очень хорошо. Урок наш был посвящён подготовке к одному из самых любимых праздников – Новому году. У нас получилась прекрасная елка.
Дома нарисуйте открытки, напишите поздравления близким людям, друзьям. Уважаемые гости с наступающим Вас Новым годом! СЛАЙД 19.
Спасибо за урок. До свидания!
МАРШ |
ТАНЕЦ |
ОРКЕСТР |
ДИРИЖЁР |
10