СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доказательства происхождения человека от животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных

Просмотр содержимого документа
«Доказательства происхождения человека от животных»

Тема:  Доказательства происхождения человека от животных Задачи: Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных;

Тема: Доказательства происхождения человека от животных

Задачи:

  • Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных;

Систематическое положение человека К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы. Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята. Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков . Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов. Позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Систематическое положение человека

К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы.

Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята.

Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков . Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов.

Позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Систематическое положение человека Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология, биохимия, палеонтология и другие науки позволяют определить систематическое положение и происхождение человека: тип Хордовые , подтип Позвоночные , класс Млекопитающие , подкласс Плацентарные , отряд Приматы , семейство Гоминиды (прямоходящие приматы), род Homo (человек), вид Homo sapiens (человек разумный).

Систематическое положение человека

Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология, биохимия, палеонтология и другие науки позволяют определить систематическое положение и происхождение человека:

тип Хордовые ,

подтип Позвоночные ,

класс Млекопитающие ,

подкласс Плацентарные ,

отряд Приматы ,

семейство Гоминиды (прямоходящие приматы),

род Homo (человек),

вид Homo sapiens (человек разумный).

Систематическое положение человека

Систематическое положение человека

Эмбриологические доказательства Выполняется биогенетический закон Ф.Мюллера и Э.Геккеля «Онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза».

Эмбриологические доказательства

Выполняется биогенетический закон Ф.Мюллера и Э.Геккеля «Онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза».

Данные сравнительной анатомии и физиологии Человек относится к подклассу Плацентарные — питание плода осуществляется через плаценту; имеет все характерные признаки отряда Приматы – стопохождение, пятипалые конечности с противопоставленным первым пальцем, ногти вместо когтей, большие размеры головного мозга, бинокулярное цветное зрение, два соска на груди. С группой высших узконосых обезьян — семейством Понгид , или Человекообразных обезьян его сближают следующие признаки: одна пара молочных желез; ногти и папиллярный рисунок на пальцах и ладонях.

Данные сравнительной анатомии и физиологии

Человек относится к подклассу Плацентарные — питание плода осуществляется через плаценту; имеет все характерные признаки отряда Приматы – стопохождение, пятипалые конечности с противопоставленным первым пальцем, ногти вместо когтей, большие размеры головного мозга, бинокулярное цветное зрение, два соска на груди.

С группой высших узконосых обезьян — семейством Понгид , или Человекообразных обезьян его сближают следующие признаки: одна пара молочных желез; ногти и папиллярный рисунок на пальцах и ладонях.

Данные сравнительной анатомии и физиологии У понгид, как и у человека месячный менструальный цикл и беременность длительностью около 9 месяцев; антигены системы АВО человека и человекообразных обезьян сходны, группы крови А и В — у всех человекообразных обезьян, О — лишь у шимпанзе;

Данные сравнительной анатомии и физиологии

У понгид, как и у человека месячный менструальный цикл и беременность длительностью около 9 месяцев; антигены системы АВО человека и человекообразных обезьян сходны, группы крови А и В — у всех человекообразных обезьян, О — лишь у шимпанзе;

Данные сравнительной анатомии и физиологии В пользу симиальной гипотезы свидетельствуют рудиментарные органы – аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок на ушной раковине, сильно развитые ушные мышцы. Об этом же говорят и атавизмы – рождение ребенка с хвостом, сильный волосяной покров на теле, дополнительные соски.

Данные сравнительной анатомии и физиологии

В пользу симиальной гипотезы свидетельствуют рудиментарные органы – аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок на ушной раковине, сильно развитые ушные мышцы.

Об этом же говорят и атавизмы – рождение ребенка с хвостом, сильный волосяной покров на теле, дополнительные соски.

Данные сравнительной анатомии и физиологии Виктор и Гебриел Рамос Гомес на 98% покрыты густой шерстью. Это так называемый гипертрихоз. Звезды современного национального мексиканского цирка.

Данные сравнительной анатомии и физиологии

Виктор и Гебриел Рамос Гомес на 98% покрыты густой шерстью. Это так называемый гипертрихоз.

Звезды современного национального мексиканского цирка.

Данные молекулярной биологии У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом ; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе. Гомология ДНК человека и шимпанзе составляет 91-92%, человека и гиббона — 76%.

Данные молекулярной биологии

У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом ; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе.

Гомология ДНК человека и шимпанзе составляет 91-92%, человека и гиббона — 76%.

Данные молекулярной биологии Отсюда — сходство между строением генов и строением белков. Например, гемоглобин человека и шимпанзе не имеет отличий, а гемоглобин гориллы имеет два отличия в последовательности аминокислот.

Данные молекулярной биологии

Отсюда — сходство между строением генов и строением белков.

Например, гемоглобин человека и шимпанзе не имеет отличий, а гемоглобин гориллы имеет два отличия в последовательности аминокислот.

Антропогенез. Антропоморфозы В конце мезозойской эры, около 70 млн. лет назад некоторые насекомоядные млекопитающие перешли к жизни на деревьях, от них в начале кайнозойской эры произошли приматы . Первые приматы найдены в меловых и палеоценовых отложениях Северной Америки и Европы.  Жизнь на деревьях привела к появлению конечностей хватательного типа с длинными пальцами и развитию бинокулярного цветного зрения.

Антропогенез. Антропоморфозы

В конце мезозойской эры, около 70 млн. лет назад некоторые насекомоядные млекопитающие перешли к жизни на деревьях, от них в начале кайнозойской эры произошли приматы .

Первые приматы найдены в меловых и палеоценовых отложениях Северной Америки и Европы.

Жизнь на деревьях привела к появлению конечностей хватательного типа с длинными пальцами и развитию бинокулярного цветного зрения.

Антропогенез. Антропоморфозы В связи с прямохождением произошли изменения в опорно-двигательной системе – появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S -образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие.

Антропогенез. Антропоморфозы

В связи с прямохождением произошли изменения в опорно-двигательной системе – появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S -образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие.

Антропогенез. Антропоморфозы В связи с прямохождением произошли изменения в опорно-двигательной системе – появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S -образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие.

Антропогенез. Антропоморфозы

В связи с прямохождением произошли изменения в опорно-двигательной системе – появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S -образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие.

Антропогенез. Антропоморфозы В связи с речью произошли изменения в гортани, произошло развитие речевых центров в коре мозга, появился подбородочный выступ. Использование огня , тепловая обработка пищи изменили нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему, в результате стал более изящным лицевой отдел черепа, уменьшились зубы, исчезли гребни на черепе, стал более коротким кишечник.

Антропогенез. Антропоморфозы

В связи с речью произошли изменения в гортани, произошло развитие речевых центров в коре мозга, появился подбородочный выступ.

Использование огня , тепловая обработка пищи изменили нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему, в результате стал более изящным лицевой отдел черепа, уменьшились зубы, исчезли гребни на черепе, стал более коротким кишечник.

Антропогенез. Антропоморфозы Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см 3 (у гориллы до 650 см 3 ), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.

Антропогенез. Антропоморфозы

Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см 3 (у гориллы до 650 см 3 ), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.

Повторение Тест 1. Объяснял происхождение человека с позиций креационизма: К.Линней. Ж.Б.Ламарк. Ч.Дарвин. Ф.Энгельс. Тест 2. Поместил человека в группу приматов, но неверно объяснил движущие силы: Ч.Дарвин. Ж.Б.Ламарк. Ф.Энгельс. К. Линней. Тест 3. Поместил человека в группу приматов и привел убедительные доказательства в пользу родства человека и человекообразных обезьян: Ч.Дарвин. К.Линней. Ж.Б.Ламарк. Ф.Энгельс.

Повторение

Тест 1. Объяснял происхождение человека с позиций креационизма:

  • К.Линней.
  • Ж.Б.Ламарк.
  • Ч.Дарвин.
  • Ф.Энгельс.

Тест 2. Поместил человека в группу приматов, но неверно объяснил движущие силы:

  • Ч.Дарвин.
  • Ж.Б.Ламарк.
  • Ф.Энгельс.
  • К. Линней.

Тест 3. Поместил человека в группу приматов и привел убедительные доказательства в пользу родства человека и человекообразных обезьян:

  • Ч.Дарвин.
  • К.Линней.
  • Ж.Б.Ламарк.
  • Ф.Энгельс.
Повторение Тест 4. Раскрыл значение социальных факторов в эволюции человека: Ф.Энгельс. Ж.Б.Ламарк. Ч.Дарвин. К.Линней.  **Тест 5. Рудименты, доказывающие родство человека и млекопитающих животных: Рождение ребенка с хвостом. Копчик из 4—5 позвонков. Развитие сильного волосяного покрова на теле. Рождение ребенка с дополнительными парами сосков. Дарвинов бугорок на ушной раковине человека. Сильно развитые клыки.

Повторение

Тест 4. Раскрыл значение социальных факторов в эволюции человека:

  • Ф.Энгельс.
  • Ж.Б.Ламарк.
  • Ч.Дарвин.
  • К.Линней.

**Тест 5. Рудименты, доказывающие родство человека и млекопитающих животных:

  • Рождение ребенка с хвостом.
  • Копчик из 4—5 позвонков.
  • Развитие сильного волосяного покрова на теле.
  • Рождение ребенка с дополнительными парами сосков.
  • Дарвинов бугорок на ушной раковине человека.
  • Сильно развитые клыки.
Повторение **Тест 6. Атавизмы, доказывающие родство человека и млекопитающих животных: Рождение ребенка с хвостом. Копчик из 4—5 позвонков. Развитие сильного волосяного покрова на теле. Рождение ребенка с дополнительными парами сосков. Дарвинов бугорок на ушной раковине человека. Сильно развитые клыки.  Тест 7. Атавизмами называют: Явление редукции органов, утративших свое значение. Морфофизиологические преобразования, упрощающие организацию. Случаи возврата к признакам предков. Морфофизиологические преобразования, повышающие уровень организации.

Повторение

**Тест 6. Атавизмы, доказывающие родство человека и млекопитающих животных:

  • Рождение ребенка с хвостом.
  • Копчик из 4—5 позвонков.
  • Развитие сильного волосяного покрова на теле.
  • Рождение ребенка с дополнительными парами сосков.
  • Дарвинов бугорок на ушной раковине человека.
  • Сильно развитые клыки.

Тест 7. Атавизмами называют:

  • Явление редукции органов, утративших свое значение.
  • Морфофизиологические преобразования, упрощающие организацию.
  • Случаи возврата к признакам предков.
  • Морфофизиологические преобразования, повышающие уровень организации.
Повторение Тест 8. Рудиментами называют: Явление редукции органов, утративших свое значение. Морфофизиологические преобразования, упрощающие организацию. Случаи возврата к признакам предков. Морфофизиологические преобразования, повышающие уровень организации. **Тест 10. К человекообразным обезьянам относят: Гиббона. Орангутана. Шимпанзе. Гориллу. Мартышку.

Повторение

Тест 8. Рудиментами называют:

  • Явление редукции органов, утративших свое значение.
  • Морфофизиологические преобразования, упрощающие организацию.
  • Случаи возврата к признакам предков.
  • Морфофизиологические преобразования, повышающие уровень организации.

**Тест 10. К человекообразным обезьянам относят:

  • Гиббона.
  • Орангутана.
  • Шимпанзе.
  • Гориллу.
  • Мартышку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!