Тема: Доказательство и применение теоремы Виета Цели: Образовательные: учащиеся «откроют» зависимость между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения. Выведут формулы Виета, научаться применять теорему Виета для приведенных квадратных уравнений в различных ситуациях. На примере жизни Франсуа Виета увидят, что математика может быть увлечением. Узнают какие задачи решали древние математики Метапредметные: учащиеся учатся выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверке. Сопоставлять анализировать, обобщать и делать выводы, действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. В личностном направлении вырабатывают креативное мышление, находчивость, активность, умение понимать смысл поставленной задачи, работать в парах, оценивать себя и других. | Характеристика видов деятельности ученика и достижение результатов |
Ход урока | |
Организационный момент Урок начинается словами учителя: «Один талантливый венгерский математик сказал: «Научить кого-нибудь решать любую задачу или уравнение нельзя. Но научиться решать их можно». Пусть это будет эпиграфом к нашему уроку. | Акцент на внимание. Способствовать к эмоциональному восприятию |
Постановка цели урока | Понимать смысл поставленной задачи |
Домашнее задание | П 3.6; №514(а,б,д) №517 (а,б,д) №518 (а,б,д) |
Проверка домашнего задания и постановка проблемы Учитель: Дома вы решали уравнения. Они записаны на доске. Какие формулы вы использовали для решения этих уравнений? Ученик: х1= ; х2= ; Д=в2-4ас ах2+х+с=0 х2-15х+14=0 | х1=1; х2=14; | х2+5х-6 =0 | х1=-6; х2=1; | 9-2х2-3х=0 | х1=1,5; х2=-3; | 3х2-2х=4 | х1=; х2=; | 6х2-2=6х Д | Решений нет | Х2=-9х-20 | х1=-5; х2=-4; | | Учащиеся точно и грамотно выражают свои мысли с применением математической терминологии и символики |
Задание 1(работа в паре): Разбейте эти квадратные уравнения на две группы (по любым признакам). Учитель: В одну из групп вы выделили приведенные квадратные уравнения. Что это за уравнения? ах2+вх+с=0 а=1 х2+вх+с=0 Математики договорились второй коэффициент обозначать ρ, а свободный член – ƍ х2+ ρх+ ƍ=0 (на доске) | | Корни х1 и х2 | Сумма корней х1 + х2 | Произведение корней х1 * х2 | 1 | х2-15х+14=0 ρ=-15 ƍ=14 | х1=1 х2=14 | 15=- ρ | 14= ƍ | 2 | х2+5х-6 =0 ρ=-5 ƍ=-6 | х1=-6 х2=1 | -5=- ρ | -6= ƍ | 3 | х2+9х+20 =0 ρ=9 ƍ=20 | х1=4 х2=-5 | -9=- ρ | 20= ƍ | 4 | х2-14х+33 =0 ρ=-14 ƍ=33 | х1=11 х2=-3 | 14=- ρ | 33= ƍ | | | | х1 + х2=- ρ | х1 * х2= ƍ | Какое предположение можно сделать о зависимости между корнями каждого уравнения и его коэффициентами? Давайте проверим еще раз? х2-14х+33 =0 Д=196-132=64 х1= х2= х1=11 х2=3 х1+ х2=14= - ρ х1 * х2= 33=ƍ | Проводить классификацию по признакам, логически обосновывать, выстраивать аргументацию, извлекать необходимую информацию Восприятие нового материала Используют таблицы для обобщения и систематизации знаний Выдвигают гипотезу, понимают необходимость проверки фактов |
Исторический материал о Франсуа Виете рассказывает ученик (подача материала с использованием ИКТ презентации) | Учащиеся углубляют свои знания о ученых математиках |
Изучение нового материала Стр.130(учебника) Теорема Дано: х2+ ρ х+ ƍ=0 Доказать: х1+ х2=- ρ х1 * х2= ƍ Доказательство: х1= х2= Д= ρ2-4 ƍ х1+ х2= + = ==- ρ х1 * х2=- ()* ()=- = = =q | Проводят доказательные рассуждения о зависимости корней квадратного уравнения и его коэффициента |
Решение приведенных квадратных уравнений с помощью изученных формул: № 517 (б,г,е) Б) х2-11х+24=0 х1+ х2=11 х1* х2=24 х1=3; х2=8 Г) z2+12z+20=0 z1+z2=-12 z1*z2=20 z1 =-10; z2=-2 E) y2-17y+30=0 y1+ y2 =17 y1* y2 =30 y1=15; y2=2 Каким в этих уравнениях был свободный член? Какие при этом получились корни? Сделать вывод. № 518 (б,г,е) Б) u2-4u-5=0 u1+ u2=4 u1* u2=-5 u1=5; u2=-1 Г) y2+y-56=0 y1+ y2 =-1 y1* y2 =-56 y1=7; y2=-8 E) t2-t-42=0 t1+ t2 =1 t1* t2 =-42 t1=7; y2=-6 | Решают квадратные уравнения Понимать сущность алгоритмических предписаний |
Рефлексия (по карточкам). Попробуйте теперь самостоятельно применить изученные формулы пр решении уравнений x2+10x+9=0 х1=-1; х2=-9 x2+4x-21=0 х1=-7; х2=3 x2+6x-16=0 х1=-8; х2=2 x2+14x+45=0 х1=-9; х2=-5 Ответ с обратной стороны доски (самопроверка) Подвести итоги. | |
Занимательная минутка (Презентация ученицы) Решению квадратных уравнений много времени уделяли разные народности. Послушайте как это делали в Индии. Задача об обезьянах (в стихах) (х)2+12=х х2-х+12=0 /*64 х2-64х+12*64=0 х1+ х2=64 х1* х2=12*64 х1=48; х2=16 | |
Подведение итогов урока С какими уравнениями работали? Какая теорема позволяет быстро находить корни? О чем говорит эта теорема? | |