Выступление на педсовете 14.11.2022г.
Халилова Э.Р.
«Адаптация обучающихся 1 - А класса к школьной жизни»
Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:
1. Формирование адекватного поведения.
2. Установление контактов с учащимися, учителем.
3. Овладение навыками учебной деятельности.
Признаки успешной адаптации:
- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.
-Третий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
- Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
В 1 – А классе 16 человек. Из них 9 мальчиков и 7 девочек. 13 обучающихся - 2015 года, одна ученица 2016 года и двое – 2014 года рождения. 1 ребёнок – на повторном обучении (Гастратов С.), 1 обучающийся работает по программе инклюзивного обучения (Плахтий А).
Все обучающиеся воспитываются в полных семьях. Многодетных семей – 7. До поступления в школу 11 обучающихся посещали детский сад, 5 - воспитывались дома.
На начало обучения из 16 человек – 6 человек умели читать на достаточно хорошем уровне, из оставшихся 10 обучающихся – 6 человек знали буквы и уже пытались сливать слоги и 4 человека- либо совершенно не владели знанием алфавита, либо умели узнавать только несколько букв. На данный момент большие сложности в чтении испытывают 3 ученика (Кабанов О., Меметов А., Аметов И.), так как не знают все буквы и могут сливать слоги лишь с уже выученными ими буквами.
Есть дети с нарушением звукопроизношения - 7 учеников. Таким детям желательна помощь учителя- логопеда.
На уроках математики все умеют воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, моделировать разнообразные расположения объектов в пространстве по их описанию, сравнивать и считать числа в пределах 10, соотносить предмет и цифру. У 1 обучающегося (Меметов А.) наблюдается проблемы в познавательной сфере, он на данный момент не читает, знает только несколько печатных букв, плохо знает письменные буквы и допускает много ошибок при счёте. Кроме того, данный ребёнок имел много пропусков в 1 четверти по уважительной причине и большую часть школьного материала самостоятельно не усвоил.
В первые недели обучения в школе была выявлена группа детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса (Фонотова В., Гараева С., Байзакова Р., Цебенко К. Рыськова В., Юрьева А. Чернолуцкий Р., Османов И., Алексашкин К.) – 7 обучающихся. У этих детей - высокий уровень адаптации.
В классе есть дети, которые осторожничают, присматриваются. Они не проявляют высокую активность, хотя правильно отвечают на вопросы, могут отвлекаться во время урока, немного не усидчивы, но при этом справляются с учебными заданиями на достаточно среднем уровне и стараются осознанно воспринимать новый материал. Такие дети имеют средний уровень адаптации – 4 человека (Иванишин И., Панина В., Аметов И., Гастратов С.).
В состав класса входят и дети, которые тяжело адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто нуждаются в помощи учителя и имеют пробелы в изучении отдельных предметов. У них – ниже среднего уровня адаптации – 2 человека (Кабанов О, Плахтий А.). И 1 обучающийся (Меметов А.) – на данный момент имеет низкий уровень адаптации.
За прошедшие месяцы обучения дети стали приобщаться к труду, к требованиям школы, классного руководителя. На уроках практически все ведут себя хорошо, стараются внимательно слушать, сдержаны, усидчивы.
Все обучающиеся класса вовлечены во внеурочную деятельность в соответствии с интересами детей и их родителей. Есть дети, которые посещают дополнительное образование, кружки, занятия вне школы. Многие любят посещать библиотеку, берут книги для чтения, даже те, кто ещё не умеет читать.
Семьи благополучные и дети имеют всё необходимое для обучения. Со всеми родителями установлен тесный контакт. Родители отзывчивы, положительно реагируют на рекомендации классного руководителя, прислушиваются к советам, интересуются жизнью ребенка в школе, спрашивают совета. Все родители оказывают помощь и поддержку своему ребенку в период адаптации к школьной жизни. Значимым моментом адаптационного периода являются родительские собрания. В первой четверти было проведено 2 классных родительских собраний. На каждом собрании стараюсь прояснять ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомить с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывать о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.
Таким образом, процесс адаптации детей идет успешно. Класс работоспособный, дружный, организованный. Обучающиеся общительны, легко идут на контакт с учителем, умеют помогать друг другу, проявляют доброжелательность, владеют навыками самообслуживания.
На основании вышеизложенного:
Продолжить работу по созданию доброжелательной атмосферы в классе и обеспечению эмоционального комфорта.
Продолжить работу по формированию социальной и общекультурной компетенций обучающихся.
В процессе обучения помогать детям в успешной адаптации посредством создания игровых проблемных ситуаций, работы в группах, проведения мероприятий.
Продолжать привлекать к работе по адаптации и в обучении первоклассников педагога-психолога и школьного библиотекаря.
Продолжить информировать родителей о достижениях детей в обучении, консультировать и совместно работать по оказанию помощи и поддержки детям в период адаптации.