СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Адаптация первоклассников к обучению в школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе рассказывается о адаптации первоклассников и их достижениях за первую четверть.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Адаптация первоклассников к обучению в школе".»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа р. п. Чаадаевка

имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова






Доклад

«Адаптация первоклассников

к обучению в школе».




Учитель начальных классов:

Горелова Анна Александровна














2018 – 2019 учебный год


Доклад по теме «Адаптация первоклассников к обучению в школе»

докладчик: Горелова А.А. учитель начальных классов

2018-2019 учебный год

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением (а таких ребят в классе много), связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель должен строить свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Ему необходимо быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить отношения со сверстниками.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке провожу динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.

В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Для сохранения здоровья введён курс внеурочной деятельности «Здоровейка», где я знакомлю ребят с правилами гигиены, устройством своего организма и рассказываю о том, как сохранить своё здоровье. Так же на занятиях кружка провожу подвижные игры и тренинги общения.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования, главной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей ядра образования. Обучение ориентировано на развитие учащихся, учёт их способностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В соответствии с новыми ФГОС период адаптации к школе первоклассников обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив.

С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.

В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.

В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональной поддержке ребенка;

- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).

- проработке правил для учащихся.

В сентябре провела родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.

Сегодня можно подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. Необходимо ответить на вопрос: успешно ли прошёл этап адаптации учащихся 1-х классов?

В первый класс МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова поступило 24 учащихся. Из них 11 девочек и 13 мальчиков. Все дети, за исключением Дмитриевой А., Исляевой Э., Морозова Е. и Асадова Д. посещали д/сад. В ШРР (школу раннего развития) не ходил Морозов Е.

В классе:

  • 6 многодетных семей – Исляевой Эвелины, Нечаевой Яны, Палванова Алишера, Палванова Шерали, Полвоновой Азизы, Полвонова Шерзода, Федина Максима, Морозова Евгения.

  • 2 неполных семьи – это семьи ученика Осадова Давида (мама умерла), Нам Артем (родители в разводе).

  • 1 опекаемая семья - Осадова Давида.

Анализ результатов медицинского обследования учащихся класса позволяет выделить:

Нарушение осанки не наблюдается у учащихся, зрение у всех 100%, 2 детей наблюдаются у невропатолога.

Все обучающиеся класса обеспечены необходимыми школьными принадлежностями. Большинство учащихся показывают высокий уровень готовности к обучению. Это свидетельствует о том, что многие учащиеся обладают высоким уровнем готовности к школьному обучению и в ходе дальнейшего обучения способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью взрослого. Большинство учеников владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу.

Дети подвижны, шумны. Поэтому свою работу я проводила на сплочение первоклассников, привитие интереса к учёбе, желание идти в школу, кроме этого, необходимо было познакомить и приучить ребят к правилам поведения в школе.    

Так как в 1 классе безоценочная система обучения, я попробую вам охарактеризовать словами успехи детей. Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести: Мамедову Карину, Нечаеву Яну, Кададова Кирилла, Сенжапова Амина, Дмитриеву Арину, Морозова Евгения, Курбанбаеву Махлиё. Также в классе есть такие ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным материалом. Эту группу составляют следующие ученики: Абдрахманова Сабина, Горелова Елизавета, Кижеватов Сергей, Каргин Сергей, Палванов Алишер, Полвонов Шерзод, Потихенская Елизавета, Чуканова Самира, Юдина Ульяна, Федин Максим. Доронин Артём, Антоненко Владислав, Нам Артём, Палванов Шерали, Полвонова Азиза, Осадов Давид не усидчивы, не очень внимательны, часто отвлекаются на уроках.

Анализ первичной диагностики на начало учебного года, по готовности детей к обучению в школе следующий:

- четыре ученика знают алфавит, умеют читать бегло, знают цифры и счёт до 10.

- трое ребят читают по слогам, знают алфавит, цифры и счёт до 10.

- четверо ребят знают алфавит и цифры, могут прочитать знакомые слова по слогам.

- остальные 13 учащихся помнят некоторые буквы и с ошибками считают до 10.

На конец ноября умеют читать по слогам 15 учащиеся, но слабо читают 3 и 6 детей знают некоторые буквы алфавита. Счёт до 10 и обратно освоили все ребята, но ещё не все решают примеры без ошибок. Умеют составить задачу и решить её 7 ребят. Справляются с заданиями самостоятельно – 7 учащихся, с небольшой помощью учителя – 5 учащихся, с повторным объяснением и помощью учителя – 9. Не всегда справляются или совсем не справляются – 3 учащихся.

Трудно даётся учёба следующим ребятам: Палванов А., Полвонова А., Палванов Ш., Исляева Э., Чуканова С., Антоненко В. и Асадов Д.

На уроках не внимательны, часто отвлекаются 5 учащихся. По этой причине не слышат заданий и не знают, что и как нужно выполнять. Это следующие учащиеся: Палванов А., Полвонова А., Палванов Ш., Антоненко В. и Асадов Д. Данным ребятам необходимо вырабатывать усидчивость, проводить с ними занятия на развитие внимания, памяти, мышления.

Легко даётся учёба Абдрахмановой С., Мамедовой К., Сенжапову А., Морозову Е., Нечаевой Я., Гореловой Е. и Дмитриевой А. Эти дети старательны, прилежны, всегда активны на уроках, раньше всех справляются с заданиями. Хочется отметить Кададова К. – мальчик старается, никогда не отвлекается, всегда поднимает руку, если хочет ответить; математика и чтение даётся ему легче, а письмо с трудом.

Может хорошо учиться Федин М., но он очень медленно все делает и быстро устает.

Уровень освоения учебного материала:

высокий – 7, средний – 8, низкий - 9 учащихся.

На конец 1-ой четверти в классе явных   лидеров нет, но в коллективе есть учащиеся, имеющие лидерский потенциал, организаторские способности.  Это Нечаева Яна, Мамедова Карина, Дмитриева Арина. Беспокоит Осадов Давид, который часто вступает в конфликт с другими детьми. Ребенок эмоционально возбудим, не в состоянии критично оценивать свои поступки. Требуется коррекционно-развивающая работа по формированию классного коллектива с привлечением родителей.

Все родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности. Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. Родители заинтересованы школьной жизнью. Неблагополучная семья пока выявлена одна - Осадова Давида. В этом году, совместно с родителями, предстоит большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни.     

А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.

Закончить своё выступление я хочу словами знаменитого французского писателя и философа эпохи Возрождения Мишеля де Монтень:

«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!