Выступление на пед совете «Социализация обучающихся с ОВЗ через реализацию мероприятий проекта «Доброшкола»
Тема выступления: Итоги адаптационного периода учащихся 1 класса.
Подготовила: Горохцева Е.Н. 31.10.2023г.
Адаптация в школе – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для ребенка с ОВЗ. Поэтому адаптация происходит не сразу, это довольно длительный процесс.
В 1 класс поступило 3 ученика. Все трое имеют Диагноз F-70, с выраженными нарушениями речи, адаптация проходит спокойно.
Период адаптации зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребёнка, характер взаимоотношениий с окружающими, степень подготовленности к школе, степень самостоятельности при выполнении заданий, поддержка взрослого, его заинтересованность успехами своего ребенка, как родителя и необходимо, чтоб у ребенка была удовлетворенность процессом обучения.
Моя задача заключается в том, чтоб безболезненно включить детей в социальное пространство. Для этого в классе созданА благоприятная, дружелюбная атмосфера.
Например: 1 сентября мною было предложено каждому ученику выбрать парту, которая ему нравится и за которой ему хотелось бы сидеть, это было преднамеренное решение, для того чтоб снизить тревожность у каждого ребенка.
С момента поступления в школу Макар часто плакал, он не мог выдерживать урок в 40 мин, ему разрешалось отдохнуть - выйти из-за парты для того, чтоб обнять учителя, мальчик очень ласковый, но при этом время было регламентировано- подошел, обнял и опять за парту. Таким образом ребенок успокаивался. Сейчас он спокойно выдерживает временные рамки урока.
Так же для успешной адаптации является работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания - обучающиеся 1 класса в целом справляются с самообслуживанием, Макару необходимо напоминать про обувь, путает. С первых дней идет тесное сотрудничество с родителями детей. На более спокойную адаптацию думаю повлияло то, что дети и их родители заранее познакомились с учителем. В течение всего лета мы были на связи.
Дети по характеру спокойные. Подружились между собой. Провожу беседы о дружбе, взаимопомощи, как правильно себя вести в школе-интернате, о вежливом и внимательном отношении к окружающим. Отличительных характеристик по внешнему виду среди детей нет, но возникает сложность при работе с Аделиной из-за слуха. Нарушение развития речи является основной причиной отставания в развитии ребенка с недостатками слуха. Важно, что даже незначительное, казалось бы, снижение слуха в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. От того что она не понимает меня часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами (она нервничает, растраивается) Но не смотря на дефект Аделина не замыкается, старается общаться, делиться своими новостями.
Первоклашки испытывают затруднения в учёбе, но унынию они не поддаются. Веселы, добры, переживаний, касаясь учебной деятельности у них нет. Дети осваиваются в школьной среде успешно, они готовы к взаимодействию с педагогами, а вот выполнять учебные задачи думаю что придется чуть позже. Будем этому кропотливо учиться, стараться!
Стараюсь, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на урок и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.
Дети с желанием едут в школу – интернат, а родители с желанием их везут.
Адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. дети постоянно приспосабливаются к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача им в этом помочь.
Задачами адаптации младших школьников к процессу обучения являются создание условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь: организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся; оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку и его родителям; психолого-педагогическое просвещение родителей;