СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"»

МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области





Доклад

на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»















подготовила учитель начальных классов

Мулявко Светлана Михайловна













2022 -2023 учебный год

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает на­стойчивость

и упорство в достижении цели.

(А. Маркушевич)

«Важно серьезное занятие сделать

для детей занимательным »

К.Д. Ушинский

 

Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, родителями и психологами очень важным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности....

Современные дети весьма активны в своей познавательной деятельности, но не всегда это деятельность направлена на процесс обучения. В последнее время наблюдается повышение уровня информированности школьников, но в то же время снижается их заинтересованность и мотивация к учебе. Поэтому в настоящее время усиливается интерес к проблеме активизации познавательной деятельности учащихся в решении вопроса повышения качества и эффективности процесса обучения в целом.

Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе. Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их.  Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.  Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.

Активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Цели: 

Повышение интереса к предмету «Математика».

Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).

Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала.

Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету.

Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию. Одним из главных факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости изучения того или иного материала. Большое значение для развития познавательного интереса к новому играет методика преподавания данного предмета. Поэтому учитель должен уделять особое внимание поиску активных форм, методов обучения, прежде чем приступить к изучению какой-либо темы.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Чаще, к сожалению, господствуют методы внешнего побуждения – отметка, похвала, наказание. Мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо и интересно Поэтому, необходимо активизировать познавательные процессы, используя различные способы. 
Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. 
Учёба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. 
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. 
Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. По мнению педагогов и психологов, в течении многих десятилетий игра являлась одним из методов формирования положительного отношения к обучению. Игры, как правило, способствуют выбору разнообразных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, воспитанию интереса к предмету, развитию внимания, памяти и мышления учащихся, а также инициативы и находчивости, ведению к систематизации жизненного опыта, разрядке нервной системы, приучению к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в процессе преодоления трудностей.

На уроках математики в начальных классах убеждаюсь в том, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он активизирует умственную деятельность в данный момент и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из таких средств является игра В.А. Сухомлинский утверждал о значении и роли игры в жизни ребенка, для которого игра является серьезным делом. В процессе игровой деятельности перед каждой подрастающей личностью отображается весь мир, совершаются ею различные действия и поступки, развиваются у нее творческие способности. Без игры полноценное умственное развитие ребенка отсутствует [1, с.136].

Но к игре, как и к любой форме, предъявляются определенные требования. О.С. Газман выделяет следующие особенности, относящиеся к данным требованиям:

 приспособление игровой деятельности к мотивации, необходимость нахождения потребности в ней учащимися в педагогическом процессе;

особая значимость психологической и интеллектуальной готовности участия в игре;

учет характера, темперамента, усидчивости, организованности, состояния здоровья каждого участника игры с целью создания положительного настроения, толерантного отношения и благоприятного климата в классе;

интерес и значимость содержания игры для детей;

опора игровых действий на знания, умения и навыки, обеспечивающие учащимся принятие рациональных, эффективных решений, оценивание себя и окружающих путем критики [2].

Таким образом, полное соответствие игры целям и задачам урока, активное участие всех детей направлены на положительный результат в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Игра направлена на формирование у учащихся общеучебных умений навыков, умений контроля и самоконтроля.

Элементы занимательности игры, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. 
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой. 
На уроках математики во время устного счета я использую игры, "Кто быстрее?", "Молчанка",  «Поднимись по лесенке», «Вперед!», «В космос!»);

Часто использую игры-соревнование, включающая конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме: 

- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

- игры типа: "Кто первым получит 20;

Очень нравятся детям сюжетно-ролевые игры, заключающаяся в исполнении роли детьми, в наполнении глубокого и интересного содержания определенных задач, поставленных учителем. К данным играм относятся «Пресс-конференция», «Круглый стол»,

Игры исполнительной деятельности, в которых дети выполняют действие по образцу. Например, составить узор из геометрических фигур по образцу и т.п.; В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполняют различные упражнения, где им приходятся сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных , формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?», «Отвечай сразу!», «Получи сдачу».

При закреплении с учащимися знания таблицы умножения я часто использую игру «Теремок». На доске висит таблица, на которой изображён теремок. Окошечки в нём закрыты карточками с примерами. Если ребёнок правильно решил пример, то окошечко открывается и дети видят, кто в «Теремке» живёт. Так же проводится игра «Поймай рыбку!». На таблице с изображением озера в прорезях на ниточках – рыбки. Ученик за ниточку вытягивает рыбку. Если пример решён неправильно, то рыбка отпускается опять в озеро.

ИГРА «Да» и «Нет»

Используются сигнальные карточки, представляющие собой прямоугольник, окрашенный с одной стороны в зелёный цвет «Да» , с другой в красный цвет «Нет»; цифры.



Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие я использую различные методы и приемы.

Например:

- прием образного сравнения (аналогии).

- метод мозгового штурма.

Этот метод коллективного решения проблемы. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко находятся новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.

Одним из действенных способов активизации учебной деятельности в начальной школе является нетрадиционный урок. 
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: 

- урок-сказка,

- урок-КВН,

- урок-путешествие,

- урок-викторина,

- урок-игра.

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала. 
Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например: 

 

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

(Г. Виеру)  

Основные задачи физкультминутки: 

- снять усталость и напряжение; 

- внести эмоциональный заряд; 
- совершенствовать общую моторику; 
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
- тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных

 

Использую на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора В. Ф. Базарного: периодическая смена поз, физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами».


Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащегося сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток. 
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала. 
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. 
Кроме того, с помощью презентации использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. 
Мультимедийные технологии могут быть использованы: 

- для объявления темы урока;

- при объяснении учителем нового материала;

- как информационно – обучающее пособие;

- для контроля знаний.

Важным фактором активизации учебно – познавательной деятельности является поощрение. В первые годы учёбы у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно – познавательной деятельности может замедлиться. Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка, при необходимости – коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.

Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и так далее.

Применение поощрений должно идти от более простых к более сложным. Можно систематизировать применяемые в школе виды поощрений и классифицировать по средствам выражения.



МИМИЧЕСКИЕ И ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ: аплодисменты товарищей; улыбка учителя; ласковый взгляд учителя; пожатие руки.



СЛОВЕСНЫЕ:

- Умница! Молодец!

- Вы сегодня хорошо поработали.

В конце урока называю фамилии учеников, хорошо поработавших.



МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ:

Флажок на парте; значок; «Грамотейкин», «Лучший счетчик» и тому подобные; благодарность в дневнике; рисунок на обложке тетради.



ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ:

Познавательная игра; более сложное задание.



Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.

 Значительным вкладом в педагогическую науку являются исследования В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина. Они выявили возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности.

 Активизировать познавательную активность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ: и дифференцированный подход в обучении, и самостоятельную работу на уроке, проблемные и игровые ситуации, поощрения, эмоциональное воздействие, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

 Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Познавательная активность развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует познавательные возможности учащихся; вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию нравственных, эстетических качеств учащихся.  Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.

Активизация познавательной деятельности младшего школьника на уроках математики, являясь очень важным и необходимым процессом, возможна в присутствии другого процесса – активной деятельности учителя. Учителем может быть не каждый. Учитель – это дар природы. Самое главное для учителя – это любить детей и быть любимыми. Если ты в конце урока слышишь «спасибо за урок» значит этот день прожит не зря.

 

ЛИТЕРАТУРА

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский – Киев, 1974. –288с.

Степанова О.А. Использование игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - №8. С. 39-49.

Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе /  О. А. Степанова, О. А. Рыдзе – М.: Сфера, 2005. – 96с.

Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников / Л.И. Айдарова – М.:АРКО, 2001. – 281с.

Баранов С. П. Сущность процесса обучения / С. П. Баранов – М.: Педагогика, 2001. – 291с.

Жинкин Н. И. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения математике / Н. И. Жинкин  // Математика. – 2001. - №3.- С.5.

Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении /  Н. А. Мечинская - М.: Просвещение, 2003. – 371с.

Проблемы активизации учебной деятельности школьников. /Под ред. Иванова. - М.: Высшая школа, 1973. – 217с.

Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в пе­дагогике / 

Г. И. Щукина - М., 2004. –76с.

Белая Н. В., Топор А. В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 94-98. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7874 / (дата обращения: 08.01.2020).

 

 

.