СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: «Анализ адаптационного периода в первом классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию (Битянова М.Р.) Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной  среде.

Наше учреждение работает в сложных условиях обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, среди которых родительские дети, практически постоянно проживающие в стенах нашего учреждения, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. На школу перекладывается значительная часть воспитания, в том числе и семейного.

 Задачей школы интернатного типа является  обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.

       Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы-интерната, так как  является первой и архиважной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребенка. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Цель: Создание условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к школе-интернату.

Основные задачи:

>        формировать учебную мотивацию у детей;

>        обеспечить усвоение правил школы-интерната;

>        способствовать снижению тревожности у детей в период адаптации в школе;

>        обучить способам регуляции эмоционального состояния;

>        развивать социально-приемлемые и полезные способы поведения детей;

>        развивать коммуникативные умения;

>        воспитывать ощущение собственной ценности.

На начало учебного года в 1 классе было 11 человек. После первой четверти индивидуально ушел Тигунов Назар. Сейчас в группе 10 человек 4 мальчика и 6 девочек.

Быстро адаптироваться к школьным нагрузкам,  режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному проживанию (без родителей) выполнения различных бытовых дел (есть, убирать свои вещи, одеваться, совершать утренний и вечерний туалет).  Такие дети как Громовы, Юнусов, Вольнова , Куценко , Абросимова.

Режимные трудности , подготовленность ребенка к школе, особенности воспитание в семье были у Сейтлюмановой, Султановской, Дымной, Алескеенко.

          Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение   сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.

У первоклассников еще недостаточно развито «Я» - рефлексивное и отсутствует широкий опыт межличностного общения, что хорошо прослеживается на занятиях.

Поэтому во время занятий необходимо обращать внимание на особые периоды «закрытости», когда ребенок активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда ребенок хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п. Важно обеспечить возможность проявиться всем «вытаскивать» молчунов и в то же время дать ребенку не говорить о себе, если он этого не хочет. Вот время занятий трудности были у Наиле, Леры, Насти, Коли, Стаса.Димы. Эти дети не всегда могли ответить на вопросы задаваемые на занятиях……

Уровень адаптации делится на три этпа:

Высокий уровень адаптации: Громов Стас, Вольнова Варвара, Куценко Настя Громов Николай,  Юнусов Нурлан  положительно относится к школе, с радостью посещают занятия, стараются чётко следовать всем указаниям педагогов, добросовестны и ответственны, переживают, если что-то не получается. Им нравится все виды внеурочной деятельности. Эти дети владеют навыками  личной гигиены, самообслуживающего  труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой; содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеют навыками уборки класса, спальни, бытовой комнаты. сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, дружит со многими одноклассниками Доброжелательные отношения с педагогами  Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения; но в конце октября  дети  освоились   с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня.

Средний уровень адаптации:  Султановская Лера, Сейтлюманова Наиле, Абросимова Ира Алексеенко Дима.Группа имеют длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения,   они могут играть, отвлекаться

Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Анализ адаптационного периода в первом классе»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Чеботарская специальная школа-интернат»







Доклад: «Анализ адаптационного периода в первом классе»













Провела: Эмираджиева Д.С





Январь 2019год



Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию (Битянова М.Р.) Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной среде.

Наше учреждение работает в сложных условиях обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, среди которых родительские дети, практически постоянно проживающие в стенах нашего учреждения, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. На школу перекладывается значительная часть воспитания, в том числе и семейного.

Задачей школы интернатного типа является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.

Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы-интерната, так как является первой и архиважной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребенка. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Цель: Создание условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к школе-интернату.

Основные задачи:

формировать учебную мотивацию у детей;

обеспечить усвоение правил школы-интерната;

способствовать снижению тревожности у детей в период адаптации в школе;

обучить способам регуляции эмоционального состояния;

развивать социально-приемлемые и полезные способы поведения детей;

развивать коммуникативные умения;

воспитывать ощущение собственной ценности.

На начало учебного года в 1 классе было 11 человек. После первой четверти индивидуально ушел Тигунов Назар. Сейчас в группе 10 человек 4 мальчика и 6 девочек.

Быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному проживанию (без родителей) выполнения различных бытовых дел (есть, убирать свои вещи, одеваться, совершать утренний и вечерний туалет). Такие дети как Громовы, Юнусов, Вольнова , Куценко , Абросимова.

Режимные трудности , подготовленность ребенка к школе, особенности воспитание в семье были у Сейтлюмановой, Султановской, Дымной, Алескеенко.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.

У первоклассников еще недостаточно развито «Я» - рефлексивное и отсутствует широкий опыт межличностного общения, что хорошо прослеживается на занятиях.

Поэтому во время занятий необходимо обращать внимание на особые периоды «закрытости», когда ребенок активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда ребенок хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п. Важно обеспечить возможность проявиться всем «вытаскивать» молчунов и в то же время дать ребенку не говорить о себе, если он этого не хочет. Вот время занятий трудности были у Наиле, Леры, Насти, Коли, Стаса.Димы. Эти дети не всегда могли ответить на вопросы задаваемые на занятиях……

Уровень адаптации делится на три этпа:

Высокий уровень адаптации: Громов Стас, Вольнова Варвара, Куценко Настя Громов Николай, Юнусов Нурлан положительно относится к школе, с радостью посещают занятия, стараются чётко следовать всем указаниям педагогов, добросовестны и ответственны, переживают, если что-то не получается. Им нравится все виды внеурочной деятельности. Эти дети владеют навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой; содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеют навыками уборки класса, спальни, бытовой комнаты. сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, дружит со многими одноклассниками Доброжелательные отношения с педагогами Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения; но в конце октября дети освоились с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня.

Средний уровень адаптации: Султановская Лера, Сейтлюманова Наиле, Абросимова Ира Алексеенко Дима.Группа имеют длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, они могут играть, отвлекаться или выяснять отношения с товарищами, они не реагируют на замечания педагога или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности в освоении учебной программы. Лишь к концу второй четверти реакция этих детей становится адекватной требованиям педагога.

Низкий уровень адаптации: Дымная Лера отрицательно относится к школе, слабое здоровье, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый педагогом материал усваивает фрагментарно, , выполнение самостоятельных заданий общественных поручений выполняет под контролем без особого желания, пассивна, близких друзей не имеет, даже не знает себя по имени.

Но на фоне положительных моментов отмечаются и отрицательные: взаимоотношения с одноклассниками у Алексеенко Димы, Юнусова Нурлана, Громова Коли, Абросимовой Иры, Вольновой Варвары. они могут обидеть одноклассников, нарушить правила поведения. С этими детьми проводилась индивидуальная коррекционная работа.

Значимой поддержкой в адаптационный период, является взаимное сотрудничество с педагогом- психологом и школьным логопедом, учителем, воспитателем. Большая помощь было со стороны 8-го и 7-го класса, эти дети помогали и не когда не отказывали нам. Спасибо.

Кроме прогулок на свежем воздухе дети заняты настольными развивающими играми в бытовой комнате.

Подвижными играми,

Просмотром мультфильмов,

Прослушиванием сказок и других литературных произведений.

Дети заняты посещением кружков, согласно установленному расписанию.

В группе с первых дней адаптации проводятся беседы:

«Как приветствовать учителя»,

«Как вести себя на уроке, самоподготовке, на перемене»,

«О правилах в раздевалке»,

«О поведении в столовой»,

«Как быстро и красиво одеться;

«Как правильно сидеть за партой»,

«Что нужно сделать, если ты опоздал на урок»,

«Как разговаривать со старшими, с друзьями»,

«О правилах и требованиях к дежурным».

Часто проводятся индивидуальные беседы, классные часы. Так же дети принимали участие в конкурсе «Мисс осень» «Новогоднем утреннике» С первого класса прививаем любовь к труду на школьном участке. ( убираем листья, бумажки, подметаем тропинки)

Именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

При сохранение физического, психического и социального здоровья детей в школьной жизни первоклассников:

Проводим утреннее гимнастики, организовываем подвижные игры

Смена деятельности на занятиях разнообразных форм работы (групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)

Используем разнообразные типы бесед, (беседа -сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация)

Соблюдаем режима проветривания классной комнаты

Выстраиваем позитивные взаимоотношения (похвала, ориентируем на успех)

По итогам адаптационного периода ученики первого класса не только знакомы с правилами поведения в школе, но и стараются их соблюдать. Ученики первого класса знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования воспитателя, знают правила обращения к педагогам, одноклассникам, правила поведения на уроке, после уроков, в столовой. Ученики хорошо ориентируются в здании школы: знают местонахождение столовой, спортзала, актового зала, библиотеки, медицинского кабинета.

В системе проводится работа с родителями первоклассников – ежедневные консультации в телефон режиме по преодолению трудностей, плановые тематические родительские собрания с обязательным мониторингом индивидуальных достижений первоклассников, фиксируемых в индивидуальной карте развития ребенка, консультируемся у школьного психолога.

В конце января был проведен мониторинг уровня воспитанности детей , результаты показали высокий уровень 60% средний уровень 30% низкий уровень 10%



В третьей четверти дети 1 класса принимали участие в конкурсе рисунков поделок «Маме посвящается…» «Символике милосердия» выставке рисунков «Наша армия сильна» Выставке рисунков «Крым -Россия! Вместе навсегда» Принимали участие в празднике «Весенний праздник Женский день» где дети танцевали танец «Маленькая страна» В недели младших классов «Я выбираю здоровье» Дети научились разучивать стихотворение это Настя, Варвара, Нурлан, Коля. В Январе поступил новый мальчик Воскобойнников Данил, ребенок учиться хорошо, речь развита, поведение удовлетворительное. Так же были проведены открытые занятия где дети активно участвовали, отвечали на вопросы.

Вывод:

Адаптационный период в первом классе прошел удовлетворительно.