СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Анализ учебника для инновационной школы «Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Н. Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В докладе проанализирован учебник для инновационной школы  «Русский язык.  Учебник для  10-11 классов общеобразовательных учреждений. Н. Г. Гольцова,  И.В. Шамшин, М.А. Мищерина".

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Анализ учебника для инновационной школы «Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Н. Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина»»





Доклад Гладковой Натальи Владимировны

«Анализ учебника для инновационной школы

«Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Н. Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина»

!. Как учить? Педагогика давно ответила одним словом : «Интересно» Также считал и В.А. Сухомлинский. А как можно интересно учить, когда надо штудировать скучные тексты, заучивать правила, но можно сделать интересные формы их освоения. Следовательно, первый критерий учебника – интересно ли по нему учиться.

2. Каким должен быть школьный учебник нового поколения? С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой – комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно- познавательной компетентности. Получаемые знания должны в будущем стать для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в предметной области.

Издательство «Просвещение» считает, что задача современной школы - не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. И это особенно важно в условиях , когда идет быстрая смена информации. Традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника - как навигатора получения знаний.

3. Содержание современного учебника определяется следующими принципами:

принцип гуманизации ( в основе образования - человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений, гармонии и культуры мира);

принцип научности – содержание должно иметь глубокую методологическую основу;

принцип целостности картины мира;

принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;

принцип наглядности..

4. Представляем вашему вниманию учебник по русскому языку для 10-11 классов, составители Н.Г.Гольцова и И.В. Шамшин. Учебник новый, еще не достаточно апробированный. Он построен по принципу научности. В книге подробно изложен теоретический материал, включены некоторые подробности, углубляющие знания (омофоны, омографы, омоформы), подробно изложен материал по истории происхождении лексики, который изучается в среднем звене выборочно. В конце учебника есть интересный раздел по истории русского языкознания, в котором рассказывается о некоторых российских языковедах:Ломоносове, Буслаеве, Ушакове, Ожегове. Материал структурирован достаточно подробно, состоит 9 основных разделов, каждый из которых включает в себя как теоретический блок, так и блок практических заданий.

Учебник учит общению, так как ряд упражнений направлен на культуру речи.

5. Соблюден принцип непрерывного общего развития обучающегося и гуманизации.

В учебнике даны интересные тексты с пометкой Л, которые взяты из программных литературных произведений, что делает учебник преемником литературных учебных пособий и позволяет провести лингвистический анализ художественного произведения и сделать вывод об особенности стиля того или иного автора. Вместе с тем хочется отметить, что тексты этих упражнений за курс 10 класса иногда даны из программы 11 класса, хотя лингвистический материал изучается в 10 классе.

6. По сравнению с предыдущими изданиями учебника русского языка под ред. Гольцовой Н.Г в данном пособии недостаточно много практических заданий на некоторые темы (правописание предлогов, союзов), теоретический материал изобилует.

7. Нужно отметить то, что в учебнике даны тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по каждой пройденной теме, что позволяет не только подытожить пройденное, но и подготовиться к экзамену.

8 Данный учебник можно использовать для обучения широкого круга учащихся с различными познавательными возможностями и интересами.

9. Предложенный в учебнике материал приводится в соответствии с современными общепринятыми трактовками, но не прослеживается связь с пособиями, по которым дети обучались до 10 класса;

  • формулировки некоторых правил иногда вызывают у детей трудности при усвоении, например, характеристика морфологических признаков у подчинительных союзов и союзных слов;

  • обнаружены неточности (Упр. №6 на стр.246, тема «Союз»)

  • даны усложненные задания, на которые нет ответов в теоретической части (например, образование некоторых глаголов несовершенного вида, которые образуются от глаголов совершенного вида). Такие задания отправляют учащихся к самостоятельному нахождению ответов.

10. Учебник построен по принципу доступности текста

  • он доступен возрастным познавательным возможностям учащихся;

  • некоторые темы даны очень подробно с точки зрения теории (словообразование, формообразование), а по программе на эти уроки отводится 1 час, поэтому учащиеся не успевают освоить весь материал параграфов.


11. Оценка методической схемы учебника. Замечания к методологической схеме и методике изложения

Педагогические «сверхзадачи», решаемые авторами - это освоение методологии познания, активизация самостоятельной деятельности, познавательной деятельности, формирование адекватной самооценки.

- Удачно решается авторами задача формирования способа познания и универсальных способов деятельности, характерных для изучаемой области;

- выраженность мотивационного компонента;

- целесообразность методики изложения материала (введение ключевых понятий, положений, законов и закономерностей);

- отражение внутрипредметных связей.

- Но вместе с тем надо отметить, что учебник состоит из 117 параграфов, в на изучение русского языка в общеобразовательном классе отводится 68 часов (за 2 года), в профильном же 136 часов. Надо еще учитывать проверочные уроки и уроки по культуре речи. Учитель и ученик вынуждены планировать свой темп, график работы, изучать выборочно более значимые темы.

- Учебник опирается на современные педагогические технологии: технология ИКТ (стр.13, Упр.6); проектная деятельность (Упр.20 - лингвистическое наблюдение, Упр.41 -проектное задание); поисково - исследовательская деятельность (Упр. 54, 91).

- Некоторые задания ориентированы на самостоятельное изучение и создание речевого высказывания (Упр. 42 - создание эссе). После изучения разделов языкознания даются вопросы для повторения, задания аналитического плана (Упр. 90 - материал для дискуссии), даны поэтические тексты для выразительного чтения, что развивает коммуникативные действия учащихся.. Это единственный учебник, в конце которого даны материалы по разделам: « Пиши правильно» и «Говори правильно».

13. Оценка дидактического аппарата. Оценка системы вопросов и заданий, иллюстративного ряда (включая схемы, таблицы, графики), справочного аппарата

Дидактический аппарат учебника предлагает вопросы и задания для:

  • отработки и закрепления материала;

  • углубления и обобщения материала;

  • работы с информацией;

- организации самостоятельной работы;

  • организации проектной деятельности;

  • подготовки к ЕГЭ, тестовой части и части С.

Иллюстративный ряд учебника

- соответствует поставленным учебным целям, возрастным особенностям, служит для лучшего запоминания материала; но недостаточен иллюстративный материал: нет таблиц, схем, алгоритмов; теоретический материал изложен однообразно;

14. Сравнительная оценка учебных достижений учащихся

Результаты обучения учащихся по данному учебнику показывают, что старшеклассники лучше знают теоретический материал, более системно готовятся к ЕГЭ. Данный учебник служит для них и справочником, и практикумом.

По результатам проверочных работ по курсу русского языка качество обученности составляет 60 процентов, обученность - 98%. Сравнивая успехи предыдущего года, можно отметить, что учебные результаты повысились по лексике и словообразованию. Увеличилось количество проектных работ по русскому языку (то есть повысилась мотивация). Вместе с тем, у ребят возникли трудности при изучении орфоэпии, при разборе словообразовательных систем глаголов несовершенного вида (в учебнике даны задания на это правило, но нет объяснений), в правописании производных предлогов и союзов по-прежнему учащиеся делают много ошибок.

Выводы. Данный учебник широко обсуждался, вызвал оживленную дискуссию среди педагогов, был проведен круглый стол под руководством Борисенко Натальи Анатольевны – автора новой линии учебников по русскому языку, кандидата филологических наук, учителя гимназии №18 г. Королева, ведущего научного сотрудника психологического института Российской Академии образования. Она отметила, что русский язык должен быть интересным предметов в школе, не трудным, не скучным, чтобы вызвать познавательный интерес к предмету «Русский язык». В этом поможет учебник инновационной школы.

Но как бы ни стремились создать идеальный учебник, без учителя это невозможно. Учебник – это всего лишь инструмент, а чтобы он хорошо «звучал», нужен талантливый исполнитель. (звучала бы так прекрасно скрипка Страдивари без рук и души Паганини?). Миссия учебника – помогать учителю воспитывать достойное поколение, дарить радость творчества..А миссия учителя - быть умным, терпеливым и любящим детей, увлекательным и веселым.