СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Читательская грамотность и естественно- научная грамотность на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад Читательская грамотность и естественно- научная грамотность на уроках в начальной школе»»




















Доклад по теме:

Читательская грамотность и естественно- научная грамотность

на уроках в начальной школе»












Сабанова Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 7










Функциональная грамотность – это способность личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. [а] Рассмотрим некоторые приемы, направленные на формирование математической, читательской, естественно-научной грамотности в начальной школе.

Читательская грамотность

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. [а]

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать читательское пространство:

  • пробно-поисковые ситуации;

  • беседы-дискуссии;

  • самостоятельное формулирование вопросов;

  •  устное словесное рисование;

  • словарно-стилистическая работа. [б]

Упражнения, направленные на формирование читательской грамотности:

  1. «Вопросник» 

Этот прием применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Приведу пример вопросника к тексту М. Пришвина «Золотой луг».

  1. Назовите героев рассказа.

  2. Где происходят события?

  3. Одуванчики – интересные или неинтересные цветы?

  4. Какое открытие сделал рассказчик? Можно ли считать это открытием?

  5. Что можно сказать о герое-рассказчике, какой он?

  1. «Уголки»

Этот прием можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

  1. «Тонкие и толстые вопросы»

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Толстые вопросы:

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

2) Тонкие вопросы

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

  1. «Логическая цепочка»

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

  1. «Ключевые слова»

Детям после прочтения текста предлагается записать ключевые слова. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы.

  1. «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  1. «Создание викторины»

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины.

» текста.

               Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений. [е] Естественнонаучная функциональная грамотность младшего школьника:

    -готовность осваивать и использовать знания о природе;

    -сознание ценности и научных знаний о природе;

    -овладение методами познания природных явлений;

    -способность к рефлексивным действиям.

Упражнения, направленные на формирование естественнонаучной грамотности:

  1. Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства. Формируется:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

  • умение разрешать противоречия;

  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, найдите плюсы или минусы такого природного явления как «дождь». Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

  1. Приём «Фишбоун» (рыбий скелет) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа.

Наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. (Приложение 1, 2)

Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы, и сделать соответствующие выводы. 

  1.   Прием «Проблемная ситуация»

Данный прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, во время познавательной экскурсии на природу определить стороны горизонта по расположению объектов природы.

  1. Технология проектной деятельности [г]

Виды заданий, направленные на формирование естественнонаучной грамотности, можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Заключение

Сформированность функциональной грамотности обеспечивает человеку возможность адаптации и самореализации. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Особенность учебного процесса в современных условиях заключается в  развитии компетенций, которые являются основой функциональной грамотности. Образовательный результат можно сформулировать  терминами деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». Ориентирование идет на комплексные задания с описанием реальных жизненных ситуаций, направленных на развитие и оценку функциональной грамотности.