СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Деятельный подход к обучению для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики» (из опыта работы)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества. Актуальность курса физики определяется тем, что для формирования гармонично развитой личности необходимо, чтобы в процессе обучения элементы естественнонаучной и гуманитарной составляющих мировой культуры

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Деятельный подход к обучению для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики» (из опыта работы)»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Крестищенская средняя общеобразовательная школа"

Советского района Курской области





Доклад

на РМО учителей физики

«Деятельный подход к обучению для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики»

(из опыта работы)





Подготовила: Ивасенко З.А.,

учитель физики

первой квалификационной категории
















с. Крестище

2020г


Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества. Актуальность курса физики определяется тем, что для формирования гармонично развитой личности необходимо, чтобы в процессе обучения элементы естественнонаучной и гуманитарной составляющих мировой культуры образовывали тот цельный образ реальности, который позволит учащимся свободно ориентироваться в окружающем мире. Именно поэтому физику следует рассматривать во всех ее формах и проявлениях, к тому же в причинной зависимости от остальных сторон жизни человека.

Современное образование довольно быстро подстраивается под задачи, диктуемые преобладающим в культуре стилем мышления, и активно внедряет новые технологии в свою практику.

Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта. В документах по модернизации российского образования указывается на то, что общепредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования:

  •  опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;

  • опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;

  • опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

  •  опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять виды деятельности, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Я своей педагогической деятельности опираюсь на классификацию ключевых компетенций, предложенную А.В. Хуторским:

  • ценностно-смысловая компетенция (чёткое представление учеником, что и как он изучает и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни)

  • общекультурная компетенция (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций)

  • учебно-познавательная компетенция (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни)

  • информационная компетенция (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации)

  • коммуникативная компетенция (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий)

  • социально-трудовая компетенция (профессиональное самоопределение)

  • компетенция личностного самосовершенствования (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни)

Формирование ключевых компетенций на уроках физики рассматривается как особым образом организованная модель  взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

Изучив достаточное количество литературы, я пришла к выводу, что эффективному формированию ключевых компетенций учащихся способствует деятельный подхода в обучении.

Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

формирование мышления через обучение деятельности:

умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Моделирование учебных занятий на основе деятельностного обучения

По целеполаганию:

Уроки «открытия» нового знания

Уроки рефлексии

Уроки общеметодологической направленности

Уроки развивающего контроля

Уроки «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.


Хочу поделится своим опытом структурирования урока на основе деятельностного подхода.

Структура урока.

1. Самоопределение к деятельности (мотивирование к учебной деятельности) (организационный момент).

Цели этапа:

1. Включить учащихся в учебную деятельность;

2. Определить содержательные рамки урока.

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (‘хочу’) 2) выделяется содержательная область (могу).

Настраиваясь на создание атмосферы взаимодействия на уроке, я обычно пользуюсь речевыми моделями с положительной эмоциональной окраской, опираюсь на прошлый успешный опыт детей. Часто от первых минут зависит весь дальнейший ход урока.

Например. Здравствуйте, начинаем урок физики. Я рада вас всех видеть. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, улыбнулись, пожелаем успеха друг другу, и начнём работать.

Пусть девизом нашего урока будет известная китайская мудрость

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и

Я научусь.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций.

Цели этапа:

1. актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

2. актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3. зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Фрагмент урока «Сила трения»

А начнём мы наш урок с загадки:

Против лома нет приёма,

Если только другой лом.

Мерой действия приёма

Мы её всегда зовём.

В ньютонах выражается,

А как же называется?

Обучающиеся: Это – сила!

Учитель: Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку?

Предполагаемые ответы детей: потому что на предыдущих уроках мы изучали силы.

Затем осуществляю фронтальный опрос. Я приглашаю к участию в обсуждении всех обучающихся, направляю вопросы и комментарии от одного ребенка к другому, подбадриваю детей, ориентирую на общение друг с другом.

В конце второго этапа ставится проблемная ситуация и выявляются затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (например: задача «Репка»)

Они выдвигают гипотезы, и убеждаются, что прежних знаний недостаточно для решения проблемы.

3. Постановка учебной задачи

  • Создается затруднение в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

  • Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.).

  • Учащиеся фиксируют во внешней речи причину затруднения .

  • Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

  • Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Формы учебной проблемы:

  • как тема урока

  • как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Постановка учебной проблемы на уроке:

  • Создание проблемной ситуации.

  • Подводящий диалог.

  • Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Проблемные ситуации:

  • Проблемная ситуация с «удивлением»

  • Проблемная ситуация с «затруднением»

«удивление»

  • столкновение противоречивых фактов, теорий или мнений.

-Подводящий диалог (от четко сформулированной учебной проблемы)

-Подводящий диалог (без учебной проблемы).

«затруднение»

  • невыполнимое практическое задание;

  • практическое задание несходное с предыдущим;

  • практическое задание невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.

- Выдвижение гипотез

- Проверка гипотез.

- Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новою знания.

-Обеспечивается развивающий эффект.


Например. Фрагмент урока «Сила трения»

Ребята, посмотрите на эти предметы (наждачная бумага, коньки, коробок спичек, ластик, мячик, вьющийся цветок). Как вы думаете, что общего с точки зрения физики может быть между этими предметами?(не догадываются). Пока не понятно, да?.

Ребята проведем эксперимент. У вас на столах есть бруски и динамометры. Давайте проведём эксперимент аналогичный вытягиванию репки.

(Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть трение) Санки, скатившись с горы, через некоторое время останавливаются. Останавливается и велосипед, если прекратить вращать педали. Автомобиль, после выключения двигателя, тоже останавливается. Мы знаем, что причиной изменения скорости движения тела является сила. Значит, и в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила. Что это за сила?

Совершенно верно, трение. И соответственно, тема нашего урока «Сила трения. Трение в природе и технике».

Какие цели поставим перед собой на уроке?

Поставим цели по ключевым словам:

Дать….(определение)

Выяснить….(причины трения)

Узнать…..(виды трения)

Провести…..(эксперимент)

Сделать……(выводы)-

Применить…(вредно трение или полезно?)


4.Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

  • На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Способы разрешения проблемной ситуации:

  • учитель лично заостряет противоречие и сообщает учебную проблему;

  • учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;

  • учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему (побуждающий диалог -наиболее эффективный)

  • Учитель: организация коллективной деятельности детей в форме мозгового штурма (подводящий, побуждающий диалог).

  • Ученики: построение и обоснование нового способа действий (знания); фиксация нового действия (знания) в речи и знаково; вывод о том, что учебная задача разрешена.

Подводящий диалог

Структура: система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.

Признаки:

- пошаговое жесткое ведение мысли ученика;

- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;

- почти невозможны неожиданные ответы учеников;

-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.

Результат: развитие логического мышления.

Побуждающий диалог

Структура: отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль.

Признаки:

- мысль ученика делает скачок к неизвестному;

- переживание учеником чувства риска;

- возможны неожиданные ответы учеников;

- прекращается с появлением нужной мысли ученика.

Результат: развитие творческих способностей


Например. Фрагмент урока «Сила трения»

Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали? (Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо).

Теперь возьмите бумагу обратной стороной и повторите действия.

Что вы наблюдали теперь? (Трутся легче)

Теперь возьмите стекло и проведите по поверхности другого стекла.

Что вы наблюдали теперь? (Трутся очень плохо)

Скажите, какой процесс с точки зрения физики вы наблюдали? (Трение)

Дайте, пожалуйста, определение, что такое трение.

(Трение – взаимодействие, возникающее при соприкосновении одного тела с другим и препятствующее их относительному движению

Отметим это определение в учебнике на стр.91

Хорошо. А что вы назовете силой трения?

(Сила, характеризующая взаимодействие соприкасающихся тел, называется силой трения.)

Запишем в тетрадь.

2)А как вы думаете, куда направлена сила трения? ( в сторону, противоположную движению тела относительно другого)

Следует сказать, что сила трения обозначается также буквой F с индексом: Fтр . Единица измерения Ньютон.

3)Как вы думаете, каковы причины возникновения силы трения?

Для выяснения причин возникновения силы трения учитель предлагает выполнить индивидуальные экспериментальные задания.

Опыт первый : возьмите карандаш и на бумаге проведите им любую линию. Попробуйте сделать это же на стекле. Что вы наблюдаете? Рассмотрите поверхности грифеля, бумаги и стекла в лупу.

Сделайте выводы.

Предполагаемые ответы:

- На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет. В чем тут дело?

- Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло ровное. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей грифеля о нервности бумаги, они остаются на бумаге в виде следа. На стекле же таких неровностей нет.

Значит, в чем же причина трения?

- В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.

Выясним еще одну причину возникновения силы трения.

Опыт второй:

Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого. Легко ли это сделать? Вам ничто не мешает? - Так в чем же дело?

Предполагаемые ответы:

- Стекла гладкие, не перемещать их не так уж легко.

Ведь шероховатостей нет, а все же что – то мешает?

- Притяжение молекул взаимодействующих тел.

(Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул) Запишите в тетрадь.

Давайте ещё поэкспериментируем.

Возьмите свои ручки, положите их вдоль парты и слегка толкните. Ручка … скользит… по парте.

Теперь положите её поперек парты и также слегка толкните. Ручка… катится …по парте.

А если её совсем не трогать, то она лежит в покое.

Во всех трех случаях между ручкой и партой возникает сила трения.

Великий Аристотель говорил: «Сначала нужно собирать факты, и только после этого связывать их мыслью».

Давайте прислушаемся к его совету. Определяем от чего зависит сила трения.

Группы определяют зависимость силы трения от веса, от площади движущейся поверхности, от вида поверхности, сравнивают силу трения и силу качения

Итак, эксперименты проведены. Выводы сформулированы, давайте проверим результаты.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия закрепляют новый материал (решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи).

Усиливается эффект усвоения материала, т.к. ученик озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в его сознании.

  • Учитель выбирает материал (задания), который предусматривает использование построенного на этапе «открытия» нового знания алгоритма, и выбирает форму организации их комментирования.

Чтобы новое знание не стало для учащихся проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового знания (способа действий), осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают свою работу.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Основные отличительные черты самостоятельной работы:

- узкая направленность;

небольшой объём.

Методика проведения:

учитель готовит типовые задания (желательно, чтобы они содержали несущественные различия) и планирует форму организации их решения и самопроверки.

  • В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план («про себя»).

Для того, чтобы ребенок мог проверить правильность своих действий, ему нужен четкий знаково оформленный критерий, фиксирующий все шаги выполняемого им алгоритма, то есть эталон.

Организация самоконтроля требует, чтобы каждому ученику была предоставлена возможность сравнить свой вариант выполнения самостоятельной работы с ее эталонным выполнением.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Новое знание включается в систему знаний.

При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

Методика проведения:

- закрепляются ЗУН, накопленные ранее и интегрируются с новым материалом;

учитель подбирает несколько заданий (задач), в котором построенное знание используется как часть, и предлагает учащимся решить любую на выбор.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Например. Фрагмент урока «Сила трения»

§ 30-32

– творческое задание (по выбору): Сочинение на тему : «Если бы не было силы трения…»

9. Рефлексия деятельности {итог урока).

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

Что нового я узнал на этом уроке?

Какой метод мной использовался для открытия нового знания?

Какие задачи позволяет решить открытие, сделанное мной на уроке?

Оценивание может быть как количественное, так и качественное.

Урок завершается проектированием дальнейших шагов по коррекции возможных затруднений и дальнейшему развитию.

Для положительного самоопределения детей важно, чтобы самооценка их собственной деятельности была со знаком «+».

Например. Фрагмент урока «Сила трения»

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании трения до выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Ребята! На столах у вас находятся анкеты, заполните их и сдайте. Мы их проанализируем.

1

На уроке я работал


активно / пассивно


2

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3

Урок для меня показался


интересным / неинтересным

коротким / длинным

интересен / скучен

4

За урок я

не устал / устал

5

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6

Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

7

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным


СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!!!

Урок сегодня завершён,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд -  к успеху приведут!                                                                                                    

Ребята,  сегодня на уроке вы работали в паре. И, надеюсь, убедились, вместе работать легче, вместе – интереснее. И как бы ни был труден путь к знаниям, вместе его преодолеть легче!!!

Мне было приятно  с вами работать. Спасибо за урок!



Описанная технология обучения - деятельностный метод - может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного "наглядного" метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность:

целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи;

учебные действия детей - на этапе "открытиям нового знания;

действия самоконтроля и самооценки - на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют в классе.

Кроме того, деятельностный метод создает благоприятные условия для

разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности,творчества).

С другой стороны, деятельностный метод обеспечивает прохождение всех

необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Действительно, постановка учебной задачи, как уже говорилось, обеспечивает мотивацию понятия. "Открытие" понятия детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия (ООД).

Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи - дети

проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговаривают "про себя" (внутренняя речь).

И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к.

технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

Деятельностный подход в обучении физике отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.









15