Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Анясево муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
Доклад на тему:
Элементы дистанционного обучения при изучении математики
Выполнила:
учитель математики и информатики
Миргалиева Алия Олеговна
с.Анясево
Математика всегда считалась основополагающей наукой и в настоящее время роль математики в обществе лишь возрастает. Реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование: школа– ВУЗ (колледж) – курсы повышения квалификации и т.д., что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Без базовой математической подготовки невозможно образование современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения таких смежных дисциплин, как физика, информатика, химия. Даже в биологии используются математические метода (комбинаторика, например, а в ОГЭ по биологии есть задачи, связанные с умением читать графики и диаграммы, а также вычислительные задачи). При поступлении на такие, казалось бы, сугубо гуманитарные профессии как педагог-дефектолог, психолог требуется не толко базовый, но и повышенный уровень владения математики. Таким образом, в современном мире возрастает роль математической подготовки.
Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и учащихся. Это помогает экономить время. До недавнего времени в нашей стране и за рубежом практиковалась заочная форма обучения, в которой обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Проблема доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Развитие информационно-коммуникативных технологий, большей доступностью интернета проблема доступного хорошего дистанционного образования уже успешно решается.
Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/22/s_5d35699939092/1185457_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/22/s_5d35699939092/1185457_4.png)
Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет
сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике становится все более актуальным. Если раньше болезнь учащегося вела к тому, что он пропускал изучение какой - либо темы, а в математике это "смерти подобно", и ученик и учитель искали дополнительные возможности изучить эти темы. Особенно это трудно было сделать в случае большой загруженности. Свободное время не всегда совпадало. Сейчас же, если ученик хочет, он всегда может воспользоваться материалама видеохостинга YouTube. Но ничто не может заменить живого общения. И здесь на помощь приходят телекоммуникации. Такие мессенджеры как WhatsApp, Viber, Skypе, позволяющие общаться людям глаза в глаза, отвечать на вопросы, а главное создавать видеоконференции. Существуют еще платформы помогающие в проведении вебенаров. Но здесь есть свои трудности – многие из них требуют определенных материальных вложений. Было бы хорошо, если бы практикующим учителям была создана возможность проводить вебинары бесплатно. Однако, у этих платформ, на мой взгляд, есть один недостаток: т.к. участниками вебинара могут стать многие, то возможность устно задать вопрос, а самое главное, гарантированно на него получить ответ. Поэтому, личное общение учителя и ученика через различные мессенджеры мне кажется более приемлемым. Для большего удобства я и мои ученики оговорили, то время когда мне и им будет удобно общаться. Так как я работаю в старших классах, то мы остановились на времени 21.00-22.00. В это время я всегда держу телефон под рукой, чтобы мне могли позвонить и обсудить проблемы в решении задач при подготовке к экзаменам.
А что делать, если ученик захотел проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для закрепления. Если ученику нравится изучать математику, то он может расширить свой кругозор, выполняя различные творческие задания, используя дополнительный материал к урокам.
Кроме того, данные разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике (индивидуальные задания для устранения пробелов в знаниях детей). Возрастает значение дистанционного обучения в контексте федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход. Отмечу, что дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических информационных образовательных технологий, также как и ФГОС общего образования второго поколения, ориентирована на компетентностный подход.
Это можно представить в виде следующей схемы:
Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Они включают в себя:
1. умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые
результаты
2. ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для
различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач;
исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение рабо- тать с разными источниками информации
3. готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей
4. гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей).
5. личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя – наставника и обучаемого с помощью технологий системы дистанционного обучения.
Дистанционное образование включает в себя различные способы реализации
содержания обучения, предусмотренного учебными программами. Оно представляет систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. К формам системы дистанционного обучения можно отнести: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельные работы и др. Вместе с тем, как любая форма обучения, она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Любая форма обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано.
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Дистанционное обучение школьников это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Применение дистанционного обучения в школе - это дополнительный способ обеспечения непрерывности и требуемой интенсивности учебного процесса, сотрудничества между учителями и учащимися. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различными образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.
Технологии дистанционного обучения:
1. Кейс-технология.
Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых,
аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей.
2. ТВ-технология.
ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки
учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей.
3. Сетевые технологии.
Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.
В процессе дистанционного обучения ученик и учитель взаимодействуют в следующих режимах:
синхронно - общение ученика и учителя в режиме реального времени (on-
line общение);
асинхронно, когда учащийся выполняет какую - либо самостоятельную
работу, в индивидуальном темпе, а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности (off-line).
смешанное дистанционное обучение - это режим, который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного, так и асинхронного
Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном очном обучении открывает новые педагогические возможности, позволяет повысить эффективность обучения.
Элементы дистанционного обучения могут использоваться учителями, например:
для организации обучения детей, временно не посещающих школу по
причине болезни
для индивидуализации процесса обучения за счет организации их работы с
дистанционными ресурсами
при организации проектной деятельности, основанной на взаимодействии
школьников различных регионов России или других стран
для преодоления затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения
за счет организации системы дистанционных консультаций и т.д.
для подготовки к экзаменам
Основная задача, которую я ставлю перед собой – эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, развитие их познавательных способностей, формирование у них основных приемов умственной деятельности:
анализ,
синтез,
абстрагирование,
обобщение,
сравнение.
Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Реализацию поставленной задачи и цели вижу в индивидуализации и дифференцировании образовательного процесса, путем внедрения современных образовательных технологий: лично-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; информационно-коммуникационных технологий обучения.
Элементы дистанционного обучения как раз и дают такую возможность. Считаю, что активное использование в учебном процессе новых образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в современной школе.
В целях эффективного использования рабочего времени на уроках применяю различные формы организации учебного процесса. Технология дистанционного обучения ориентирована на дидактическое применение научного знания, и направлена на достижение высоких результатов в развитии личности каждого обучаемого. Она предполагает управление процессом обучения, а это включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.
Я зарегистрировалась и использую ресурс Веб-портала Сдам ГИА и Решу ОГЭ
(адрес: https://math-oge.sdamgia.ru/, https://math-ege.sdamgia.ru/), в котором применяются многие элементы технологии дистанционного обучения. Открытая образовательная платформа этого сайта предоставляет возможность: он- и офф- лайн сопровождения учебного процесса со стороны сетевых учителей, проведения индивидуальной и групповой рефлексии учебной деятельности при поддержке педагогов-кураторов, открытого и конфиденциального взаимодействия с родителями учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса и его корректировки. Комплексная система оценивания достижений учащихся базируется на принципе учета их индивидуальных способностей и приоритетов и создает ситуацию успешности для учащихся.
. Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике. Зарегистрировавшись на данном портале, учитель получает доступ в личный кабинет. Где доступны следующие сервисы:
Учитель может составить варианты для проверки знаний учащихся, используя
случайное генерирование вариантов системой, подобрав конкретные задания из
каталога или добавив собственные задания. Регулируемые настройки: показывать
или скрывать правильные решения заданий после выполнения работы, задать дату
и время выполнения работы, установить параметры выставления отметок.
Система запоминает работы и результаты учащихся: список созданных работ и
статистика.
Проверка заданий первой части осуществляется компьютером, решения заданий
части С учащиеся смогут загрузить в систему, а учитель сможет просмотреть,
оценить и прокомментировать их. Результаты проверки появятся в статистике
учителя и в статистике учащихся автоматически.
Нет необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена
учащихся: их результаты появятся в системе автоматически, как только они
выполнят и сохранят любую составленную учителем в этом разделе работу.
Можно заранее создать группы (классы) учащихся и распределить в них
учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. В любой момент
можно перевести учащихся из одной группы в другую или удалить учащегося из
всех списков и классного журнала. Если удалённый учащийся выполнит
очередную работу, он вновь появится в списках.
Сводные результаты по группам (классам) система автоматически заносит
в классный журнал.
Можно создать собственный курс в разделе «школа». Вы сможете писать
учащимся и получать от них ответы, размещать методические материалы,
сообщать номера работ для контроля знаний. Создав курс, сообщите учащимся
его номер. Нажав кнопку «Записаться на курс», они будут автоматически
получать уведомления о каждом сообщении, оставленном учителем на странице
курсе.
У учителя есть возможность создавать тематические тесты, контрольные работы, домашние задания различного уровня сложности, в зависимости от подготовленности каждого обучаемого. Тщательно выбирая задания, мы создаем ситуацию успеха даже у самого «слабого» ученика. При выполнении задания учащиеся могут получать консультацию своего учителя через Интернет; использовать справочные материалы и видео уроки. Кроме этого, накануне урока, проверяя дистанционно выполненное задание, я могу не только оценить работу каждого ученика, что очень важно, но и проанализировать общую ситуацию с усвоением материала в данном классе и при необходимости внести корректировки в план урока. Это позволяет более эффективно контролировать процесс обучения. Составленные мною работы соответствуют уровню учащихся 9-11 классов.
Положительными моментами дистанционной формы контроля являются:
обучающийся получает независимую оценку; работа ученика может продолжаться в связи с карантином (эпидемия Гриппа); температурным режимом (понижение температуры);
облегчается работа учителя (при составлении и проверке тестов);
учащийся повышает уровень знаний по данной теме;
учащийся отрабатывает умения и навыки по данной теме.
На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет учащимся и студентам работать по индивидуальным планам, имея при этом возможность консультаций со стороны учителя, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по математике. Анализируя ФГОС общего образования второго поколения, замечаю, что именно дистанционное обучение может сыграть особенную роль в формирования у учащихся современных представлений об обобщенной структуре личности и деятельности человека. А именно в таких сферах деятельности человека как интеллектуальной, ценностноэтической, трудовой, коммуникативной, эстетической. Такой вывод можно сделать благодаря тому, что ключевой особенностью среды дистанционного обучения является цель максимально способствовать удовлетворению и развитию образовательных потребностей ее обучающихся.
Нельзя забывать о важности дистанционно обучения при инклюзивном обучении. Кроме того, надо помнить, что дистанционное обучение это не панацея, а хороший десерт. Не надо злоупотреблять им и заставлять всех этим заниматься.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/22/s_5d35699939092/1185457_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/22/s_5d35699939092/1185457_6.png)