Государственное образовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 » города Воркуты
Круглый стол
«Психолого-педагогическая поддержка детей с аутизмом»
Педагог-психолог: Желонкина Ю В.
2016-2017 учебный год
Я хочу рассказать Вам о некоторых приемах своей работы с аутичными детьми. Эти приемы проверены мной на практике и дают хорошие результаты. Поскольку дети данной категории очень избирательны в общении, возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены. Основной акцент делается на анализе анамнестических данных об особенностях развития ребенка, полученных с помощью опроса представителей ближайшего социального окружения, а также на наблюдении за ребенком в различных ситуациях общения и деятельности.
Самое главное в моей работе это установить эмоциональный контакт с аутичным ребенком, вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность, для дальнейшей его адаптации в обществе.
Аутичные дети плохо осознают свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому в нашей комнате психологической разгрузки размещены несколько зеркал. Время от времени я стараюсь привлекать внимание детей к его отражению в зеркале. Этот прием также дает положительный результат.
Для снижения уровня тревожности в своей работе я использую релаксационные игры.
Так как дети с синдромом раннего детского аутизма психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически, им очень важна частая смена деятельности, На каждый вид деятельности занимается по времени не более 7 минут.
Так же таким детям свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. И чтобы отвлечь его от этого занятия я успешно использую эмоционально насыщенные ритмические игры, танцевальные движения (физминутки) Благодаря этому, по моим наблюдениям такого рода занятия способствуют уменьшению двигательных расстройств.
Аутичным детям очень нравиться рисовать красками (кисточками, тряпочкой и особенно пальцами), что помогает снятию излишнего
С этой целью полезна так же работа с песком, глиной, пшеном, водой.
Все вышеперечисленные приемы, которые я использую в своей работе относятся к сенсорным играм, как возможность установления контакта с аутичным ребенком. Сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным «соблазнением» ребенка. Ребенок проникнется доверием, и именно в этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта. Виды сенсорных игр разнообразны. Как я уже называла это игры с красками «Цветная вода»
Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект
Не менее интересны и игры с крупами. Высыпать гречку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагается ребенку присоединиться. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено его повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравиться.
В заключении об играх хочется сказать следующее:(если вдруг роди тели захотят поиграть дома)
— если ребенок не включается в игру, не настаивайте, но обязательно попробуйте в следующий раз;
— помните, что ребенка могут испугать новые яркие впечатления, и при признаках страха немедленно прекратите игру;
— понравившаяся игра потребует некоторого количества повторений;
— не затягивайте сюжетную линию, так как произвольное внимание ребенка кратковременно;
— во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая вам в лицо, и ваша реакция даст ему подтверждение того, что вы его понимаете. Это важно!
Учитывая все эти правила можно добиться хороших результатов, и расположения ребенка.
Установив эмоциональный контакт с аутичным ребенком, уже идет работа над его поведением.
Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.
Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, перенос правильной модели из одной ситуации в другую. Данная методика дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать.
В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при систематическом использовании и в условиях домашней обстановке, при терпеливом и внимательном отношении к ребенку.
Успех социальной адаптации аутичного ребенка, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Для организации бытового поведения аутичных детей, формирования у них навыков социально-бытовой адаптации можно выделить следующие рекомендации, которые могут пригодиться родителям и педагогам аутичных детей и которые в свою очередь были использованы мной в работе:
— на начальных этапах обучения главной задачей является формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания;
— следует формулировать свою просьбу четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд. Если он не реагирует на нее, следует выполнять ее вместе, либо управляя руками ребенка, либо поручая ему отдельные операции;
— при обучении навыкам бытового поведения необходимы четкая схема действий, зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день;
— в качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, обычную похвалу. Важно, что ребенок сразу получал награду после подкрепляемого поведения;
— необходимо учитывать возрастные особенности. Следует чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Не стоит лишний раз обращаться с просьбой, когда его внимание поглощено чем –то другим, лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его и затем обратиться с просьбой;
— не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся ситуациях;
— близких не должно огорчать и раздражать то, что ребенку, казалось бы уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация;
— процесс освоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., 2008.
Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичнымы детьми. - М.:Теревинф,2003.70с.
Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336с.
Питерс Т. Аутизм: От теоретический понимания к педагогическому воздействию. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.