«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
«Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего»
Михаил Ломоносов
Эти слова принадлежат гениальному Михаилу Ломоносову. К этому можно добавить только одно: необходимо не только помнить историю своего народа, но и чтить память великих предков.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников. Именно обстановка праздников и развлечений помогает детям ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое
тёплое и дорогое отношение к уголку Родины, в котором он живет. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Самый важный этап работы в нравственно-патриотическом воспитании детей, я считаю, является знакомство с главной символикой страны. В повседневной жизни детского сада мы объясняем детям, для чего нужны стране флаг, гимн, герб. Им доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, именно эти символы служат нашей стране. Представление детей о назначении государственных символов тесно связано с важной задачей, как воспитание любви, так и уважения к Родине, гордости за что, они граждане своей страны.
Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом и гербом страны.
Затем знакомим детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие – текст и музыку. Объясняем правила его использования. Рассказываем о его происхождении, назначении, содержании.
Гимн России — один из символов нашего государства, патриотизма, и смысл его заключается в том, что он представляет нашу страну, участвует в патриотическом воспитании населения. Это очень торжественная, величественная музыка. Это самая главная песня нашей страны. Объясните детям, когда слушают гимн, голова должна быть обращена к государственному флагу. Все мужчины, в том числе и мальчики, должны снять головные уборы. Военные отдают честь. Ни в коем случае нельзя слушать гимн сидя или лёжа.
Можно в процессе беседы с детьми поделится, что у каждого человека при исполнении гимна возникают различные ассоциации, один – вспоминает бескрайние просторы России, любитель русской старины вспомнит древние святыни, а кто-то обратит свой мысленный взор к городу, в котором родился, где остался родительский дом.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
В своей работе я использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, инсценировок народных сказок, провожу знакомство с музыкальными народными инструментами, так же народные оркестры включаются в программу праздников – ложки, бубенцы, бубны, погремушки. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”.
Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников, так как они занимательны по форме, доступны для их возрастного развития и несут в себе тысячелетний опыт народных традиций.
Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются мной не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.
Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе можно и нужно проводить на музыкальных занятиях знакомя детей с произведениями русских классиков и творчеством современных композиторов, пишущих для детей это М. И. Глинка, Д. Шостакович, А. С. Даргомыжский, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков П. И. Чайковского М. П. Мусоргского и многие другие. Все они разнообразны по тематике и жанрам, рисуют события жизни.
В отдельных случаях можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная и классическая музыка включается в занятия по изобразительной деятельности. Когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов, просто рисуют под музыку или переносят услышанные музыкальные образы в свой рисунок.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Невозможно оценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.
В нашем детском саду мы проводим: тематические праздники, государственные праздники, фольклорно-народные праздники, театрализованные представления.
Ко всему этому можно отнести: Праздник Осени, День матери, 1 сентября- День Знаний, Новый год, Рождество, 8 Марта, Масленица, 23 февраля, День Народного Единства, День Победы, День Здоровья, День Космонавтики, День Планеты, День Защиты Детей, Пасха День Театра, осенние и весенние ярмарки, кукольные спектакли и театральные представления и многие другие.
«День Матери»
Главным этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка – дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей - это слово «Мама» - самое прекрасное слово на земле.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.
Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песня о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Мы проводим праздники посвященные матерям – День Матери, 8 Марта.
23 февраля
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятам. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желание ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
День Победы
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши деды и прадеды. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота и гражданина.
В этой теме раскрывается величие подвига советского солдата. Происходит знакомство детей с песнями тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания. Полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти ребят и являются важнейших фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
День Народного единства
Не так давно в нашем календаре появился особенный праздник - День народного единства, который отмечается 4 ноября.
Благодаря этому празднику у детей:
формируются знания о России, как о многонациональной стране;
формируется интерес к изучению истории своей Родины;
воспитывается толерантное отношение к людям разных национальностей.
День народного единства признан напомнить, что россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям, вероисповеданиям - это единый народ с общей исторической судьбой и одним будущим. Славные героические свершения предков всегда будут служить нам примером солидарности и патриотизма.
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
Считаю, что музыка и мероприятия, проводимые мною и другими педагогами помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, Родину, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.