СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для выпускной квалификационной работы "Использование спортивно-игрового метода на уроках гимнастики"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ГИМНАСТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА.  Материал содержит доклад .

Просмотр содержимого документа
«Доклад для выпускной квалификационной работы "Использование спортивно-игрового метода на уроках гимнастики"»

Здравствуйте, уважаемые председатель и

члены государственной аттестационной комиссии!

 вашему вниманию предоставляется доклад на тему выпускной квалификационной работы: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ГИМНАСТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА.

студентки 6-го курса Зайцевой Ирины Владимировны


Современное состояние школьного физического воспитания по-прежнему является предметом дискуссий среди специалистов. Среди важнейших остается актуальной проблема повышения эффективности и уроков физической культуры в общеобразовательной школе. Особого внимания заслуживают уроки гимнастики, которые в силу своей специфики и травмоопасности предъявляют повышенные требования к организационному обеспечению

Одним из направлений повышения эффективности школьных уроков гимнастики может стать использование соревновательно-игрового метода.

Соревновательно-игровой метод предполагает выработку, умений и навыков, приобретение знаний, совершенствование физических и морально-волевых качеств в условиях игровой и соревновательной деятельности.

Использование соревновательно-игрового метода приводит к повышению активности, заинтересованности учащихся в результатах своей работы на уроке, что положительно влияет на качество обучения и уровень физической подготовленности.

Несмотря на это, в практике проведения уроков гимнастики в среднем школьном возрасте данный метод используется явно недостаточно.

В связи с этим, возникает необходимость поиска путей повышения эффективности уроков гимнастики в среднем школьном возрасте с использованием соревновательно-игрового метода.

В качестве гипотезы было предположение о том, что специально разработанная методика применения соревновательно-игрового метода позволит повысить эффективность уроков гимнастики в среднем школьном возрасте.

Объектом исследования являлся процесс физического воспитания в среднем школьном возрасте.

Предметом исследования была методика использования соревновательно-игрового метода на уроках гимнастики в 8-х классах.

Целью работы стало теоретическое и экспериментальное обоснование методики применения соревновательно-игрового метода на уроках гимнастики в среднем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать методику использования соревновательно-игрового метода на уроках гимнастики в 8-х классах.

3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики.

В исследовании были использованы общепринятые методы:

1.Теоретический анализ и обобщение литературных источников

2.Педагогическое наблюдение

3.Контрольное тестирование

4.Педагогический эксперимент.

5.Методы математической обработки результатов

Организация исследования

Исследование проходило в три этапа:

1 этап – (сентябрь – октябрь 2015 г.) - анализ литературы по проблеме повышения эффективности уроков гимнастики с использованием соревновательно-игрового метода, что дало возможность обосновать цель, сформулировать задачи исследования и разработать экспериментальную методику.

2 этап – (ноябрь – декабрь 2015 г.) был посвящен проведению формирующего эксперимента. В педагогическом эксперименте, который проводился в МКОУ Старокриушанской СОШ приняло участие 29 школьников. В контрольном классе (14 учеников) уроки гимнастики проводились по общепринятой методике, в экспериментальном классе (15 учеников) уроки проводились по разработанной нами программе.

3 этап – (январь – март 2016 г.) - обработка и анализ полученных результатов педагогического эксперимента, формулирование выводов, оформление текста работы.

Экспериментальная методика

При разработке экспериментальной методики мы исходили из того, что из многообразия упражнений лучше использовать новые, незнакомые и те, которые редко выполняются. Подбор игровых и соревновательных заданий осуществлялся с учетом следующих методических положений:

1. Задания на проявление максимальных возможностей учащихся должны обеспечивать разностороннее воздействие на двигательные способности и пропорциональное развитие основных мышечных групп;

2. Задания на повышение качества выполнения гимнастических упражнений должны быть связаны с изучаемым программным материалом.

3. Для повышения активности и заинтересованности в освоении учебного материала использовать задания на внимание и отражение теоретических знаний (техника выполнения гимнастических элементов, ошибки, приемы страховки и самостраховки).

4. Упражнения должны иметь определенную степень вариативности для выполнения учениками с разным уровнем подготовленности.

Во вводной части урока использовались упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей работе в основной части. Приложение 1

В основной части урока игровые задания подбирались с целью закрепления теоретических сведений, изученных элементов и сформированных навыков («Точный рассказ», «Найди ошибку», «Судья»). Приложение 2

После изучения и совершенствования гимнастических элементов в состязательной форме проводились специальные упражнения на совершенствование основных физических качеств, а также комбинированные эстафеты с использованием гимнастических элементов и оборудования. Победители получали отличные оценки, проигравшие – дополнительные задания.

Результаты исследования.

В начале эксперимента для определения исходного уровня физической подготовленности учащихся в исследуемых классах было проведено предварительное тестирование. Обработка данных показала одинаковый уровень физической подготовленности школьников в контрольном и экспериментальном классах. Достоверных различий средних значений показателей физической подготовленности не выявлено – Р 0,05

Анализ данных, полученных в конце эксперимента, показал, что улучшение результатов произошло во всех тестах в обоих классах, но в экспериментальном классе зафиксированы более высокие показатели.

1.Самый большой прирост выявлен в тесте «Подтягивание» у мальчиков. В начале эксперимента мальчики подтягивались 5 раз. В конце эксперимента в контрольном классе результат приблизился к 6 (5,8), т.е. улучшение произошло на 13%, а в экспериментальном классе результат выше – 7,6 раз, что составило 46%. У девочек экспериментального класса в этом тесте тоже более высокие показатели, чем в контрольном классе – 19,5% и 7,5% соответственно. Это объясняется тем, что наша методика включала большое количество заданий на проявление максимальных возможностей в силовых упражнениях. Кроме того, стремление победить стимулировало учащихся к совершенствованию своих физических кондиций во внеурочное время и более осознанному выполнению домашних заданий.

2. В тесте «Поднимание ног» у учеников контрольного класса произошло улучшение на 8,9% (у мальчиков) и на 5,9% (у девочек), в то время как в экспериментальном классе показанный результат больше почти в три раза: 25,8% у мальчиков и у 13,1% девочек.

3. В прыжках в длину с места у мальчиков контрольного класса результат увеличился на 3,2% у мальчиков и на 3,0%у девочек, а в экспериментальном классе прирост более значимый и составил у мальчиков 11,1% и у девочек - 8,9%.

4. Результаты показателя, характеризующего проявление координационных способностей («Пять кувырков вперед»), также подтверждают преимущество уровня физической подготовленности учеников экспериментального класса. В контрольном классе результаты почти не изменились – менее одного процента, а в экспериментальном классе выявлен прирост в 6,6% у мальчиков и 6,1% у девочек.

Степень освоения программного материала каждым учеником и техника выполнения гимнастических элементов оценивались при выполнении зачетных комбинаций и являлись главным критерием при выведении итоговой оценки. Анализ и математическая обработка четвертных оценок учащихся исследуемых классов выявили следующую картину: в контрольном классе средний балл успеваемости составил 3,7 балла, в то время как в экспериментальном классе – 4,5 балла. Причем, количество пятерок и четверок в экспериментальном классе больше, чем в контрольном классе .

Наблюдения показали, что соревновательно-игровые задания побуждали учеников полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивали внимание, оперативное мышление и двигательную память, чувство ответственности.

Игровые задания и соревновательный характер выполнения упражнений позволили повысить двигательную активность учащихся на уроке за счет подключения эмоций. Стремление выполнять задания как можно лучше, без ошибок, быстрее, а также сознательному контролю своих действий при обучении и закреплении техники гимнастических элементов. Исходя из полученных данных, можно судить о том, что использование соревновательно-игрового метода на уроках гимнастики в экспериментальном классе положительно повлияло на эффективность учебного процесса по сравнению с контрольным классом.

выводы:

1. Проведенный анализ литературы позволил обобщить данные по проблеме исследования. Определены проблемы урока гимнастики и критерии его эффективности. Выявлена характеристика соревновательно-игрового метода, его возможности в повышении эмоциональности уроков, повышении физической и технической подготовленности учащихся, а также методика применения игровых и соревновательных упражнений на уроках гимнастики.

2. Основываясь на научно-методические данные, нами была разработана экспериментальная методика, направленная на повышение эффективности уроков гимнастики в среднем школьном возрасте с использованием соревновательно-игрового метода. Методика предполагала использование игровых, оригинальных упражнений и игр в вводной части урока.

В основной части урока подбирались игровые задания и составлялись эстафеты с целью совершенствования изученных элементов, закрепления сформированных навыков и закрепления теоретических сведений. Соревновательные задания выполнялись с акцентом на качество выполнения упражнений и на проявление максимальных физических возможностей.

3. В результате внедрения экспериментальной методики подтвердилась гипотеза исследования о возможности повышения эффективности уроков гимнастики в среднем школьном возрасте с применением соревновательно-игрового метода. Экспериментальная методика оказала положительное влияние на результаты учебного процесса: по соотношению положительных оценок и по среднему баллу успеваемости в конце четверти результаты экспериментального класса превосходят оценки контрольного класса.

Такое же превосходство показателей учеников экспериментального класса над результатами контрольного класса выявлено и в уровне физической подготовленности детей по всем четырем тестам по окончании эксперимента.

Таким образом, в ходе исследования экспериментально доказано, что целенаправленное, продуманное использование игровых и соревновательных упражнений значительно повышает эффективность уроков гимнастики в среднем школьном возрасте.