СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для выступления

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад для выступления»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Шерекинская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области





ВЫСТУПЛЕНИЕ

преподавателя-организатора ОБЖ





ДОКЛАД

по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему:

«Формы и методы работы на уроках ОБЖ при обучении детей с ОВЗ»













Преподаватель-организатор

ОБЖ- Третьякова В.В.



















д. Шерекино 2020 год.

Общие принципы и правила коррекционной работы:


1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: 
- игровые ситуации; 
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; 
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; 
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. 
Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. 
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. 
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. 
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными  нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно­двигательного  аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально­волевой  сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и  Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей  с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как  одна из важнейших задач государственной политики.        Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют  сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить  оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не  теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные  коммуникации с разными людьми.       Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство,  общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений,  являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных  условий для реализации его природных способностей. Задача школы – подготовить  выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и  качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя.       При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего  упрощения материала. Содержание становится эффективным средством  активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует  психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как  группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор  содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и  возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее  приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими  ОВЗ, считаются объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично  поисковый, коммуникативный, информационно­коммуникационный; методы  контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с  задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых  лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной  познавательной активности.   В ходе урока я использую  различные методы и приемы обучения, подбираю  наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям  учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие   методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны  на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки  с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки  могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний  учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и  эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,  разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в  ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на  доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное  задание лучше других. 3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных  моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления,  подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при  выполнении заданий. 4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами  используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;  переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей  на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после  выполнения задания повышенной трудности и т. д. 5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику  позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.  Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя  возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками  образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным.  На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые  фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к  демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать  устойчивые визуально­кинестетические и визуально­аудиальные условно­ рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной  работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в  дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации  привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность  ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети  имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.  Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс  интересным и выразительным 6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе  занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации  словарного запаса, развития связной речи. 7.Активные методы рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы  выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); 3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание  материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать  наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.  При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия,  содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы  обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.       В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для  развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.  На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, которую она получает  на каждый день. Постоянно работаю над развитием речи, формированием умения  работать с учебником, справочной литературой.       Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов,  нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной  степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает  познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности,  активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует  самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с  ОВЗ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!