Литвиненко Виктория Сергеевна
учитель географии МОУ Шаранчинская СОШ
Александрово-Заводского района
Забайкальского края.
Достижение личностных результатов обучающихся на уроках географии.
Восемнадцать лет я работаю учителем географии в МОУ Шаранчинской СОШ Александрово-Заводского района Забайкальского края. Формирование личностных результатов школьников я осуществляю на своих уроках, уроках географии. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Именно география обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным явлениям, процессам, фактам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности. Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование четких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников образовательного процесса.
Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационных наук. Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространство, время, природу, человеческое общество в тесном сплетении между собой сразу на всех уровнях. Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников личностных результатов.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Достичь этого возможно с помощью:
использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Развитию познавательной мыслительной активности на уроках географии способствует рациональная организация самостоятельной работы.
На уроках я применяю различные виды самостоятельной работы: задания, направленные на формулировку темы и задач урока, работа с текстом учебника, работа с картой, тесты, работа в парах, групповая работа.
Урок планирую так, чтобы включить каждого ученика в процесс активной мыслительной деятельности, а так же на способности применять и сохранять поставленную цель в течение всего урока.
Для того, чтобы школьники осознали себя как граждане Российской Федерации, как жители Забайкальского края на уроках географии использую разные приёмы. Например, стихотворения патриотического содержания помогают в воспитании чувства патриотизма у обучающихся. Урок в 8 классе по теме «ГП России».
Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна.
Страна просторов океанских,
Страна возможностей гигантских,
Страна Семёновых-Тяньшанских,
Страна, в которой жить, друзья,
Плохим географам нельзя! (Ефремов Ю.К.)
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чём звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте. (В. Боков)
Чтобы школьники имели представление о России как субъекте мирового географического пространства, организую на уроках географии в 8-11 классах обсуждение не только новостей РФ, но и тех событий, которые происходят в мире. При этом школьники всегда высказывают своё мнение и отношение к происходящим событиям. На уроках, связанных с экологией, обязательно задаю вопрос о том, что конкретно мы можем сделать для сохранения природы нашей планеты. Дети отвечают на этот вопрос и осознают, что они тоже часть природы и могут внести свой посильный вклад в улучшение состояния окружающей среды. На уроках в 6 классе, когда изучается расовый состав человечества, применяю связь с ИЗО. Учащиеся рисуют представителей разных рас, сравнивают внешние признаки и приходят к выводу, что люди разных рас отличаются только внешними признаками. Это учит детей толерантности в отношении других рас и наций. Неотъемлемой частью своих уроков географии считаю профориентационные блоки уроков. При изучении в 5-6 классе учащиеся знакомятся с профессиями геолога, археолога, океанолога, синоптика, гидролога, эколога. В 7-9 классе дети уже знают кто такие экономисты, демографы. В 10-11 классе этот список становится ещё больше: политолог, менеджер, специалисты по туризму, рекламе. По окончании среднего общего образования обучающиеся точно знают, что знания по географии им нужны практически во всех направлениях, какую бы профессию они не выбрали. География помогает в формировании правильного отношения к семейным ценностям. При изучении населения России в 9 классе и населения мира в 10 классе я предлагаю детям разыграть сценки, в которых они представляют себя в качестве многодетных или не имеющих детей родителей. При сравнении и выяснении положительных и отрицательных сторон школьники определяются с жизненными и моральными ценностями.
Форма выполнения задания может быть как устной, так и письменной. Важно разнообразить вид работы, а используемые методические приёмы зависят от уровня класса, от состояния оборудования, от навыков и способностей учащихся, характера темы. В течение урока управляю самостоятельной работой учащихся, помогаю овладеть отдельными её приёмами, оказываю помощь в случае возникновения трудностей. В своей практике также использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский. Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность. Умение обучающихся сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий – важное направление метапредметных результатов.
На уроках географии создаю обстановку доверия, обеспечиваю сотрудничество между обучающимися. Они с удовольствием работают над предложенными мною видами деятельности: создают презентации, проекты, пишут рефераты, доклады.
Учащиеся нашей школы ежегодно выбирают географию для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Это важный показатель того, что на уроках географии удаётся достичь личностных результатов каждого обучающегося, активизировать познавательный интерес школьников.