СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Достоинства и недостатки традиционных способов подготовки к межкультурному взаимодействию"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Достоинства и недостатки традиционных способов подготовки к межкультурному взаимодействию"»





ДОКЛАД



Достоинства и недостатки традиционных



способов подготовки к межкультурному взаимодействию




































БРУШНИВСКАЯ ГАЛИНА ЮРЬЕВНА


Содержание



Введение 3

1. Достоинства и недостатки традиционных способов подготовки к межкультурному взаимодействию 4

Заключение 8

Список используемой литературы 9





Введение



На сегодняшний день вопросы межкультурного взаимодействия особенно актуальны в современном мире в связи с усилением международных взаимоотношений и процессов глобализации. Несмотря на нестабильную мировую политическую ситуацию, расширяется сеть экономических, социальных и культурных связей, необычайный рост наблюдается в международной индустрии бизнеса и торговли. Вследствие чего остро встаёт вопрос о совершенствовании системы образования и подготовки специалистов к осуществлению эффективного межкультурного взаимодействия с целью соответствия последним достижениям цивилизации [1, с. 10].

Однако процесс подготовки к межкультурному взаимодействию несет в себе множество проблем, связанных с его реализацией. Проблемы межкультурного взаимодействия как системы обмена идеями, способствующей осознанию уникальности собственной и иной культур, раскрываются в трудах М. М. Бахтина, B. С. Библера, П. С. Гуревича, М. С. Кагана и Ю. Хабермаса [3, с. 97]. Рассматривали вопросы подготовки к межкультурному взаимодействию Л. А. Белова, Т. В. Кузьмина, Л. В. Павлова [1, с. 9], [2, с. 1], [4, с. 1226]. Рассмотрим, на чём основано возникновение процессов межкультурного взаимодействия более подробно.



1. Достоинства и недостатки традиционных способов подготовки к межкультурному взаимодействию



Возникновение межкультурного диалога основано на тяготении различных культур к инородным ценностям, но культура отторгается, если сама не делится ценностями, так межкультурное взаимодействие объясняет стремление культур к взаимопроникновению и синтезу, представляющему качественно отличное от элементарной суммы соединение элементов, с возникновением нового культурного явления, модели социокультурного устройства, стиля или течения.

Именно по такому принципу и осуществляется межкультурное взаимодействие на протяжении всей истории человечества: культуры контактируют и пополняются элементами друг друга, что приводит к образованию всё новых и новых явлений культуры. С межкультурным взаимодействием связан такой термин, как межкультурная коммуникация, рассмотрим, что он из себя представляет.

Межкультурная коммуникация — это средство обмена информацией через систему знаков во взаимодействии двух и более коммуникантов. Рассматривали термин «межкультурная коммуникация» К. Гирц, В. Гудикунст, Г. Трейгер, Г. Триандис, Э. Холл и Г. Хофигтеде, а проблемы межкультурной коммуникации изучали Д. Б. Гудков, В. В. Красных, Л. В. Куликова, О. A. Леонтович, Ю. А. Сорокин, А. П. Садохин, И. А. Стернин, В. П. Фурманова и Н. Л. Шамне.

В настоящее межкультурная коммуникация не полностью оформилась как наука, а с начала XXI века в ней наблюдаются кризисные моменты, несмотря на её введение в реестр вузовских дисциплин. Однако сам факт изучения основ межкультурной коммуникации в высших учебных заведениях говорит о развитии современной системы образования в направлении глобализации, толерантности и укреплении связей между культурами, что отражено в образовательных нормативных актах.

Выяснив, что представляет из себя межкультурная коммуникация, дадим определение межкультурному взаимодействию. С появлением категории «межкультурная коммуникация» обострилась неопределенность термина «межкультурное взаимодействие» и возникли два противоположных подхода к данному вопросу. Первый подход (представителями которого являются такие учёные как А. П. Садохин, А. Г. Асмолов, С. К. Бондырева, Е. И. Дворникова, П. М. Козырева, В.Ф.М. Уолцер и В. В. Шалин) соединяет эти понятия воедино, и трактует как взаимосвязь между культурами разных народов.

Второй подход (представляют А. A. Белик, В. В. Кочетков, Н. М. Лебедева, Е. А. Сайко, 3. В. Сикевич, Н. Г. Скворцов и Т. Г. Стефаненко) напротив, разводит данные понятия и признаёт в них различные виды деятельности [3, с. 97-99]. Учёные по-разному подходили к определению термина межкультурное взаимодействие, так межкультурное взаимодействие по А. В. Матецкой — это отношения, образующиеся и существующие между культурными единицами. И. А. Ильяева и Е. В. Хованова отмечают, что в настоящее время значительно возросла роль межкультурного взаимодействия в образовательном пространстве, которое выступает как условие и инструмент личностного развития, основанный на педагогике толерантности [4, с. 1226].

Подготовка к межкультурному взаимодействию — это система мер, направленных на обучение, отработку на практике и реализацию эффективного общения между представителями двух и более культур, народов, религий и т. д.

На сегодняшний день существует несколько моделей подготовки к межкультурному взаимодействию: дидактическая, когнитивная, культурно- специфическая, общекультурная, поведенческая, эмоциональная и эмпирическая. В подготовке к межкультурному взаимодействию существуют такие типы обучающих программ как инструктаж, ориентирование, просвещение и тренинг. Подготовка к межкультурному взаимодействию имеет много положительных моментов, однако, кроме того, необходимо учитывать возможные последствия взаимодействия культур, так в последствиях межкультурных контактов С. Бочнер описал ассимиляцию, геноцид, интеграцию и сегрегацию [5, с. 165-170]. Все эти виды последствий межкультурного взаимодействия существовали начиная от времени создания первых цивилизаций и культур, и некоторые из них наблюдаются в разной степени и в наши дни.

Подготовка к межкультурному взаимодействию положительно сказывается на всестороннем развитии личности, в таких аспектах как: большая востребованность в современном мире специалистов, владеющих навыками межкультурного взаимодействия; повышение мотивации к изучению иностранного языка и культуры иных народов; повышение гибкости мышления и толерантности обучающихся, что помогает им как в межкультурном общении, так и в коммуникации с людьми одной с ними культуры; обучаемые включаются в широкий культурный контекст, чем повышают свою конкурентоспособность; в глобальном аспекте воспитание терпимости к иным народам и культурам является профилактикой экстремизма и проявлений актов агрессии к людям, отличающимся от обучающихся по каким-либо признакам (национальность, цвет кожи, пол, сексуальная ориентация и т. д.).

Однако очевидными трудностями в подготовке специалистов к межкультурному взаимодействию являются: недостаточное знание иностранного языка, либо недостаток практики разговорной и письменной речи; языковой барьер в межкультурном общении; отсутствие возможности применить полученные знания в жизни; наличие стереотипов и предрассудков о различных нациях и культурах; общая неосведомлённость о культуре, традициях и жизненном укладе иных народов; нестабильная глобальная политическая ситуация; недостаток самоорганизации для самостоятельного изучения пробелов в знаниях в данной области; ригидность мышления (как преподавателей, так и обучающихся); и, наконец, занятия по межкультурному взаимодействию – это дополнительные усилия для преподавателей [1, с. 12].

Способами решения данных проблем являются: введение в школьную программу и программу учреждений среднего профессионального образования занятий, посвященных подготовке к межкультурному взаимодействию; увеличение количества часов по подготовке к межкультурному взаимодействию в высших учебных заведениях; проведение культурных мероприятий (международных выставок, фестивалей, проектов, конкурсов, олимпиад и т. д.); проведение видеоконференций с коллегами из иностранных учебных заведений; ознакомление с тематическими иностранными фильмами, сайтами, музыкой, лекциями, книгами, газетами и журналами; тренинги; дискуссии; обучающие деловые и ролевые игры; интерактивные виртуальные экскурсии по городам разных стран; переписка и общение по видеосвязи с людьми со всего мира.




Заключение



Таким образом, подготовка к межкультурному взаимодействию представляет собой систему мер, направленных на обучение, отработку на практике и реализацию эффективного общения между представителями двух и более культур, народов, религий и т. д.

В процессе общения представителей разных культур могут возникнуть проблемы, например: недостаточное знание иностранного языка, либо отсутствие разговорной практики в результате чего возникает языковой барьер; наличие стереотипов и предрассудков о различных нациях и культурах; общая неосведомлённость о культуре. Всё это может стать причиной нестандартных ситуаций в процессе межкультурного взаимодействия, именно поэтому правильная и качественная подготовка имеет большое значение.

Для избежания или предотвращения подобных ситуаций следует предпринять ряд мер: увеличить количество часов подготовки к межкультурному взаимодействию в высших учебных заведениях; проводить международные выставки, фестивали, проекты, конкурсы, олимпиады и т. д.). Для изучения культуры следует ознакомиться с иностранными фильмами, сайтами, музыкой, лекциями, книгами, газетами и журналами. Еще один вариант – интерактивные виртуальные экскурсии по городам разных стран и переписка или общение по видеосвязи с людьми со всего мира.



Список литературы



1. Белова Л. А., Заседателева М. Г., Быстрай Е. Б., Штыкова Т. В. Подготовка будущих учителей к межкультурному профессиональному взаимодействию с использованием технологии CLIL [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 9-6.

2. Кузьмина Т. В. Подготовка учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы к межкультурному взаимодействию : на примере образовательной области «Иностранные языки» : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Ульян. гос, пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2006. 23 с.

3. Курбан Е. Н. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов [Текст] // Журнал Социум и власть. 2013. № 1 (39). С. 97-101.

4. Павлова Л. В. Подготовка подростков к толерантному межкультурному взаимодействию в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 9. С. 1226-1230 [Электронный ресурс]. Режим доступа : http: //e-koncept.ru/2017/970572.htm.

5. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М. : Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.




7