СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  на заседание  школьного методического объединения учителей английского языка 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка"»



Доклад на ШМО учителей английского языка

«Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка»
















Кудриной Инны Александровны,

учителя ГОУ ЛНР «Свердловская средняя школа № 7 имени художницы Екатерины Литовченко»













г. Свердловск

2019


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема

    1. Духовно-нравственные принципы и ценности современного 5

общества

1.2. Проблемы нравственного воспитания современных школьников 7

Глава II. Нравственно-ориентированное воспитание на уроках иностранного языка

2.1. Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников 10

2.2. Ожидаемые результаты духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

















Введение


В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике.  И это не случайно. Наступил новый этап развития общества. Он связан с изменением менталитета социума и ценностных ориентиров подрастающего поколения. Человечество стало игнорировать такое проявление нравственности, как сопереживание, сострадание, эмпатия. К сожалению, уважение к другим отходит на второй план. Поэтому остро ощущается потребность в воспитании духовно-нравственной развитой личности, которая способна не только потреблять, но и давать взамен.

Современное общество ставит перед учителем непростую задачу – «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного ответственного, творческого, инициативного компетентностного гражданина » [4, с. 33].

В связи с переходом на государственный образовательный стандарт работа с учащимися в школах должна быть направлена на духовно- нравственное воспитание учащихся и их социализацию. Однако, говоря сегодня о духовно- нравственном развитии человека, было бы неправильным считать, что оно формируется только во внеклассной и внешкольной деятельности. Большинство важных вопросов, связанных с воспитанием нравственности, морали, можно и нужно решать в процессе преподавания учебных предметов.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. «Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка» [1, с. 33].

Язык – это хранилище культуры народа. В нем представлены исторический опыт этноса, эстетические, этические, моральные и воспитательные идеалы. Поэтому, духовно-нравственное воспитание активно формируется на уроках иностранного языка, где закладываются навыки критического мышления, помогающие сопоставить собственные убеждения с компонентами социальной нравственности, общепринятыми нормами морали. Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

В частности, английский язык сегодня содержит знания из различных областей жизни человека. В этом смысле следует рассматривать его не как цель обучения, а как средство познания мира. На уроках английского языка обсуждаются проблемы толерантности, благотворительности, материализма и национальной культуры, проводятся беседы о семейных ценностях, волевых качествах, совести, силе духа.

Исходя из вышеизложенного, цель написания реферата по данной теме состоит в том, чтобы доказать необходимость формирования духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения, изучить степень потребности в самообразовании, самовоспитании морально-волевых качеств, осветить проблемы воспитания культуры поведения и сознательной дисциплины, рассмотреть методы и приемы воспитания духовно-нравственного сознания молодого поколения на уроках иностранных языков.

Работая над этой проблемой, была определена основная задача, которая заключается в том, чтобы проанализировать духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка как среду воздействия на молодое поколение.



Глава I. Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема

1.1. Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества

Наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Гуманитарный кризис обнажил глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо, прежде всего, разобраться, что такое духовность и нравственность и всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным.

Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.



1.2. Проблемы нравственного воспитания современных школьников

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, являются следующие.

Как известно, личность учителя играет важную роль в процессе воспитания, поэтому первая проблема связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

· опыт переживания высоких духовных состояний;

· опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;

· опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;

· опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:

· опыт разрешения нравственных проблем;

· опыт содержательного, духовного общения;

· опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.).

Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.

Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться учащимся, следует считать:

- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;

- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;

- долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;

- гражданственность как чувство неразрывной связи с Отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

- культура чувств, умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;

- способность к нравственному усилию, как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;

- чувство эмпатии, эмоциональное "чувствование" другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам.

Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.


Глава II. Нравственно-ориентированное воспитание на уроках иностранного языка

2.1. Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников

Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи и молодежи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. В отличие от групповой работы в ролевой игре каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение, возможность анализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения, нравственная направленность оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения

Ролевая игра – одновременно и учебная и игровая практика. Для обучающихся – это творчество, и учебный характер данной деятельности для них не осознанный. Для учителя – это уникальная возможность добиваться поставленных целей и задач на уроке иностранного языка: овладение новыми лексическими единицами, развитие навыков диалогической речи, отработка монологических высказываний, обучение правилам этикета, воспитание духовно-нравственной и толерантной личности и т. д.

Таким образом, в ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.  

В XXI веке перед учителем английского языка стоят современные задачи, открывающие дорогу инициативе, проявлению креативности, мотивирующие на поиск нового активного педагогического инструмента обучения. Учитывая тот факт, что сегодняшние учащиеся увлечены компьютером, таким мощным инструментом может быть использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Б.Ю.Щербаков рассматривает ИКТ как «наиболее перспективное направление, интегративным  составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение». [8, с. 55]

Одним из наиболее перспективных является использование  информационно-коммуникативных технологий  в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся. Многие учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к компьютерным технологиям можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников.

К сожалению, мы не можем часто вывозить школьников на экскурсии за пределы нашей республики и посещать знаменитые театры и музеи, но благодаря современным информационно-коммуникативных технологиям это стало возможным. Благодаря Интернету, находясь в классе, мы можем совершать виртуальные экскурсии по Эрмитажу и Британскому музею, по Третьяковской галерее и галерее Тэйт в Лондоне; смотреть постановки в Большом театре и Шекспировском театре и т.д.

При этом учащиеся не пассивно воспринимают представленную им информацию, а активно включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как к друг другу, так и к представителям других культур. Так, учащиеся 5 класса успешно выполняют проекты и создают презентации на темы «That is what I like about my school», “My pet”, “Traditions in my family”, “Let’s travel together”. Учащиеся 10 класса разрабатывают презентации по темам “We are what we eat”, “Teenagers in Great Britain”, “School uniforms ”. Ребята 8 классов защищают проекты по темам “How to break the ice”, “Tasty traditions”, “New Images For You”.

Работая в группах над проектами и презентациями, учащиеся учатся уважать друг друга, уважать право других людей отличаться от них, а также осознают, что принадлежать не только к окружающему им сообществу, но и являются субъектами всего мира.

Наблюдения и сопоставительный анализ результатов обученности классов, где информационно-коммуникативные технологии применятся в системе, показывают следующее: учащиеся показывают более высокую степень мотивации, заинтересованности английским языком, демонстрируют достаточно хороший уровень коммуникативной компетенции и воспитанности, а также  отличаются информационной компетентностью и умением работать в группах, коллективе.

Безусловно, применение информационно-коммуникативных технологий способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, ведет к раскрытию и развитию личностных качеств учащихся, но надо придерживаться правила золотой середины - только разумное сочетание традиционных и активных форм и методов обучения с применением информационно-коммуникативных технологий способствует достижению успеха.

Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по учебно-методическому комплекту «Английский в фокусе», даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “ Culture Corner” , “Extensive Reading”, “Spotlight on Russia”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, обычаям и традициям.


2.2. Ожидаемые результаты работы духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, культурно-историческому наследию страны изучаемого языка;

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры и страны изучаемого языка;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.



Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме on-line, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.



Список использованной литературы

1. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.

2. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.

3. Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в современных образовательных учреждениях: (В контексте идей В.А. Сухомлинского) // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество. - Оренбург: Изд-во ОГПУ. - 2003. - Ч.7. - C. 12-17.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект // / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А.Зимняя.-К.: Образование, 1991.-220с.

6. Кречетова А.В. Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания // Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. - Самара, 2009г. – 3с

7. Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка//Образование – 2007.-№11

8. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. / Г. В. Драч. - М. : Логос, 2001. - 144 с.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!